Решение о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Октябрьский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего Коврыгина Л.Г.

при секретаре Прохорове В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Октябрьском 27 апреля 2012 года дело по иску ФИО11 к ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, Администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области и Администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО11 обратился в суд с иском к ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, Администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области и Администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования, в котором указывает, что на основании постановления администрации Октябрьского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 для ведения крестьянского хозяйства предоставлено в собственность га земли сельскохозяйственного назначения, из которых пашни – га и пастбищ – га, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района.

На момент создания крестьянско-фермерского хозяйства его членами, и соответственно сособственниками земельного участка являлись ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9.

Предоставленный в собственность земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учёт.

23 сентября 2005 года КФХ ФИО1 было ликвидировано, при этом членами хозяйства, устно было достигнуто соглашение о разделе имущества крестьянского хозяйства, в частности земельного участка, в равных долях.

На момент ликвидации КФХ ФИО1 из восьми членов крестьянского хозяйства в живых осталось четыре – ФИО1, ФИО3, ФИО4 и ФИО5.

Между тем, устным решением общего собрания членов крестьянского хозяйства всем сособственникам земельных долей были выделены их доли, а в части умерших членов крестьянского хозяйства, указанные земельные доли были выделены их наследникам.

Таким образом, каждому из сособственников земельного участка было выделено по одной доле, что составило по 1/8 доле земельного участка, то есть истцу была выделена земельная доля общей площадью га, в том числе пашни га и пастбищ – га, в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью га, с кадастровым номером , расположенный на территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в порядке наследования после смерти ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельства о смерти ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, наследником которой был родной брат истца – ФИО23 ФИО10, принявший наследство, но не оформивший своих наследственных прав. Согласно свидетельства о смерти ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ, истец, являясь наследником по закону, фактически принял наследство после умершего брата, поскольку принял часть наследства в виде денежных средств, хранящихся в дополнительном офисе <данные изъяты> отделения Сбербанка России, во вкладах на имя ФИО6 В настоящее время истец в установленном законом порядке не может зарегистрировать своё право собственности на указанную земельную долю, поскольку на момент ликвидации крестьянского хозяйства членам КФХ свидетельства о праве собственности на землю не выдавались.

Истец ФИО11 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца ФИО11 – Редкозубов И.А., действующий по доверенности иск поддержал, показав, что крестьянскому хозяйству ФИО1 постановлением администрации Октябрьского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, для ведения крестьянского хозяйства предоставлен в общую долевую собственность земельный участок, впоследствии поставленный на кадастровый учёт, общей площадью га с кадастровым номером , из которых пашни – га и пастбищ – га, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района. Членами хозяйства являлись ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9. 23 сентября 2005 года КФХ ФИО1 было ликвидировано, между членами хозяйства было достигнуто устное соглашение о разделе земельного участка, при этом всем сособственникам земельного участка выделялись равные доли, в том числе и умершим. Истцу, как наследнику члена КФХ была выделена земельная доля общей площадью га, в том числе пашни га и пастбищ – га, в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью га, с кадастровым номером , в порядке наследования после смерти ФИО24, умершего ДД.ММ.ГГГГ, фактически принявшего, но юридически не оформившего своих наследственных прав после смерти ФИО6 Вместе с тем, поскольку членам КФХ свидетельства о праве собственности на землю не выдавались, он не может в настоящее время зарегистрировать своё право собственности на принадлежащее ему недвижимое имущество. Просит иск удовлетворить.

Ответчики ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили заявления, в которых иск признают, просят о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика – администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области ФИО16 в судебном заседании иск признал, против удовлетворения исковых требований не возражал.

Представитель ответчика – администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области ФИО25 в судебном заседании иск признал, против удовлетворения исковых требований не возражал.

Третьи лица ФИО20, ФИО19, ФИО21 о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили заявления, в которых иск признают, просят о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав представителя истца ФИО11ФИО18, представителя ответчика – администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области ФИО16, представителя ответчика – администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области ФИО17, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления администрации Октябрьского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, главе крестьянского хозяйства ФИО1 для осуществления деятельности крестьянского хозяйства предоставлено в собственность га земли сельскохозяйственного назначения, из которых пашни – га и пастбищ – га, расположенные на территории <данные изъяты> сельской администрации.

На момент создания крестьянского хозяйства его членами, и соответственно сособственниками земли являлись ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9.

ДД.ММ.ГГГГ крестьянское хозяйство ФИО1, единогласным решением членов хозяйства было ликвидировано, в связи с чем членами КХ было достигнуто устное соглашение о разделе имущества крестьянского хозяйства, в частности земельного участка, принадлежащих сторонам в равных долях.

Собранием членов КХ решено выделить ФИО11 земельную долю общей площадью га, в том числе пашни га, и пастбищ – га, в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью га, с кадастровым номером , расположенный на территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в порядке наследования после смерти ФИО26 ФИО10, принявшего наследство, но не оформившего своих наследственных прав после смерти ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст.9 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» при прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

В соответствии со ст.258 ГК РФ при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст.252,254 ГК РФ.

Из ст.252 ГК РФ следует, что имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между участниками по соглашению между ними.

Согласно ст.254 ГК РФ раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество. При разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными.

Как следует из материалов дела и показаний представителя истца между членами хозяйства было достигнуто устное соглашение о разделе земельного участка, при этом всем сособственникам земельного участка выделялись равные доли, земельные доли умерших членов хозяйства выделить наследникам умерших.

Следовательно, право собственности ФИО6 на земельную долю общей площадью га, из которых: пашни га, пастбищ га, в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью га, с кадастровым номером , расположенный на территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области - нашло подтверждение в судебном заседании.

Согласно свидетельства о смерти ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.1179 ГК РФ, после смерти любого члена крестьянского (фермерского) хозяйства наследство открывается и наследование осуществляется на общих основаниях.

В судебном заседании установлено, что истец, согласно свидетельства о праве на наследство по закону принял часть наследства в виде денежных средств, хранящихся в дополнительном офисе <данные изъяты> отделения Сбербанка России, во вкладах на имя ФИО6, наследником которой был родной брат истца ФИО28 ФИО10, принявший наследство, но не оформивший своих наследственных прав, следовательно истец принял все наследство, в том числе и в виде земельной доли, оставшейся после смерти ФИО6.

В силу части 2 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Кроме того, в соответствии со ст.198 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиками и считает, что исковые требования истца о признании за ним права общей долевой собственности на указанное недвижимое имущество в порядке наследования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, ст.9 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ст.218, 252, 254, 258, 1179, 1152 ГК РФ, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за ФИО11 право собственности на земельную долю общей площадью га, в том числе: пашни га, пастбищ га, в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью га, с кадастровым номером , расположенный на территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области, в порядке наследования после смерти ФИО27 ФИО10, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Октябрьского района Волгоградской области, принявшего наследство, но не оформившего своих наследственных прав, после смерти ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Октябрьского района Волгоградской области.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд.

Председательствующий