Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Октябрьский районный суд Волгоградской области
В составе председательствующего Коноваловой С.А.,
с участием прокурора Еремеева А.Ю.,
при секретаре Фирсовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Октябрьском ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах Б.А.П. к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области об обязании вне очереди предоставить Б.А.П. по договору социального найма жилое помещение в муниципальном жилищном фонде, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах Б.А.П. к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области об обязании вне очереди предоставить Б.А.П. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по последнему месту его жительства на территории Октябрьского муниципального района Волгоградской области, по истечении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в обоснование которого указал, что Б.А.П., относящийся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей постановлением администрации Октябрьского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № был поставлен на регистрационный учет на внеочередное получение жилья. Вместе с тем, до настоящего времени Б.А.П. гарантированное государством жилое помещение не предоставлено. Поскольку не предоставление Б.А.П. жилого помещения нарушает его права на социальную поддержку государства по обеспечению гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просит обязать администрацию Октябрьского муниципального района Волгоградской области вне очереди предоставить Б.А.П. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по последнему месту его жительства на территории Октябрьского муниципального района Волгоградской области, по истечении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Еремеев А.Ю. исковые требования уточнил, показав, что в ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено понятие благоустроенное жильё, поэтому просит суд обязать администрацию Октябрьского муниципального района вне очереди предоставить Б.А.П. по договору социального найма жилое помещение в муниципальном жилищном фонде, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм по последнему месту его жительства на территории Октябрьского муниципального района, по истечению трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части иск поддержал и показал, что Б.А.П. относится к детям, оставшимся без попечения родителей, то есть к лицам, которым законом предусмотрена помощь государства, в частности в обеспечении жильём во внеочередном порядке. В 2010 году Б.А.П. постановлением Администрации Октябрьского муниципального района был постановлен на учёт на внеочередное получение жилья. Вместе с тем, с момента постановки на учёт жилище для истца предоставлено не было, чем нарушаются права Б.А.П., гарантированные как федеральным законодательством, так и законодательством Волгоградской области. Требования, связанные с установлением трёхмесячного срока для предоставления жилья, также основаны как на Федеральном законе РФ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях о социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так и на Определении Верховного Суда №85-В0803, поскольку реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения предполагает незамедлительное обеспечение соответствующим жильём.
Истец Б.А.П. в судебном заседании иск поддержал и показал, что он родился ДД.ММ.ГГГГ. В мае 1993 года его отец И.М.А. умер, а мать Б.С.З. была лишена родительских прав решением суда, в связи с чем он был передан под опеку Б.П.В. В 2010 году постановлением администрации Октябрьского района он поставлен на учет на внеочередное предоставление жилья, вместе с тем, по достижении совершеннолетия и прекращения над ним опеки ему до настоящего времени не было предоставлено жилое помещение. Своего жилища он не имеет и проживает до настоящего времени у своего попечителя, поэтому просит удовлетворить иск в полном объеме и обязать администрацию района предоставить ему вне очереди жилое помещение на территории р.п. Октябрьский Октябрьского района.
Представитель ответчика администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области Р.Д.В. в судебном заседании иск признал частично, в части необходимости обеспечения жильём истца, в части трёхмесячного срока для приобретения жилья для Б.А.П. не признал, показав, что действительно постановлением Администрации района истец был поставлен на учёт в качестве сироты, и ему положено предоставить жилище во внеочередном порядке. Вместе с тем, до настоящего времени не представилось возможным предоставить жильё, поскольку при проведении аукционов на приобретение жилья только 1 из 6 был признан состоявшимся, а в списке на внеочередное получение жилья помимо Б.А.П. указаны и иные лица, которые поставлены на учет ранее и предоставив ему жилье раньше других будет ущемлением прав других лиц.
Кроме того, денежные средства необходимые для приобретение жилья детям сиротам выделяются в форме субвенции из областного бюджета, так в 2011 году Октябрьскому району выделено денежные средства в размере 1 992 100 рублей, то есть указанных средств недостаточно для обеспечения жильем всех состоящих на учете граждан жилыми помещениями. Администрация Октябрьского муниципального района не имеет возможности предоставить жилье всем сиротам, состоящим на учете на получение жилья сразу жилье, в связи с недостаточностью, выделяемых денежных средств на эти цели. Также трёхмесячный срок считает недостаточным для приобретения жилья, в этот срок невозможно приобрести жильё и предоставить его истцу, так как проведение аукционов требует продолжительного времени. Приобретение жилья осуществляется в соответствии с положениями ФЗ от 21 июля 205 года № 94-ФЗ «О размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законно предусмотрено обязательное проведение электронного аукциона. При этом часто аукционы признаются не состоявшимися, так как практически все продавцы жилья не имеют возможности или необходимых знаний для участия в электронном аукционе.
Представитель третьего лица – органа опеки и попечительства отдела по образованию Администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области – Н.Н.В. в судебном заседании иск прокурора Октябрьского района признала и показала, что Б.А.П. в соответствии с законодательством РФ и Волгоградской области имеет право на получение во внеочередном порядке жилья, так как он является сиротой и состоит на учете на внеочередное предоставление жилья.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить измененные исковые требования прокурора в полном объеме по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Б.А.П. родился ДД.ММ.ГГГГ. Его отец И.М.А. умер ДД.ММ.ГГГГ. Решением Костанайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать истца Б.С.З. лишена родительских прав. Постановлением главы Октябрьского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном (Б.Ю.М.) – Б.А.П. назначен Б.П.В.
На основании постановления главы администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № (Б.Ю.М.) – Б.А.П. поставлен на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в льготный список (внеочередное получения жилья).
Вместе с тем, до настоящего времени Б.А.П. жилье не предоставлено.
Разрешая требования исковые требования прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Данной позиции корреспондирует абз. 2,3 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором также указано, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
По ходатайству прокурора в судебном заседании в качестве подтверждения требований, которым должно отвечать жилое помещение были допрошены свидетели:
- С.Л.И., которая показала, что она работает <данные изъяты> в филиале «ФГУЗ <данные изъяты> в связи с чем ей известны санитарно-гигиенические требования к жилым помещениям. Так жилье помещение должно быть отапливаемым (печное, централизованное или иное), должно иметь освещение (естественное и искусственное), иметь отделку, быть целостным, то есть не аварийным, иметь инсоляцию. Что касается так называемых удобств, то необходимо, чтобы был источник питьевой воды, не обязательно, чтобы вода была непосредственно в доме или квартире, необходимо также, чтобы был туалет, также не обязательно, чтобы туалет был в доме или квартире. Требований по газификации к жилому помещение нет, то есть не газифицированное жилое помещение отвечает санитарным нормам к жилому помещению;
- Ф.Н.К., которая показала, что она работает <данные изъяты> Администрации городского поселения р.п. Октябрьский. В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Площадь жилого помещение не менее установленных социальных норм. Высота жилого помещения должна быть не менее 2-х метров. Кроме того, жилое помещение должно иметь освещение, должно иметь отделку и не быть аварийным;
И.С.М., который в судебном заседании показал, что он является <данные изъяты> Администрации Октябрьского муниципального района <адрес>. Жилое помещение по строительным нормам и правилам должно быть изолированным недвижимым имуществом, иметь электроснабжение, отопление (индивидуальное или централизованное), освещение, вентиляцию. Жилое помещение должно быть не аварийным, то есть пригодным для проживания, иметь необходимую отделку стен, потолков, полов.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 указанного закона, являются расходными обязательствами субъектов РФ, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Указанные положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепленные также в СК РФ, конкретизированы в жилищном законодательстве.
Так, согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.
В соответствии с ч.4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из абз. 2 п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. При этом учёт детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта РФ.
Вместе с тем, Конституция РФ, закрепляя основы конституционного строя РФ, устанавливает, что местное самоуправление в РФ признается и гарантируется в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).
Местное самоуправление согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно, согласно ст. 133 Конституции РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Его органы в соответствии со ст. 132 Конституции РФ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Из ст. 132 Конституции РФ, как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 30 ноября 2000 года №15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем – федеральным или субъекта РФ и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ (ст.ст. 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с ч. 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно ч.7 этой же статьи положения законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс РФ ст. 86 устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ.
Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно ч. 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определённым федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться по договорам социального найма органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Данная позиция была отражена в Определении Конституционного суда РФ от 5 февраля 2009 года №250-О-П «По жалобе муниципального образования – городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Условия наделения органов местной власти на территории Волгоградской области соответствующими полномочиями были соблюдены с учётом требований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - 15 декабря 2005 года был принят закон Волгоградской области» №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области», определяющий общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области.
Так, согласно ч.2 ст. 4 Закона Волгоградской области№1147-ОД от 15 декабря 2005 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.
Данное положение нашло своё отражение в определении Верховного суда РФ по делу №85-В08-3 от 30 сентября 2008 года.
С учётом изложенного право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм, не может быть поставлено в зависимость от объема выделенных финансовых средств, а также наличия либо отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, и может быть возложено на органы местного самоуправления, которые в свою очередь вправе компенсировать понесенные затраты за счет средств соответствующего бюджета в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.
Поскольку Б.А.П. до настоящего времени не предоставлено жилое помещение, гарантированное ему государством, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области об обязании вне очереди предоставить Б.А.П. по договору социального найма жилое помещение в муниципальном жилищном фонде, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм.
Исковые требования прокурора в части трёхмесячного срока для обеспечения жильём истца суд рассматривает в совокупности с требованиями об обязании ответчика предоставить вне очереди жилое помещение, поскольку в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
В данном случае суд учитывает срок, необходимый для приобретения жилья в собственность муниципального образования с целью последующего его предоставления истцу по договору социального найма и считает трёхмесячный срок достаточным для реализации обязанности ответчика по обеспечению жильём истца, отнесённого к категории сирот.
На основании изложенного, ст.ст. 12, 40, 130, 132 и 133 Конституции РФ, п. 2 ч.2 ст. 57, ч.3 и 4 ст. 49 ЖК РФ, ст.ст. 4, 5, абз. 2,3 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.ч. 6 и 7 ст. 19 ФЗ №131 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч.2 ст. 4 Закона Волгоградской области№1147-ОД от 15 декабря 2005, Постановления Конституционного суда РФ от 30 ноября 2000 года №15-П, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах Б.А.П. к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области о предоставлении вне очереди жилого помещения – удовлетворить.
Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Волгоградской области предоставить Б.А.П. по договору социального найма жилое помещение в муниципальном жилищном фонде, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм, по последнему месту жительства в <адрес> в течение 3 (трёх) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ и может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
Председательствующий