Обязание выполнять действия должностными лицами.



Дело № 2-3350

Изготовлено 05 июля 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2010 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего - судьи Бойко Л.Н.,

при секретаре Матюхиной А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска к федеральному бюджетному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» (ФБУ «ИЗ-51/1») о выполнении санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану здоровья лиц, содержащихся в учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска обратился в суд с иском к федеральному бюджетному учреждению «Следственный изолятор № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области (далее - ФБУ «ИЗ-51/1») о выполнении санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану здоровья лиц, содержащихся в учреждении.

В обоснование указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства России, регламентирующего оказание медицинской помощи содержащимся под стражей подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений в ФБУ «ИЗ-51/1». В результате установлено, что в ФБУ «ИЗ-51/1» имеется полученный в рамках национального проекта «Здоровье» рентгеновский аппарат «****», который неисправен с Дата обезличена года по настоящее время, что препятствует проведению флюорографического обследования поступающих в учреждение лиц. Обследование вынужденно проводилось с помощью передвижной установки в Дата обезличена года, а следующее посещение запланировано на Дата обезличена года. Дата обезличена года администрация учреждения направила заявку в ООО «*****» по вопросу ремонта аппарата «****», но вопрос о ремонте до настоящего времени не решен, не заключены и соответствующие договоры ни с одним из лечебных учреждений города Мурманска. В результате нарушены нормы Федерального закона № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также совместный приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ № 640/190 от 17 октября 2005 года, согласно пункту 33 которого все поступившие в следственный изолятор, кроме следующих транзитом, проходят углубленный врачебный осмотр, с рентгенофлюорографическим обследованием, в срок не более трех дней с момента прибытия. На основании изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие ФБУ «ИЗ-51/1» по выполнению санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану здоровья содержащихся в учреждении подозреваемых и обвиняемых, и обязать ФБУ «ИЗ-51/1» в срок до Дата обезличена года организовать проведение и проводить на постоянной основе рентгенофлюорографическое обследование содержащихся в учреждении подозреваемых и обвиняемых.

В судебном заседании помощник прокурора Хармич Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ФБУ «ИЗ-51/1» в судебном заседании с иском в части бездействия не согласилась. В обоснование возражений пояснила, что администрация учреждения предпринимала все возможные действия по ликвидации сложившейся ситуации. Однако в Мурманской области монополистом в части ремонта подобных аппаратов является ООО «*****», которое на обращение от Дата обезличена года дало ответ, что ремонтировать имеющийся в учреждении аппарат не намерены, так как он является устаревшим. С завода-изготовителя приезжал представитель, который пояснил, что аппарат требует заводского ремонта, однако акта об этом не составил. Учитывая, что учреждение является бюджетным, и все денежные средства для него выделяются строго в соответствии с бюджетным законодательством, денежные средства на ремонт были выделены, однако на приобретение иного оборудования или на оплату заключения договоров с медучреждениями города Мурманска такие расходы не предусматривались. Привозить переносной аппарат из исправительной колонии Номер обезличен чаще, чем указано прокуратурой в исковом заявлении, не представляется возможным, в то же время больные туберкулезом планово обследуются именно при больнице указанной колонии. В учреждении имеется фтизиатр, способный выявить признаки заболевания. В части же ремонта аппарата готовы отремонтировать его до Дата обезличена года и проводить после этого рентгенофлюорографическое обследование содержащихся в учреждении подозреваемых и обвиняемых.

Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации утверждено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Также статьей 41 Конституции РФ гарантировано право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также гарантируется равенство перед законом независимо от каких-либо обстоятельств (статья 19), в том числе - и от того, является ли человек подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления.

Федеральным законом РФ № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон), а именно - пунктом 9 части 1 статьи 17, предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.

Статья 24 Закона также указывает, что лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, то есть - Министерством Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерством юстиции РФ и Министерством внутренних дел РФ.

Приказом Министерства внутренних дел РФ № 950 от 22 ноября 2005 года утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, в соответствии с пунктом 122 которых Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Пунктом 124 также оговорено, что с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах.

Совместным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства юстиции РФ № 640/190 от 17 октября 2005 года утвержден Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 32 данного Порядка в срок не более трех дней с момента прибытия в СИЗО все поступившие, кроме следующих транзитом, проходят углубленный врачебный осмотр (в фельдшерских здравпунктах - фельдшерский), а также рентгенофлюорографическое обследование.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Октябрьского округа г. Мурманска в соответствии с Федеральным законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17 января 1992 года проведена проверка исполнения законодательства России, регламентирующего оказание медицинской помощи содержащимся под стражей, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, в ФБУ «ИЗ-51/1».

В ходе проверки установлено, что в учреждении имеется поступивший в рамках национального проекта «Здоровье» рентгеновский аппарат «****», который находится в неисправном состоянии с Дата обезличена года.

Прокуратура полагает, что поскольку данный аппарат неисправен, исполнение законодательства РФ России, регламентирующего оказание медицинской помощи содержащимся под стражей, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений в учреждении осуществляется в неполной мере. В совокупности с приведенными выше нормами данный вывод судом признается обоснованным.

В то же время администрацией учреждения предпринимались шаги по ликвидации сложившейся ситуации путем привлечения специалистов для ремонта неисправного аппарата, которые, однако, положительного результата не принесли в силу отказа специалистов от производства ремонта устаревшего оборудования, а также наличия дефектов, требующих ремонта аппарата на заводе-изготовителе.

Однако суд, руководствуясь статьями 56, 60 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, находит, что ФБУ «ИЗ-51/1» в недостаточной степени использовало возможности для ремонта, тем более что как следует из пояснений представителя ответчика, акта о том, что аппарат действительно не подлежит ремонту вне заводских условий, не имеется. Кроме того, нет данных о том, что администрация учреждения обращалась в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области по вопросу о выделении дополнительных денежных средств на замену неисправного аппарата, в то время как денежные средства на его ремонт выделены, однако до настоящего времени не освоены.

Данное бездействие противоречит не только всем вышеприведенным нормам законодательства, но и Уставу ФБУ «ИЗ-51/1», в частности, пунктам 2.4 и 2.5, согласно которым основными задачами учреждения, в том числе, является обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также организация жизнедеятельности учреждения и развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.

Также не в полной мере исполняется одна из основных функций учреждения, зафиксированная в пункте 3.11 Устава, согласно которому учреждение осуществляет материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лицам, содержащимся под стражей, а также отбывающим наказание в виде лишения свободы в соответствии с требованиями гигиены, санитарии, законодательством об охране здоровья граждан, а при невозможности оказания медицинской помощи находящимся в нем лицам организует ее оказание в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы, либо в государственной или муниципальной систем здравоохранения.

В силу отсутствия исправного рентгенографического оборудования в учреждении вынуждено обращаются к использованию передвижного рентгеновского аппарата, находящегося в распоряжении исправительного учреждения Номер обезличен, расположенном за пределами г. Мурманска, что не позволяет вести постоянный стационарный контроль за здоровьем лиц, находящихся в ФБУ «ИЗ-51/1», поскольку доставка указанного оборудования требует соблюдения очередности и дополнительных затрат.

Анализируя и оценивая вышеизложенное в совокупности, суд приходит к выводу о том, что ФБУ «ИЗ-51/1» допустило незаконное бездействие по выполнению санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану здоровья лиц, содержащихся в учреждении, в части непринятия всех зависящих от него мер для организации ремонта рентгенографического аппарата, а принятые меры по использованию передвижной рентгенографичекой установки являются недостаточными. Это тем более очевидно, что в силу пункта 3.11 Устава учреждение могло заключить соответствующие договоры с учреждениями государственной или муниципальной систем здравоохранения, расположенными на территории г. Мурманска. Довод о том, что на заключение подобных договоров не выделено бюджетных средств, в данном случае судом не принимается, поскольку учреждение имело возможность поставить вопрос о дополнительном финансировании данной статьи расхода перед Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области, однако доказательств того, что подобное обращение имело место быть, не представлено и в ходе рассмотрения дела не добыто.

Поскольку достоверно установлено, что обеспечение ремонта рентгеновского аппарата и полного выполнения санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану здоровья лиц, содержащихся в учреждении, является обязанностью ФБУ «ИЗ-51/1», а неисполнение данной обязанности влечет существенное нарушение прав граждан, что в свою очередь повышает опасность распространения среди лиц, содержащихся в учреждении, такого опасного инфекционного заболевания как туберкулез легких, суд находит исковое требование прокурора о понуждении ответчика к организации проведения и проведению на постоянной основе рентгенофлюорографического обследования содержащихся в учреждении подозреваемых и обвиняемых, в срок до Дата обезличена года, обоснованным.

На основании статьи 24 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», пункта 33 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ от 17.10.2005 года № 640/190, руководствуясь статьями 56, 60, 194-197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» по выполнению санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану здоровья лиц, содержащихся в учреждении, в части непринятия всех зависящих от него мер для организации ремонта рентгенографического аппарата.

Обязать федеральное бюджетное учреждение «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» (ФБУ «ИЗ-51/1») в срок до 01 декабря 2010 года организовать проведение и проводить на постоянной основе рентгенофлюорографическое обследование содержащихся в учреждении подозреваемых и обвиняемых.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в 10-дневный срок.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий: Л.Н. Бойко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200