Возложение обязанности по постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.



Дело № 2-7210

Изготовлено 05 октября 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2010 г. г. Мурманск

Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе:

председательствующего судьи Г.В. Дорошенко,

при секретаре А.В.Матюхиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева Андрея Андреевича к Администрации города Мурманска, Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Андреев А.А. обратился в суд с иском к Администрации г.Мурманска о возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как гражданина, уволенного с военной службы в запас в целях обеспечения государственным жилищным сертификатом за счет средств федерального бюджета на приобретения жилого помещения в избранном месте жительства.

В обоснование исковых требований истец указал, что он уволен с военной службы в Дата по болезни, имея выслугу лет в календарном исчислении 10 лет. Жилым помещением при увольнении и при нахождении в запасе ВС РФ не обеспечен, других жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ на правах собственности и по договору социального найма не имеет.

Решением ****ского городского суда ****ской области от Дата по иску к войсковой части № ** за ним признано право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета с целью получения государственного жилищного сертификата, но в требовании к войсковой части № ** отказано, поскольку признание за ним данного права предоставляет ему возможность встать на учет в органах местного самоуправления по месту жительства и обязанность по выдаче сертификата будет осуществлена органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого он будет поставлен на учет на основании подпункта «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153.

В дальнейшем он был вынужден подать заявление в администрацию г.Мурманска с требованием о постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий, как гражданина уволенного с военной службы, с целью обеспечения его государственным жилищным сертификатом за счет средств федерального бюджета. Однако ответом отдела по учету и распределению жилой площади Администрации г.Мурманска от Дата № ** ему отказано в постановке на учет, с указанием на то, что он как гражданин уволенный с военной службы после 01.01.2005 года встать на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий возможности не имеет. Полагает отказ незаконным, так как такое право за ним признано в судебном порядке и после 01.01.2005 года, судебными решениями ему предоставлена возможность встать на учет в органах местного самоуправления по месту жительства.

Истец и его представитель Н., допущенный к участию в деле по устному ходатайству на удовлетворении требования настаивали заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - Администрация г.Мурманска, в судебном заседании не оспаривая право истца на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с заявленными требованиями не согласилась по тем основаниям, что администрация г.Мурманска поскольку он, как гражданин уволенный с военной службы не встал на учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005 года, а с 01.01.2005 года с органов местного самоуправления обязанность по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы снята. Считает, что не является надлежащим ответчиком по делу.

Министерство строительства и территориального развития Мурманской области, привлеченное к участию в деле в качестве соответчика, представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв, в котором возражает против удовлетворения заявленных требований, в обоснование указал, что в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы) и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года в том числе, граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Для участия в подпрограмме граждане подают по месту постановки на учет заявление на участие в подпрограмме. После чего до 01 августа года, предшествующего планируемому, органами местного самоуправления на основании представленных заявлений формируется список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году и предоставляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который на основании указанных списков, до 01 сентября года, предшествующего планируемому формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. В сводном списке граждан - участников подпрограммы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат по Мурманской области Андреев А.А. не значится. По указанным основаниям возражает против удовлетворения требований.

Суд, заслушав истца и его представителя, представителя Администрации г.Мурманска, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Андреев А.А. проходил военную службу в Вооруженных силах СССР с Дата по Дата. Приказом командира главнокомандующего сухопутными войсками № ** от Дата Андреев А.А. уволен с военной службы с зачислением в запас по статье 59 пункту «б» (по болезни), приказом командира войсковой части № ** № ** от Дата **** Андреев А.А. исключен из списков личного состава части с Дата. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 10 лет.

На момент увольнения Андреева А.А. действовало Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», утвержденное Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 года № 193.

В соответствии с пунктом 3 Постановления, льготы, предусмотренные утвержденным Положением, распространялись соответственно на военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, органов Комитета государственной безопасности СССР и их семьи.

Пунктом 19 Положения предусмотрено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.

С 01 января 1993 года был введен в действие Закон РФ от 22.01.1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих», пунктом 6 статьи 15 которого предусматривалось, что граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

С 1 января 1998 года и в настоящее время основным правовым документом, в котором изложены нормы о льготах военнослужащим, является Федеральный закон «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998 года, вступивший в силу с 1 января 1998 года.

Данным Законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определены права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Пунктом 5 статьи 2 Закона предусмотрено, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются, в частности, гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из содержания приведенных норм следует, что социальные гарантии и компенсации, установленные данным законом, распространяются и на граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В силу пунктов 1,2,3,5 статьи 3 Закона для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает, в частности, реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.

Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Статьей 15 Федерального закона закреплена гарантия государства по предоставлению военнослужащим жилых помещений или выделению денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, до 1993 года обязанность по обеспечению лиц офицерского состава, уволенных в запас по состоянию здоровья возлагалась на исполнительный комитет местных Советов народных депутатов, с 1993 года обязанность учета и обеспечения граждан, уволенных с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более жилым помещением возложена на органы местного самоуправления, а с момента вступления в силу Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998 года органами местного самоуправления обеспечение указанной категории граждан, жилым помещением, стало возможным из средств федерального бюджета, в том числе за счет выдачи государственных жилищных сертификатов.

Единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства и обеспечения жилым помещением военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета определен Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054.

Согласно пунктов 4, 12 Правил, вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.

Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления.

Пунктом 29 Правил предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (социальную выплату) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации. В случае получения финансовой помощи (социальной выплаты) или государственного жилищного сертификата они снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Право Андреева А.А. на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета с целью получения государственного жилищного сертификата признано решением ****ского городского суда ****ской области от Дата, законность которого проверена судебной коллегией по гражданским делам ****ского областного суда и определением от Дата оставлено без изменения. Решение вступило в законную силу Дата.

В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

В частности, указанным решением, установлено, что Андреев А.А. и члены его семьи после увольнения истца с военной службы не приобрели прав на какое-либо жилое помещение, в связи с чем Андреев А.А. является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным - законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

При этом, Белогорский городской суд, отказывая Андрееву А.А. в удовлетворении требования о возложении на ответчика - войсковая часть № ** обязанности по постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, по тем основаниям, что Андреев А.А. на момент рассмотрения спора не проходил службу в войсковой части № **, а действующим Порядком, утвержденным приказом МО РФ от 10.06.2006 года № 215, определен порядок формирования списков граждан-получателей, государственных жилищных сертификатов только в отношении военнослужащих, указанных в подпункте «а» пункта 5 Правил, указал, что признание за Андреевым А.А. права на улучшение жилищных условий, предоставляет истцу возможность по вступлении решения суда в законную силу встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата в органах местного самоуправления по месту своего жительства. В этом случае обязанность выдать истцу сертификат будет осуществлена органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого Андреев А.А. будет поставлен на соответствующий учет, на основании подпункта «г» пункта 5, пункта 18 Правил.

То обстоятельство, что Андреев А.А., как гражданин, уволенный с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которого в календарном исчислении составляет 10 лет, имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата не оспаривалось ответчиками.

Основной спор возник, по поводу того, что Андреев А.А. после увольнения с военной службы до Дата не встал на учет в муниципальном образовании в качестве нуждающегося в жилом помещении в избранном постоянном месте жительства.

Вместе с тем, суд, не может признать отказ Администрации г.Мурманска, в постановке Андреева А.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по указанному основанию обоснованным, поскольку право на улучшение жилищных условий за Андреевым А.А. признано в судебном порядке в Дата, то есть в период когда Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ с 1 января 2005 года с органов местного самоуправления снята обязанность по жилищному обеспечению военнослужащих, в том числе уволенных с военной службы. Кроме того, суд принимает во внимание решение Верховного Суда РФ от 14.04.2009 N 2н-9/09, согласно которого противоречат закону и в силу статьи 120 Конституции РФ, части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ не подлежат применению нормы, в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, тогда как, истец уволен с военной службы в Дата.

По указанным основаниям, требование Андреева А.А. о возложении на Администрацию г.Мурманска обязанности поставить его на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий, как гражданина, уволенного с военной службы в запас в целях обеспечения государственным жилищным сертификатом за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения в избранном месте жительства обоснованно и подлежит удовлетворению.

Оснований к возложению таких обязанностей на Министерство строительства и территориального развития Мурманской области не имеется по следующим основаниям. Министерство, как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на территории Мурманской области осуществляет реализацию Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. В соответствии с пунктами 18, 21, 26, 36 Правил, организует работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных для участия в подпрограмме, принимает решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы, на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы, производит оформление бланков сертификатов, передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, ведут реестр выданных сертификатов, тогда как, истцом заявлено требование о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для целей получения государственного жилищного сертификата.

Таким образом, суд, возлагает обязанность по постановке в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как гражданина, уволенного с военной службы в запас в целях обеспечения государственным жилищным сертификатом за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения в избранном месте жительства на Администрацию города Мурманска. В исковых требованиях к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области - отказывает.

На основании пункта 6 статьи 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 года № 4338-1, статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, Постановления Правительства от 06.09.1998 года № 1054, руководствуясь статьями 56, 57, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию города Мурманска поставить Андреева Андрея Андреевича в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как гражданина, уволенного с военной службы в запас в целях обеспечения государственным жилищным сертификатом за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения в избранном месте жительства.

В иске Андреева Андрея Андреевича к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области обязать поставить в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как гражданина, уволенного с военной службы в запас в целях обеспечения государственным жилищным сертификатом за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения в избранном месте жительства - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Г.В. Дорошенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200