Решение по иску прокурора о понуждении провести ремонт жилого дома



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Октябрьский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего Пешковой Т.Н.,

с участием прокурора прокуратуры Октябрьского района Еремеева А.Ю.,

при секретаре Тупиковой Т.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Октябрьский ДД.ММ.ГГГГ дело по иску прокурора в интересах К.В.К. и К.Т.Ф. к Администрации Шебалиновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении к проведению ремонта жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурором Октябрьского района Волгоградской области в интересах К.В.К. и К.Т.Ф. предъявлен в суд предъявлен иск к администрации Шебалиновского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> о понуждении к проведению текущего ремонта жилого дома, в обоснование которого указано следующее. В ходе прокурорской проверки, проведенной в августе 2011 года было установлено, что истцы, являющиеся нетрудоспособными по возрасту, имеющие статусы ветерана труда, проживают в индивидуальном жилом доме жилой площадью 34,4 кв.м., расположенном по <адрес> х. <адрес>. Жилой дом находится в муниципальной собственности Шебалиновского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>, включён в реестр муниципального имущества по<адрес>. Между тем ответчик, не выполняя возложенных на него законом – в частности статьёй 210 ГК РФ и ст. 14 Федерального закона РФ №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 года - обязанностей, не несёт бремени содержания дома, не принимая мер по поддержанию его состояния в соответствии с требованиями «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170. В частности, с правой стороны от входа в дом отсутствует отмостка, что нарушает требования п. 4.1.6. ПиН; в отмостке, расположенной с левой стороны от входа по всей длине веранды имеются не заделанные трещины, выпирание грунта, посадки, что нарушает требования п. 4.1.7. ПиН; фундамент дома повреждён, а именно: со стороны торцевого фасада отсутствует грунт под блоком фундамента, также отсутствует грунт со стороны главного фасада в месте примыкания двух блоков фундамента со стороны, со стороны улицы наблюдается выкрашивание и выветривание кирпичной кладки фундамента, чем нарушены требования п. 4.1.1. ПиН; над дверным проёмом входа в тамбур жилого дома имеется трещина, проходящая в швах кирпичной кладки от перемычки в левую сторону до потолка, с шириной до 5 мм., при входе в тамбур жилого дома на стенах от перемычки в левую сторону имеются нитевидные трещины в кирпичной кладке, что нарушает требования п. 4.2.1.1. ПиН; отсутствуют полы в веранде жилого дома, в тамбуре дома наблюдается искривление и просадка полов, отслоение керамической плитки, что нарушает требования п. 4.4.1. ПиН. Указанные нарушения подтверждаются Предписанием , выданным ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом инспекционного отдела по муниципальным образованиям Государственной жилищной инспекции <адрес> К.А.К. главе администрации Шебалиновского сельского поселения, а при проведении 7 и 8 июля 2011 года сотрудником государственной жилищной инспекции внеплановой проверки установлено, что требования предписания выполнены не были, чем нарушены права истцов на обеспечение органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на безопасность жилища, поэтому просит суд обязать администрацию Шебалиновского сельского поселения устранить выявленные нарушения в четырёхмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В дальнейшем истец К.В.К. и прокурор уточнили исковые требования, просили суд обязать ответчика восстановить отмостку вокруг жилого дома, произвести устройство фундамента под верандой и тамбуром, провести капитальный ремонт помещений веранды и тамбура.

В судебном заседании прокурор прокуратуры Октябрьского района Волгоградской области Еремеев А.Ю. иск поддержал и показал, что просит суд иск удовлетворить в полном объёме по уточнённым требованиям по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При осмотре жилого дома с участием специалиста было установлено, что с северной стороны веранды отсутствует часть отмостки. Фундамент под верандой и тамбуром отсутствует, бетонный 5 метровый блок стоит на земле под зданием веранды, углублен на 5 сантиметров. Высота отмостки 8 сантиметров. С восточной стороны жилого дома под верандой расположен бетонный блок 2 метра и 20 сантиметров. Просадка со стороны примыкания веранды к домовладению имеется, заглубления блока на 10 сантиметров. От фасада с левой стороны имеется отмостка. Торцевая стена с восточной стороны веранды имеет трещину от оконного блока. Фундаментом наружных стен основного строения служат стены подвала из бетонных блоков, перекрытия бетонные плиты. В веранде нет пола, засыпка из щебня, кирпичного боя и штукатурки. Наличие трещин в кирпичах между кирпичами, нижняя часть восточной и северной стен по фасаду веранды. Наличие зазора в сопряжении торцевых стен веранды и основного строения. Дверная коробка на тамбуре между стеной основного строения и веранды перекошена, нарушен притвор. В стене тамбура имеется множество трещин, под тамбуром отсутствует фундамент. Между плитками покрытия пола входного тамбура имеется трещины и просадки. Местами отмостка вокруг дома отсутствует. Данные, полученные при осмотре, свидетельствуют о нарушении со стороны администрации поселения, которой жилой дом передан от СПК «Придонский», её обязанностей по содержанию имущества в должном состоянии в соответствии с «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утверждёнными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170. С доводами ответчика о том, что он не является собственником жилого <адрес> в х. Шебалино он не согласен, поскольку у администрации сельского поселения нет ни каких препятствий для регистрации права собственности на указанное домовладение. В части срока поведения ремонта просит суд обязать ответчика устранить выявленные нарушения в четырёхмесячный срок, поскольку для производства ремонта необходимо составить проектно-сметную документацию, после чего непосредственно осуществить ремонт и данный срок считает достаточным и разумным для приведения в исполнение решения суда.

Истцы К.В.К. и К.Т.Ф. в судебном заседание не явились, представив заявление, в котором просят суд рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают.

Представитель ответчика администрации Шебалиновского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> К.С.П. в судебном заседании иск не признал, показав, что между администрацией поселения и К. отсутствуют договорные отношения. Администрация Шебалиновского сельского поселения не является собственником данного жилого дома, хотя он находится в муниципальной казне, был передан от СПК «Придонский», который был впоследствии ликвидирован вследствие банкротства. При этом препятствия для регистрации права муниципальной собственности на спорный жилой дом отсутствуют, вместе с тем, из – за отсутствия финансирования на соответствующие расходы, связанные с регистрацией, до настоящего времени право собственности не зарегистрировано. Помимо того, принятый бюджет не предусматривает расходов на проведение ремонта жилого дома. Между тем, не отрицает, что жилой дом, в котором проживают истцы, был им предоставлен в 80-х годах прошлого века и всё это время К. жили в нём. В 2006 году, уже после вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ К.В.К. был выдан ордер на предоставление ему в пользование данного жилого дома. Ордер был выдан работником администрации по просьбе К.Т.Ф., поскольку ей для получения льгот как педагогическому работнику необходим был документ, подтверждающий законность пользования ею жилым помещением, но данный ордер не является основанием для проживания в доме истцов по договору социального найма, так как на момент выдачи ордера дом ещё не был передан от СПК «Придонский». Признаёт, что действительно под верандой и тамбуром фундамента нет, в 2010 году проводился ремонт веранды, на что выделялись денежные средства, при этом стены веранды сносились, затем возводились заново, но в них опять образовались трещины. В случае удовлетворения исковых требований ремонт не будет проведён ранее весны - лета 2013 года, поскольку только в декабре 2012 года нужно будет внести в бюджет расходы на ремонт дома, затем составить смету и только затем приступать к ремонту. Просит суд в удовлетворении иска отказать.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Пунктом 6 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, что также специально оговорено в п. 9 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ, из которой следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Определение понятия «муниципальный жилищный фонд» дано в п. 3 ч.2 ст. 19 ЖК РФ, из которого следует, что муниципальный жилищный фонд – это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Представителем ответчика в возражение заявленных исковых требований указано, что администрация Шебалиновского сельского поселения не является собственником жилого дома.

Действительно, статьёй 223 ГК РФ установлено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом, а в силу ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Между тем, в судебном заседании исследован акт о приёме – передаче зданий (сооружений) от организации – сдатчика СПК «Придонский» (который впоследствии был ликвидирован вследствие банкротства, что следует из исследованной выписки из ЕГРЮЛ) организации – получателю администрации Шебалиновского сельского поселения, в данном акте имеются сведения о передаче Шебалиновскому сельскому поселению жилого дома (К.Т.Ф.) с инвентарным номером 8. Данный акт в судебном заседании сторонами не оспаривался, из чего суд делает вывод, что спорное жилое здание было передано в муниципальную казну администрации Шебалиновского сельского поселения.

Несмотря на то, что из п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, таковая регистрация является не обязанностью правообладателя, а его правом, поскольку законодатель в императивном порядке не закрепил обязательность таковой регистрации.

Однако, волевой акт на проведение либо не проведение государственной регистрации своего права за собственником – в настоящем случае за администрацией Шебалиновского сельского поселения, не должен никоим образом ущемлять прав лиц, проживающих в жилище, в отношении которого администрация не желает регистрировать своих прав, так как из показаний представителя ответчика следует, что препятствий для государственной регистрации права муниципальной собственности нет, а регистрация не проводится в связи с отсутствием денежных средств. Между тем, в ст. 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Поэтому суд считает необходимым в данном случае применить требования ст. 210 ГК РФ, из которой следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, поскольку в судебном заседании установлено, что фактически имущество находится в муниципальной казне, поскольку передано от предыдущего собственника безвозмездно.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что истцы проживают в жилище, расположенном по <адрес> х. <адрес> с 1986 года по настоящее время. Как следует из ранее указанного Акта о приме – передаче зданий (сооружений), до ДД.ММ.ГГГГ данный жилой дом состоял на балансе СПК «Придонский», а затем был передан в муниципальную казну администрации Шебалиновского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>.

В судебном заседании исследовано Предписание Государственной жилищной инспекции Волгоградской области об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, которым администрации Шебалиновского сельского поселения предписывалось устранить выявленные нарушения жилищного законодательства, изложенные впоследствии прокурором в исковом заявлении. Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выявленные нарушения ответчиком устранены не были.

ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истцов судом был проведён осмотр жилого <адрес> в х. <адрес>, с участием специалиста, в ходе которого было установлено, что с северной стороны веранды отсутствует часть отмостки. Фундамент под верандой и тамбуром отсутствует, бетонный 5 метровый блок стоит на земле под зданием веранды, углублен на 5 сантиметров. Высота отмостки 8 сантиметров. С восточной стороны жилого дома под верандой расположен бетонный блок 2 метра и 20 сантиметров. Просадка со стороны примыкания веранды к домовладению имеется, заглубления блока на 10 сантиметров. От фасада с левой стороны имеется отмостка. Торцевая стена с восточной стороны веранды имеет трещину от оконного блока. Фундаментом наружных стен основного строения служат стены подвала из бетонных блоков, перекрытия бетонные плиты. В веранде нет пола, засыпка из щебня, кирпичного боя и штукатурки. Наличие трещин в кирпичах между кирпичами, нижняя часть восточной и северной стен по фасаду веранды. Наличие зазора в сопряжении торцевых стен веранды и основного строения. Дверная коробка на тамбуре между стеной основного строения и веранды перекошена, нарушен притвор. В стене тамбура имеется множество трещин. Между плитками покрытия пола входного тамбура имеется трещины и просадки. Местами отмостка вокруг дома отсутствует.

27 сентября 2003 года Постановлением Госстроя РФ №170, зарегистрированном в Минюсте РФ 15.10.2003 года №5176 были утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», из которых следует, что: п. 4.1.1. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; п. 4.1.6. отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками). Пункт 4.1.7. Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком. П. 4.2.1.1. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен. П. 4.2.1.3. Не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей.

Между тем, при осмотре жилого дома были выявлены нарушения указанных пунктов ПиН, и из технического заключения о состоянии несущих конструкций жилого дома (инвентарный номер 8), расположенного по адресу: х. <адрес> следует, что веранда находится в аварийном состоянии и не обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию.

Указанные недостатки жилого дома ответчиком не устраняются, в связи с чем суд приходит к выводу, что в данном случае администрацией Шебалиновского сельского поселения нарушены основные начала жилищного законодательства, так как из ч. 1 ст. 1 ЖК РФ следует, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении уточнённых исковых требований прокурора в части обязания ответчика восстановить отмостку вокруг жилого дома, произвести устройство фундамента под верандой и тамбуром, провести капитальный ремонт помещений веранды и тамбура.

В части срока исполнения судебного решения суд приходит к следующему выводу.

Прокурором заявлено требование об установлении ответчику четырёхмесячного срока для выполнения исковых требований со дня вступления решения суда в законную силу.

Представителем ответчика указано, что решение суда не сможет быть исполнено ранее весны – лета 2013 года, поскольку в декабре 2012 года необходимо заложить соответствующие денежные средства в бюджет, затем составить проектно – сметную документацию и только затем провести ремонт.

Между тем, суд не может принять данные доводы ответчика, поскольку в данном случае затронута безопасность эксплуатации истцами жилого дома, так как из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что техническое состояние входного тамбура является неудовлетворительным, входному тамбуру и веранде требуются работы капитального характера, также необходимо восстановить отмостку с уклоном от стен жилого здания.

Между тем, суд исходит не только из прав истцов на устранение выявленных недостатков жилого дома, но и из возможностей ответчика на указанное устранение, поскольку для исполнения решения суда потребуются материальные и временные затраты, связанные проведением конкурса на заключение договора подряда, с составлением проектно – сметной документации и непосредственно ремонтом, в связи с чем считает необходимым установить срок для выполнения возложенных судом обязанностей, связанных с выполнением ремонта жилого <адрес> в х. <адрес>, в 4 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, ст. 2 Конституции РФ, п. 6 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 9 ч.1 ст. 14 ЖК РФ, ч.1 ст. 1, п. 3 ч.2 ст. 19 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, Постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003 года «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Шебалиновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в четырёхмесячный срок со дня вступления решения в законную силу восстановить отмостку жилого <адрес> в х. <адрес> в соответствии с требованиями п. п. 4.1.6, 4.1.7 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утверждённых Постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003 года; произвести устройство фундамента под верандой и тамбуром <адрес> в х. <адрес>; провести капитальный ремонт веранды и тамбура <адрес> в х. <адрес>

Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате ДД.ММ.ГГГГ с применением технических средств и может быть обжаловано в месячный срок в Волгоградский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий