Дело № 2-7423
Изготовлено 13.10.2010г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 октября 2010 года
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе:
председательствующего федерального судьи Ганбиной С.В.,
при секретаре Дорошенко М.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Степанова Г.Г. о признании действий Администрации Президента Российской Федерации незаконными и устранении допущенных нарушений
УСТАНОВИЛ:
Степанов Г.Г. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий Администрации Президента Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указал, что его обращение от Дата на имя Президента Российской Федерации рассмотрено с нарушением порядка, установленного Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 59-ФЗ), а именно: обращение не рассмотрено по существу поставленных вопросов, направлено в Правительство Мурманской области, в компетенцию которого не входит их решение, нарушены обязанности по обеспечению реализации Президентом Российской Федерации полномочий главы государства и содействию в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Просит суд признать незаконным действия Администрации Президента Российской Федерации и обязать рассмотреть указанное обращение в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям указанным в заявлении.
Представитель Администрации Президента РФ в судебное заседание прибыл, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому с заявленными требованиями не согласился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд, выслушав заявителя, исследовав материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации, Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство, в котором государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (статьи 1 и 10 Конституции Российской Федерации).
Президент Российской Федерации является главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федераций, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (части 1 и 2 статьи 80 Конституции РФ). Для случаев, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в статьях 83-89 Конституции Российской Федерации, их общие рамки определяются принципом разделения властей (статья 10 Конституции) и требованием статьи 90 (часть 3) Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. № 10-П). Конституционный принцип разделения властей имеет определяющее значение при установлении компетенции органов власти и означает разграничение государственных функций, реализация которых осуществляется ими самостоятельно, то есть в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Выполнение Президентом Российской Федерации функции гаранта обеспечения прав и свобод человека и гражданина, предусмотренной частью 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации, не дает ему право на вмешательство в деятельность органов государственной, исполнительной власти, а также в осуществление правосудия.
Реализовывать свою функцию, как гаранта обеспечения прав и свобод человека и гражданина, Президент Российской Федерации может только в тех формах, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Глава государства не должен подменять собой конкретные государственные органы, действующие в рамках собственных полномочий, и не обязан заниматься решением вопросов, отнесенных к компетенции других органов.
Данное положение подтверждено Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 3-П, в котором предусмотрено, что с учетом основополагающих конституционных принципов - о разделении властей, целях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина, Президент Российской Федерации может действовать только теми методами и только в пределах тех полномочий, которые закреплены за ним в Конституции Российской Федерации.
В соответствии с установлениями п. "и" ст. 83 Конституции Российской Федерации для выполнения своих полномочий Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации- государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента Российской Федерации и осуществляющий контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации. Статус, структура, задачи и организация деятельности данного государственного органа урегулированы Положением об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 6 апреля 2004г.
Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций (далее - Управление) является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. Указом от 17.02.2010г. №201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций», Президент Российской Федерации утвердил Положение об Управлении, согласно которому наделил должностных лиц Управления правом рассмотрения письменных и устных обращений граждан, адресованных Президенту Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерация. В соответствии с предоставленными полномочиями, они осуществляют контроль и информируют граждан о рассмотрении их письменных обращений по вопросам, отнесенным к компетенции Главы государства. В случае поступления письменных обращений граждан, не входящих в сферу ведения Президента Российской Федерации и его Администрации, руководствуясь требованиями части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», они направляются, с соблюдением установленных законом сроков, в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.
В части 3 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерация» указано, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право «получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов». Как видно вышеназванная правовая норма предусматривает, что письменный ответ по существу на все вопросы предоставляется гражданину в том случае, если вопросы, поставленные в его обращении, относятся к компетенции государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица. В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления, должностному лицу обращения по вопросам, не относящимся к их компетенции, заявителю направляется уведомление о его переадресации.
Заявитель обращается в адрес Президента России и Администрации Президента Российской Федерации по вопросу налоговых правоотношений с Дата. В своих обращениях Степанов Г.Г, указывал на неправильное начисление и размер налогов, выражал несогласие с судебными решениями по разрешению спора об уплате налога, обжаловал действия и решения налоговых органов и их должностных лиц. Обращения Степанова Г.Г. рассматривались в Управлении и неоднократно направлялись по компетенции в Федеральную налоговую службу, Высший Арбитражный суд Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации. Правительство Мурманской области. В последующих обращениях Степановым Г.Г. каких-либо новых вопросов и доводов не приводилось. Тем не менее, заявитель продолжал и продолжает направлять многочисленные обращения в адрес Администрации Президента Российской Федерации( выписка из регистрационной базы обращений граждан прилагается).
Как установлено судом, обращение Степанова Г.Г., зарегистрированное за вх.№ ** поступило в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан Дата В своем обращении Степанов Г.Г. указывал на несогласие с размером уплачиваемого налога т.е. ставил вопрос аналогичный содержанию ранее направленных им обращений.
В связи с тем, что вопросы, поставленные в обращении заявителя, не относятся к компетенции Президента Российской Федерации, его Администрации, а также учитывая множественность и многообразие налогов и налогообложения, наличия возможности органов государственной власти субъектов РФ устанавливать собственные налоги, а также отсутствии в обращении заявителя указания о виде налога, оно Дата, в соответствии, с требованиями части 3 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ, было направлено в Правительство Мурманской области для проведения проверки и рассмотрения в пределах его компетенции. Заявителю Дата было направлено письменное уведомление письмом за исх. № ** в пределах установленного Федеральным законом № 59-ФЗ срока (копия направления и уведомления прилагаются).
Принятое Правительством Мурманской области, по результатам уточнения входящих в обращение вопросам, решение о переадресации данного обращения заявителя начальнику инспекции ФНС по г. Мурманску не нарушило право Степанова Г.Г. на рассмотрение его обращения по существу поставленных вопросов компетентным органом. Доводы заявителя о неправомерности указанных действий были признаны судом несостоятельными (определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от Дата Дело № **).
В обращении от Дата Степанов Г.Г. выражает несогласие с результатом разрешения спора по взысканию с него недоимки по налогам. Между тем, как свидетельствуют материалы дела, данный спор уже был предметом проверки судебного органа (Решение ****ского райсуда г, Мурманска от Дата по гражданскому делу № **)
Обратившись в суд, заявитель реализовал свое конституционное право на судебную защиту. В соответствии со статьей 120 Конституции РФ, статьями 1 и 5 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1 -ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и статьями 9 и 10 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только закону. Президент Российской Федерации, его Администрация не вправе вмешиваться в деятельность судей и оказывать давление на принимаемые ими решения. В случае же несогласия гражданина с принятым судебным решением законом предусмотрен порядок его обжалования.
Федеральная налоговая служба (ФНС России), в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2009г. № 506, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц как непосредственно так и через свои территориальные органы. Служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов (пункты 1 и 4 Положения). Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство (Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314"0 системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", п.2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329)
Таким образом, действуя в рамках своих полномочий Управление по работе с обращениями граждан и организаций направило вышеуказанные обращения заявителя, содержащие аналогичные вопросы в Правительство Мурманской области и Федеральную налоговую службу России для рассмотрения и проведения проверки в пределах их компетенции.
Из анализа указанных норм права следует, что ни Президент Российской Федерации, ни его Администрация не обладают полномочиями по разрешению вопросов о взыскании недоимки по налогам, проверки решений территориальных органов ФНС России и решений судебных органов.
Реализация гражданами конституционного права на обращение в государственные органы и к должностным лицам, предусмотренного статьей 33 Конституции Российской Федерации, осуществляется гражданами строго в рамках компетенции государственных органов, их должностных лиц. Пункт 1 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» прямо предписывает гражданину самому направлять письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно статьи 4 Закона Российской Федерации от 27,04.1993 г. № 4866-1 « Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.
Нормативные положения, содержащиеся в статьях 137 и 138 НК РФ во взаимосвязи с положениями статей 29 и 198 АПК РФ не исключают обжалования в арбитражный суд решений (актов ненормативного характера) любых должностных лиц налоговых органов (Определение Конституционного Суда РФ от 4.12.2003г. № 418-0) и не препятствуют обжалованию актов Министерства финансов Российской Федерации, если эти акты порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам. При рассмотрении подобных дел на арбитражные суды возложена обязанность в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав (Определение Конституционного Суда РФ от 5.11.2002г. №319-0)
Согласно ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Оспариваемым письмом Управления от Дата за № ** сообщалось лишь о направлении обращения Степанова Г.Г. на рассмотрение в Правительство Мурманской области. Данное письмо носит информационный характер и не нарушает права заявителя, не влечет для него правовых, в том числе негативных последствий, и не создает препятствий для осуществления какой-либо деятельности.
Действиями (бездействием) Администрации Президента Российской Федерации, не нарушены права заявителя, на них незаконно не возложена какая-либо обязанность и не созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод. Заявителем реализовано право на обращение, обращение от Дата рассмотрено и не повлекло нарушения требований, установленных Федеральным законом № 59-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, оценивая доказательства в совокупности, суд отказывает в удовлетворении требований Степанова Г.Г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Степанова Г.Г. о признании действий Администрации Президента Российской Федерации незаконными и устранении допущенных нарушений отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Мурманский областной суд, через Октябрьский районный суд г. Мурманска, в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.В. Ганбина