Дело № 2-7167/10
Изготовлено 11 октября 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2010 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе:
председательствующего судьи Свиридовой Ж.А.,
при секретаре Балакшиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска к Администрации г. Мурманска, Управлению капитального строительства администрации г. Мурманска об устранении нарушений норм жилищного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска обратился в суд с иском в защиту интересов Р. к Администрации г. Мурманска, Управлению капитального строительства Администрации г. Мурманска о понуждении к ремонту (замене) водонагревателя.
В обоснование указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению гражданки Р. проживающей в квартире № **, дома № ** по ...., по вопросу нарушения жилищных прав в результате длительного непринятия мер к замене бойлера.
В результате проверки установлено, что дом № ** по ...., № ** по .... и дом № ** по .... имеют один общий водонагреватель (бойлер), который установлен в доме № ** по ..... После выполнения в Дата ОАО *** работ по промывке и прочистке водонагревателя ОАО **** продлило срок эксплуатации до Дата.
Дата после выполнения работ по промывке и прочистке секций водонагревателя составлен комиссионный акт выбраковки бойлера, водонагреватель признан непригодным к эксплуатации.
С Дата горячее водоснабжение в домах № ** по ...., № ** по .... и доме № ** по .... отсутствует.
Бойлер сдан в эксплуатацию одновременно с домом в Дата.
В соответствии с приложением №3 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р), утвержденному приказом Госкомархиттектуры от 23.11.1988 №312 продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) скоростного кожухотрубного водонагревателя составляет 10 лет. Фактически срок эксплуатации водонагревателя составил более 15 лет.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в силу пункта 4 части 1 статьи 13 Устава муниципального образования город Мурманск организация в границах городского округа водоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского округа. А согласно 5 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг.
В муниципальную адресную программу капитального ремонта на Дата работы по замене водонагревателя не включены
Проверка показала, что с Дата по Дата ОАО ***** являлось управляющей организацией, обслуживающей жилой дом № ** по ...., на основании решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома. С Дата управляющей компанией являлась ООО ******.
В силу части 2 статьи 18 Жилищного кодекса РФ, ранее возникшие обязательства до ведения в действие Жилищного кодекса РФ и Правил содержания общего имуществ в многоквартирном доме организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются за органами местного самоуправления по настоящее время.
Обязанность по капитальному ремонту водонагревателя возникла у органов местного самоуправления до введения в действие Жилищного кодекса РФ и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491.
Своевременная замена водонагревателя в соответствии с ВСН 58-88 (р) органами местного самоуправления произведена не была, что привело к выбраковке водонагревателя Дата и существенному нарушению прав жителей домов № ** по ...., № ** по ...., № ** по ...., в том числе Р..
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам предусматривают допустимую продолжительность перерыва подачи горячей воды 8 часов в течение одного месяца суммарно, 4 часов единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа. Однако из-за ненадлежащего содержания водонагревателя и его несвоевременного капитального ремонта (замены) с Дата в домах № ** по ...., № ** по .... и № ** по .... отсутствует горячее водоснабжение, чем существенного нарушаются жилищные права граждан, проживающих в этих домах.
На основании изложенного истец просит обязать Администрацию г. Мурманска, Управление капитального строительства администрации г. Мурманска сформировать и разместить муниципальный заказ на капитальный ремонт (замену) водонагревателя в доме № ** по ...., организовать конкурсный отбор на его выполнение и организовать исполнение муниципального контракта в срок до Дата.
В судебном заседании помощник прокурора Куриленко И.Г. уточнила исковые требования и просила суд обязать Администрацию г. Мурманска, Управление капитального строительства администрации г.Мурманска сформировать и разместить муниципальный заказ на замену водонагревателя в доме № ** по ...., организовать конкурсный отбор на его выполнение и организовать исполнение муниципального контракта в срок до Дата. Дала пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель Администрации г. Мурманска в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, по тем основаниям, что в соответствии с Положением об управлении капитального строительства, целью деятельности последнего является организация работ по обеспечению практической реализации муниципальной политики в области капитального ремонта жилищного фонда, в связи с чем, Администрация города Мурманска является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель Управления капитального строительства Администрации г. Мурманска в судебном заседании с иском не согласился, суду пояснил, что образовано Управление капитального строительства, на которое возложены функции по капитальному ремонту, в том числе, функции муниципального заказчика на капитальный ремонт, контроль за выполнением муниципального заказа.
Однако, с Дата в жилом доме № ** по .... выбран способ управления - управляющая компания ОАО *****, а в дальнейшем ООО ******, следовательно обязанность по осуществлению капитального ремонта (замены) водонагревателя в доме № ** по .... должна осуществлять управляющая компания в случае соблюдения собственниками помещений установленной законом процедуры, то есть после принятия решения о финансировании и выполнении капитального ремонта (замены) водонагревателя.
Полагает, что ссылка истца на то, что данная обязанность возникла еще до введения в действие Жилищного кодекса РФ, не учитывает, что предельный срок эффективной эксплуатации элементов жилого дома не установлен, речь идет о минимальном сроке, а сроки проведения ремонта зданий, объектов и их элементов определяется на основе оценки их технического состояния. Однако доказательств того, что до введения Жилищного кодекса РФ в действие техническое состояние водонагревателя требовало проведения капитального ремонта, истцом не представлено, необходимость замены установлена лишь в Дата на основании акта выбраковки от Дата. Также указал, что причиной выбраковки водонагревателя могла послужить ненадлежащая его эксплуатация. На основании изложенного, просит в иске отказать.
Представитель третьего лица - ОАО **** в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в предыдущем судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, подтвердив факты, изложенные в исковом заявлении.
Представитель третьего лица - ОАО ***** в судебном заседании пояснил, что срок эксплуатации до капитального ремонта (замены) скоростного кожухотрубного водонагревателя составляет 10 лет, в связи с чем, обязанность по его ремонту должна быть возложена на органы местного самоуправления. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представители третьего лица - ОАО ***, в судебном заседании пояснили, что срок эксплуатации до капитального ремонта (замены) скоростного кожухотрубного водонагревателя составляет 10 лет, в связи с чем, обязанность по его ремонту должна быть возложена на органы местного самоуправления. Исковые требования прокурора поддержали, подтвердив факты, изложенные в исковом заявлении. Кроме того, пояснили, что дом № ** по .... введен в эксплуатацию в Дата. Документы, свидетельствующие о проведении в доме капитального ремонта водонагревателя, у общества отсутствуют.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации утверждено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.
Согласно статье 12 Конституции в России признается и гарантируется местное самоуправление, самостоятельное в пределах своих полномочий. Часть 2 статьи 40 Конституции устанавливает, что органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со статьей 45 Конституции в России гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, а статья 48 гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в случаях, предусмотренных законом, оказываемой бесплатно.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что к прокурору Октябрьского АО г. Мурманска поступило заявление Р., <данные изъяты>, жильца и собственника квартиры № ** дома № ** по ...., по вопросу нарушения жилищных прав в результате длительного непринятия мер к замене водонагревателя - бойлера.
Из представленных доказательств следует, что дом № ** по ул. Володарского, № ** по .... и дом № ** по .... имеют один общий водонагреватель (бойлер), который установлен в доме № ** по .....
В ходе проверки факт отсутствия в указанных домах горячего водоснабжения нашел свое подтверждение, в судебном заседании сторонами ответчиков и третьих лиц данное обстоятельство также подтверждено.
Как следует из материалов дела, Дата на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома ОАО ***** приняло на себя обязательства по управлению домом № ** по ....: обязалась выполнять работы по надлежащему санитарно-техническому содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома согласно адресной программе.
В результате промывки и прочистки бойлера, составлен акт от Дата, в котором зафиксировано: выработка трубных досок: I и II стадии - 70%, бойлер годен к эксплуатации до Дата.
Согласно Акту выбраковки бойлера от Дата установлено, что к эксплуатации не годны 15 секций из 19.
Прокуратура полагает, что в данном случае речь идет о несоблюдении со стороны ответчиков требований, предъявляемых к эксплуатации жилых зданий.
Согласно Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88(р), утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312, а именно - Приложению № 3, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации скоростного кожухотрубного водонагревателя до капитального ремонта (замены) составляет 10 лет.
Таким образом, суд полагает, что факт того, что техническое состояние водонагревателя не соответствовало предъявляемым требованиям до того, как в действие вступил Жилищный кодекс РФ, то есть, до Дата, является доказанным, с учетом момента введения его в эксплуатацию - Дата.
Следовательно, даже исходя из того, что до Дата нареканий к состоянию водонагревателя не зафиксировано, срок его эксплуатации без капитального ремонта (замены) превысил допустимые пределы в .... раз.
Доказательств того, что в доме № ** по .... с Дата производился капитальный ремонт водонагревателя или, что водонагреватель эксплуатировался ненадлежащим образом, ответчиками, в соответствии со статьями 56,57 ГПК РФ не представлено и в судебном заседании не добыто.
Суд соглашается с позицией представителя прокуратуры в том, что обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, ранее возникшие, то есть, до ведения в действие Жилищного кодекса РФ, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ.
Суд усматривает в бездействии ответчиков Администрации г.Мурманска, Управления капитального строительства нарушение жилищных прав граждан, поскольку, как обоснованно указывает прокуратура, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года, обязывают осуществлять бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года, а организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского округа в силу пункта 4 части 1 статьи 13 Устава муниципального образования город Мурманск и пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года. Перерыв в горячем водоснабжении может быть осуществлен на 8 часов в течение одного месяца суммарно, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - на 24 часа.
Поскольку достоверно установлено, что ремонт водонагревателя дома № ** по .... является обязанностью органов местного самоуправления, а неисполнение данной обязанности влечет существенное нарушение прав граждан, лишенных горячего водоснабжения в течение пяти месяцев, суд находит исковые требования прокурора обоснованными.
Возлагая обязанность проведения замены на Управление капитального строительства администрации г.Мурманска, суд исходит также из того, что в соответствии с решением Совета депутатов г.Мурманска от 25.06.2009 года №7-83 «Об утверждении структуры администрации муниципального образования г.Мурманск», постановлением администрации г.Мурманска от 10.07.2009 г. №597 «О структуре администрации муниципального образования г. Мурманск» в Администрации г. Мурманска образовано управление Капитального строительства, на которое возложены функции по капитальному ремонту, в том числе, функции муниципального заказчика на капитальный ремонт, контроль за выполнением муниципального заказа.
В силу пункта 2.4.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, под капитальным ремонтом следует понимать - производство комплексного устранения неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные.
Учитывая пояснения прокурора, представителей ОАО ***, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что капитальный ремонт водонагревателя в доме № ** по ...., должен быть осуществлен путем его замены.
Доводы ответчиков о том, что ремонт должна проводить управляющая компания, судом не принимаются, поскольку в данном случае требуется не текущий ремонт, а капитальный ремонт, что входит в обязанности ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию г. Мурманска, Управление капитального строительства администрации г. Мурманска сформировать и разместить муниципальный заказ на замену водонагревателя в доме № ** по ...., организовать конкурсный отбор на его выполнение, организовать исполнение муниципального контракта в срок до Дата.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Ж.А. Свиридова