г. Барнаул 15 февраля 2012 года Судья Октябрьского районного суда г. Барнаула САВИНКОВ А.А., при участии представителя Алтайской таможни Г. рассмотрев материалы административного дела в отношении ЗАО «Рус-Авто», местонахождение <адрес>, по ст. 16.2 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, У С Т А Н О В И Л 01.10.2011 года на таможенную территорию таможенного союза из Нидерландов в адрес ОАО «Сибэнергомаш» (Россия, г. Барнаул) таможенным перевозчиком ЗАО «РУС-АВТО» в зоне деятельности таможенного поста «Берестовица» Гродненской региональной таможни Республики Беларусь был ввезен товар – кровельная система «BossCover EPDM», в ассортименте и количестве, согласно книжки МДП № VХ66939831 от 28.09.2011 года, международной товарно-транспортной накладной (CMR) № 2011-1295 от 28.09.2011 года, инвойсу № 21105196 от 11.07.2011 года. Товар перемещался автомобильным транспортом в соответствии с процедурой международной перевозки грузов дорожными транспортными средствами, установленной Таможенной конвенцией международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, заключена в Женеве 14.11.1975 года). Держателем книжки МДП № VХ66939831 от ДД.ММ.ГГГГ и перевозчиком являлось ЗАО «РУС-АВТО». 01.10.2011 года должностным лицом ПТО «Берестовица» Гродненской региональной таможни Республики Беларусь представителю перевозчика – водителю-экспедитору ЗАО «РУС-АВТО» Коломейчуку В.Н. была открыта таможенная процедура таможенного транзита. Книжка МДП № VХ66939831 от 28.09.2011 года была использована в качестве транзитной декларации, которой был присвоен № 11216419/011011/0107593. ЗАО «РУС-АВТО» был установлен срок доставки на Барнаульский таможенный пост Алтайской таможни до 15.10.2011 года. 10.10.2011 года водителем-экспедитором ЗАО «РУС-АВТО» Коломейчуком В.Н., с целью завершения таможенной процедуры таможенного транзита, в соответствии со ст. 225 Таможенного кодекса таможенного союза, должностному лицу Барнаульского таможенного поста Алтайской таможни были представлены следующие документы: книжка МДП № VХ66939831 от 28.09.2011 года, международная товарно-транспортная накладная (CMR) № 2011-1295 от 28.09.2011 года, инвойс № 21105196 от 11.07.2011 года. Согласно представленным документам в автотранспортном средстве (государственныеи регистрационные номера О513ТХ199/ВР399777) находился следующий товар: мембрана «BossCover EPDM» - 18 рулонов, весом брутто 3.902 кг.; мембрана «BossCover EPDM» - 21 рулон, весом брутто 4096 кг.; водосточный желоб EPDM - 50 штук, весом брутто 25 кг.; самоклеющийся материал EPDM 45х45 см. – 50 штук, весом брутто 30 кг.; распыляемый клей «BossCover» по 20 л. – 60 канистр, весом брутто 1.056 кг.; соединительная лента 4 дюйма х 30.48 м. – 40 рулонов, весом брутто 138 кг.; гидроизоляция стыков 6 дюймов х 30.48 м. – 2 рулона, весом брутто 20 кг.; ролик силиконовый 40 мм. – 6 штук, весом брутто 2 кг.; ролик латунный 6x28 мм. – 6 штук, весом брутто 3 кг.; резиновый герметик «Mawipex» в тубах по 310 мл. – 20 картриджей, весом брутто 9 кг.; грунтовка FS по 11,3 литра – 5 ведер, весом брутто 49 кг.; ручка подушки для грунтовки, белая – 3 штуки, весом брутто 1 кг.; подушка для грунтовки, красная – 20 штук, весом брутто 1 кг.; мел белый для EPDM в коробке по 12 штук – 1 коробка, весом брутто 1 кг.; подъемное устройство «Bocker lift Junior» – 1 штука, весом брутто 1.100 кг.; подъемное устройство «Hinowa Goldlift» – 1 штука, весом брутто 3.000 кг. Общий вес брутто товара указан 13.433 кг. (с учетом веса поддонов), количество грузовых мест - 12. Представителю перевозчика было выдано подтверждение о прибытии № 10605020/101011/0002435. В тот же день должностным лицом Барнаульского таможенного поста таможенная процедура таможенного транзита товара была завершена путем проставления даты и штампа «товар поступил» в CMR № 2011-1295 от 28.09.2011 года, а также внесена запись № 000476 в журнал учета завершения таможенной процедуры таможенного транзита по книжкам МДП Барнаульского таможенного поста. При помещении товара на склад временного хранения ОАО «АлтайПресс» (свидетельство № 10605/100047 от 02.06.2011 года), расположенный по адресу: <адрес>, было выявлено, что фактически вес товара составляет 14.565 кг., а не 13.433 кг., как указано в товаросопроводительных документах. О несоответствии веса товара работниками СВХ был составлен акт несоответствия № 97 от 10.10.2011 года. 12 и 13 октября 2011 года должностным лицом отдела таможенного досмотра Барнаульского таможенного поста Алтайской таможни на основании поручения на досмотр № 10605020/121011/000811 был проведен таможенный досмотр товара, поступившего по книжке МДП № VХ66939831 от 28.09.2011 года, CMR №2011-1295 от 28.09.2011 года. Таможенный досмотр проводился на СВХ ОАО «АлтайПресс» с полным взвешиванием и пересчетом грузовых мест, в объеме 100 %, с применением фотоаппаратуры. В результате таможенного досмотра установлено, что фактический вес брутто товара составил 14.557,5 кг. (с учетом веса поддонов), количество грузовых мест – 12, а именно: - в трех грузовых местах (поддонах) находились изделия из материала черного цвета, похожего на резину, свернут в рулоны, намотанные на тубу из картона диаметром 20,5 см., длиной 5,30 м. - 18 рулонов, весом брутто 4.550 кг.; - в четырех грузовых местах (поддонах) находились изделия из материала черного цвета, похожего на резину, свернут в рулоны, намотанные на тубу из картона диаметром 12,5 см., длиной 2,60 м. - 21 рулон, весом брутто 4.490 кг.; - в одном грузовом месте (поддоне) находились: водосточный желоб (диаметр – 9 см., длина 50 см.) – 65 штук в 3 коробках, весом брутто 39 кг.; самоклеющийся материал в пластинах 47х47 см. – 65 штук (навалом), весом брутто 34 кг.; гидроизоляция стыков шириной 17 см. – 1 коробка и 2 рулона, весом брутто 22 кг.; грунтовка QUICK PRIME в металлических ведрах – 5 ведер, весом брутто 49,5 кг.; соединительная лента (ширина 11,4 см.) в рулонах – 40 рулонов в 13-и коробках, весом брутто 152 кг. Общий вес брутто указанного товара 312 кг.; - в двух грузовых местах (поддонах) находился клей в металлических канистрах - 60 канистр, весом брутто 1.105,5 кг.; - металлическое подъемное устройство Bocker, весом брутто 1.100 кг.; - металлическое подъемное устройство Hinowa, весом брутто 3.000 кг. В ходе таможенного досмотра не обнаружено товара, указанного в товаросопроводительных документах, а именно: ролик силиконовый 40 мм. – 6 штук, весом брутто 2 кг.; ролик латунный 6x28 мм. – 6 штук, весом брутто 3 кг.; резиновый герметик Mawipex в тубах по 310 мл. – 20 картриджей, весом брутто 9 кг.; ручка подушки для грунтовки, белая – 3 штуки, весом брутто 1 кг.; подушка для грунтовки, красная – 20 штук, весом брутто 1 кг.; мел белый для EPDM в коробке по 12 шт. – 1 коробка, весом брутто 1 кг. По результатам таможенного досмотра был составлен акт таможенного досмотра № 10605020/131011/000811 с приложением фотографий. Таким образом, в ходе таможенного досмотра установлено, что фактически общий вес брутто указанных товаров больше общего веса брутто товара, указанного в МДП № VX66939831 от 28.09.2011 года, CMR № 2011-1295 от 28.09.2011 года, инвойсе № 21105196 от 11.07.2011 года, на 1.124,5 кг. Представитель ЗАО «Рус-Авто» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, представив письменный отзыв. Представитель Алтайской таможни Г.., в суде полностью поддержал протокол по основаниям, изложенным в материалах дела. Исследовав доказательства в их совокупности, судья установил вину ЗАО «Рус-Авто» в совершении правонарушения, предусмотренного Частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - сообщение таможенному органу недостоверных сведений о весе товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации товаров, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит и для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения, путем представления недействительных документов. При этом согласно пункту 2 примечания к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы. Согласно п. 1 ст. 158 Таможенного кодекса таможенного союза, перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 159 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. При международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу, в частности, сведения о весе брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов (п.1 ст.159 Таможенного кодекса таможенного союза). В соответствии с п.1 ст. 182 Таможенного кодекса таможенного союза, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация. В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие сведения, в том числе о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (п. 2,3 ст. 182 Таможенного кодекса таможенного союза). Таможенный орган не вправе требовать от декларанта представления других сведений, за исключением сведений, указанных в пункте 3 ст. 182 Таможенного кодекса таможенного союза. Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы (п.3 ст.225 Таможенного кодекса таможенного союза). Для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке. Он характеризуется тем, что если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (статья 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее - КДПГ), статья 39 Конвенции МДП (далее – Конвенция МДП) и др.). Из имеющихся материалов дела усматривается, что каких-либо оговорок в товаросопроводительные документы ЗАО «РУС-АВТО» внесено не было. Более того, в книжке МДП № VX66939831 от 28.09.2011 года (в рубрике 13) ЗАО «РУС-АВТО» указало, что сведения, приведенные в рубриках 1 – 12, точны и полны. Вина ЗАО «Рус-Авто» полностью подтверждается показаниями допрошенного в ходе проведенного административного расследования по делу в качестве свидетеля государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Барнаульского таможенного поста Алтайской таможни Д., который полностью подтвердил обстоятельства правонарушения. Его показаниям полностью подтвердила опрошенная в качестве свидетеля по делу диспетчер СВХ ОАО «АлтайПресс» Я. и старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного досмотра Барнаульского таможенного поста Алтайской таможни С.., а так же декларант ОАО «Сибэнергомаш» Э. Вина ЗАО «РУС-АВТО» в совершении указанного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: - протоколом по делу об административном правонарушении, составленном в полном соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, книжкой МДП № VХ66939831 от 28.09.2011 года (ТД №11216419/011011/0107593), международной товарно-транспортной накладной (CMR) № 2011-1295 от 28.09.2011 года, инвойсом № 21105196 от 11.07.2011 года, подтверждением о прибытии № 10605020/101011/0002435, записью № 2435 в журнале регистрации подтверждений о прибытии транспортных средств Барнаульского таможенного поста, записью № 000476 в журнале учета завершения таможенной процедуры таможенного транзита по книжкам МДП Барнаульского таможенного поста, актом несоответствия № 97 от 10.10.2011 года, ДО1 № 1000245 от 10.10.2011 года, актом таможенного досмотра № 10605020/131011/000811, декларацией на товары № 10605020/201011/0006924, ДО2 № 2000324 от 26.10.2011 года. В своем отзыве ЗАО «РУС-АВТО» Е. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не признал, пояснив, что товар был принят на СВХ без каких-либо замечаний по весу, о чем свидетельствует отметка в графе 19 CMR № 2011-1295. Перевозка товара осуществлялась на основании заявки и договора с СП «Вестинтертранс» ООО (Р. Беларусь, г. Минск). При открытии и завершении таможенной процедуры таможенного транзита товаросопроводительные документы на товар в таможенные органы подавал водитель предприятия Коломейчук В.Н., являющийся работником ЗАО «РУС-АВТО» по трудовому договору. Погрузка груза осуществлялась на предприятии Mawipex BV (Нидерланды, г. Риланд). При погрузке присутствовал водитель Коломейчук В.Н. При приемке груза перевозчик сверяет фактическое количество грузовых мест, разметку и номера, с данными, указанными в накладной CMR, а также проверяет внешнее состояние груза и упаковки. Данная обязанность закреплена в ст.8 Конвенции КДПГ. Взвешивание груза не входит в обязанность перевозчика, и такая обязанность перевозчика не предусмотрена ни одним нормативным актом (ни международным, ни национальным). Перевозчик не только не может, но и не имеет права по Конвенции МДП вносить какие-либо оговорки в книжку МДП. Обязанности и права перевозчика, предусмотренные Таможенным кодексом таможенного союза, Конвенцией КДПГ и Конвенцией МДП, ему известны. Водители транспортных средств, принимающие грузы к перевозке, ознакомлены с порядком приема грузов, которые закреплены в ст. 8 КДПГ. В частности, согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 8 КДПГ, водитель обязан проверить точность сведений, указанных в CMR относительно числа грузовых мест, их разметки и номеров. Проверка иных сведений не входит в обязанность перевозчика. Отметка в CMR делается лишь при отсутствии у водителя возможности исполнить пункт «а» пункта 1 статьи 8 КДПГ. Причем оговорки касаются только и исключительно сведений, упомянутых в подпункте 1 статьи 8 КДПГ, и касающихся внешнего состояния груза и упаковки. Проверка веса брутто или его количества, выраженного в других единицах, производится перевозчиком только по требованию отправителя (п.3 ст.8 КДПГ). Пояснения водителя Коломейчука В.Н. по существу заданных вопросов совпадают с пояснениями ЗАО «РУС-АВТО». При прибытии на Барнаульский таможенный пост от водителя Коломейчука В.Н. было получено объяснение, в котором он пояснил, что 28.09.2011 года он загружался оборудованием и кровельным материалом в Голландии г. Рилланд. При погрузке взвешивание груза не производилось. Количество груза для перевозки он принимал по количеству, согласно товаросопроводительным документам. Судья полностью отвергается данные доводы, как направленные на уход ЗАО «Рус-Авто» от ответственности, т.к. изложенные в письме, являются необоснованными и противоречат действующему таможенному законодательству таможенного союза по следующим причинам. Так, согласно п. 21 ст. 4 Таможенного кодекса таможенного союза, перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств. Обязанность перевозчика по сообщению достоверных сведений таможенному органу от этапа прибытия товара на таможенную территорию таможенного союза до завершения таможенной процедуры таможенного транзита установлена ст.ст.158, 159, 182, 186, 216, 225 Таможенного кодекса таможенного союза. При ссылке законного представителя ЗАО «РУС-АВТО» на ст. 8 КДПГ не учтен тот факт, что КДПГ является документом, регламентирующим гражданско-правовые отношения отправителя, перевозчика, получателя, и не устанавливает публичные обязанности перевозчика в области таможенных правоотношений. КДПГ устанавливает только единые условия перевозки и единые перевозочные документы для всех перевозок автодорожным транспортом. Кроме того, ответственность наступает не за нарушение обязанностей, установленных КДПГ, а за неисполнение требований Таможенного кодекса таможенного союза, предусматривающих предоставление достоверных сведений о наименовании товаров. В целях исполнения данной обязанности и на основании пункта 1 статьи 11 КДПГ перевозчик вправе потребовать от отправителя приобщить к накладной или предоставить в его распоряжение документы и сообщить все требуемые сведения, необходимые для выполнения таможенных и иных формальностей. При этом, учитывая, что ЗАО «РУС-АВТО» предстояло выполнить обязанности перед таможенными органами таможенного союза, в частности по представлению в месте прибытия на таможенную территорию таможенного союза, открытии и завершении таможенной процедуры таможенного транзита, документов на перевозимые товары, Общество должно было принять все зависящие от него меры для надлежащего выполнения в последующем этих обязанностей. Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Исходя из смысла определения вины юридических лиц, установленного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, можно сделать вывод, что рассматриваемое понятие определяется через три основные составляющие: наличие обязанности, которую юридическое лицо должно было выполнить, наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности, неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер. Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица. Согласно постановления Конституционного суда от 27.04.2001 года № 7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц. Обстоятельств с подобной характеристикой, находящихся вне контроля ЗАО «РУС-АВТО», в ходе проведенного административного расследования не установлено. Непринятие ЗАО «РУС-АВТО» необходимых и достаточных мер по соблюдению норм таможенного законодательства таможенного союза и Российской Федерации, регламентирующих ограничения на ввоз товаров, а также предоставление документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений и находящихся в пределах его разумных возможностей, определяет и подтверждает отсутствие объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей. Материалами дела установлено, что вес брутто товара при принятии к перевозке представителем ЗАО «РУС-АВТО» не проверялся. Данный факт свидетельствует о пренебрежительном отношении перевозчика к исполнению обязанностей, возложенных на него таможенным законодательством таможенного союза. Международно-правовые акты, в частности КДПГ, не содержит запрета на проверку перевозчиком достоверности сведений, указанных в товаросопроводительных документах. Таким образом, 10.10.2011 года ЗАО «РУС-АВТО» при завершении таможенной процедуры таможенного транзита по книжке МДП № VX66939831 от 28.09.2011 года, которая была принята таможенным органом в качестве транзитной декларации и зарегистрирована за № 11216419/011011/0107593, сообщило Барнаульскому таможенному посту Алтайской таможни, расположенному по адресу: Алтайский край, <адрес>, недостоверные сведения о весе брутто товара путем представления недействительных документов, а именно, книжки МДП № VХ66939831 от 28.09.2011 года, международной товарно-транспортной накладной (CMR) № 2011-1295 от 28.09.2011 года, инвойса № 21105196 от 11.07.2011 года. На момент совершения ЗАО «РУС-АВТО» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, (10.10.2011 года), данная статья действовала в редакции Федерального закона от 22.06.2007 года № 116-ФЗ и ее санкция предусматривала наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. В настоящее время ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действует в редакции Федерального закона от 06.12.2011 года №409-ФЗ, который не изменил санкцию указанной статьи в предыдущей редакции, не смягчил и не отменил административную ответственность за административное правонарушение и иным образом не улучшил положение лица, совершившего административное правонарушение. В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, согласно ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является не привлечение ЗАО «Рус-Авто» ранее к административной ответственности, незначительный размер. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, согласно ст.4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено. Учитывая, характер и степень общественной опасности правонарушения, то, что ЗАО «Рус-Авто» ранее за аналогичное правонарушение не привлекалась к административной ответственности, отсутствие отягчающий обстоятельств, назначить, наказание в виде минимального штрафа и без конфискации предметов административного правонарушения. Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, П О С Т А Н О В И Л: Признать ЗАО «Рус-Авто» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в доход государства в размере 100.000 рублей 00 копеек без конфискации предметов административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Октябрьский районный суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления. СУДЬЯ: РЕКВИЗИТЫ для перечисления административных штрафов по делам об административных правонарушениях, протоколы по которым составлены Алтайской таможней. Счет получателя: 40101810400000010153; Банк получателя: Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва 705, БИК: 044583001, Получатель: УФК МФ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по г. Москве (ФТС России), ИНН: 7730176610, КПП: 773001001, ОКАТО: 45268595000, КБК: 15311604000010000140. Назначение платежа: административный штраф для Алтайской таможни (код 10605000) по делу об АП № 10605000-363/2011, постановление об АП №5-12/12 от 15.02.2012 года. Плательщик: ЗАО «Рус-Авто».