Дело № 2-5260
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2010 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего - судьи Кулдыкина А.В.,
при секретаре - Солдатовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масальского С.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «КОРАЛ ТРЕВЕЛ», Обществу с ограниченной ответственностью «Белый медведь», Закрытому акционерному обществу «Нордавиа - региональные авиалинии» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Масальский С.Н. обратился в суд с иском к ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ», ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии» о защите прав потребителя.
В обоснование требований указал, что Дата между ним и турагентом ООО «Белый медведь» был заключен договор № **, в соответствии с которым Турагент обязался забронировать туристическую путевку у туроператора «КОРАЛ ТРЕВЕЛ», цена договора составила .... рублей. Полагает, что оказанные ему услуги явились некачественными. В связи с изменением в качестве туристического продукта (порядок трансфера) время, проведенное на курорте, сократилось более чем на 16 часов. Таким образом, по мнению Потребителя, Туроператором было нарушено качество туристического продукта. По его мнению, цена туристического продукта аналогичного оказанному Туроператором должна быть ниже на 5.000 рублей, и туроператор должен был в добровольном порядке возвратить денежные средства, явившиеся излишне уплаченными за туристический продукт. Вследствие отсутствия достоверной информации, нарушения условий договора он испытывал серьезные нравственные страдания, выразившиеся в страхе, переживаниях, негативных эмоциях, в также понес физические страдания, выразившиеся в утомлении от более длительного перелета, головной боли, размер компенсации морального вреда он оценивает в 50.000 рублей.
Кроме того, ему фактически была предоставлена не надлежащая информация, в частности фотографии на сайте Туроператора не соответствовали действительности, в отеле отсутствовала зеленая зона, стульчики для питания детей, детская мебель, оговоренная Турагентом и Потребителем. Более того, ему была предоставлена информация о нахождении места проживания на первой береговой линии, что также не соответствовало действительности. По его мнению, цена туристического продукта аналогичного качества должна быть ниже на .... рублей, в связи с этим он требует от Туроператора снизить стоимость оказанного туристического продукта на .... рублей.
Кроме того, в соответствии с договором перевозки перевозка должна была осуществляться по маршруту .... - ...., .... - ...., наличие прямого сообщения явилось существенным признаком при выборе истцом услуги по перевозке. Фактически авиаперелет осуществлялся по маршруту .... - .... - .... - .... - ..... Таким образом, в указанной части услуги по перевозкам не соответствовал требованиям к качеству установленным в договоре. Более того, его не уведомили об изменении качества приобретенной услуги, таким образом, он был лишен возможности заблаговременно расторгнуть договор. В результате он и члены его семьи испытали нравственные страдания, выразившиеся в испуге, переживаниях, неудовлетворенностью ситуацией и физические страдания, выразившиеся в том, что он на два раза больше испытал физическую нагрузку от взлета и посадки самолета. По его мнению, денежная компенсация морального вреда, понесенная каждым пассажиром, им, его женой и сыном должна составлять 10.000 рублей. Просит суд взыскать с ответчика ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» денежные средства в счет соразмерности уменьшения цены оказанной услуги в общем размере 45.000 рублей 00 копеек. Взыскать с ответчика ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» денежную компенсацию морального вреда в размере 50.000 рублей 00 копеек, взыскать с ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии» компенсацию морального вреда в общем размере 30.000 рублей, взыскать судебные издержки в части оплаты услуг по заверению доверенности в размере 520 рублей.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенных в иске, дополнительно истец суду пояснил, что просит взыскать денежные средства с ответчика ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ», поскольку они предоставили недостоверные сведения, не известили о том, что перелет будет не прямой, он 6 часов просидел в аэропорту города .... с детьми. Кроме того, в отеле была сломана дверь, неисправна детская кровать, не работал кондиционер, через двое суток им предоставили другой номер в другом отеле.
Представитель ответчика ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представил письменный отзыв, из которого следует, что туристический продукт, на нарушение условий предоставления которого ссылается истец в своем заявлении, был сформирован ими во исполнение заказа ООО «Белый медведь». Между ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» и ООО «Белый медведь» заключен договор № **, в соответствии с условиями которого Турагент на основе заказа туристов и информации «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» формирует заявку на приобретение тура и направляет ее в «КОРАЛ ТРЕВЕЛ», принимая условия заявки турагента, они оформляют соответствующее подтверждение. С даты подтверждения Заявки, у тургента возникает обязанность реализовать туристу тур на условиях Договора, заключенного между турагентом и туроператором. Заявка на формирование тура для истца была оформлена Дата, в этот же день в адрес турагента было направлено подтверждение бронирования тура по заявке № **. Содержанием тура являлись следующие услуги: проживание в отеле **** в номере категории № ** с питанием «Аllinclusive»; чартерный авиаперелет .... - .... - ...., эконом класс; групповой трансфер - (Аэропорт - отель- аэропорт); обеспечение медицинского страхования туристов на весь период тура. Период Тура Дата по Дата. Во исполнение своих обязательств на основании Договора ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» забронировало и оплатило указанные услуги, что подтверждено выданными истцу сопроводительными документами тура: туристский ваучер, авиабилеты, страховой полис на случай внезапного заболевания или несчастного случая. ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» не являлась стороной по договору воздушной перевозки истца и членов его семьи. Авиабилеты были выписаны и выданы туристам по маршруту «.... - .... - ....». На момент выписки авиабилетов изменения маршрута авиакомпанией не осуществлялось. Информация об изменении данных по рейсу № ** «.... - ....» была направлена в адрес ООО «Белый Медведь» в виде электронного сообщения незамедлительно после ее получения от авиакомпании - накануне отправления рейса, а именно Дата. Информация об изменении данных по обратному рейсу с № ** на № ** была доведена до сведения истца принимающей компанией за рубежом, а также до сведения турагента Дата. Согласно п.6.7 Договора, заключенного между туроператором и турагентом, обязанность по ознакомлению туриста с информацией о времени вылета лежит на турагенте ООО «Белый медведь». Кроме того, информация о формируемых ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» туристских продуктах в наглядной и общедоступной форме приводится на официальном Интернет-сайте, каталогах по направлениям, Памятке туристу. По отелю **** сообщается, что песчано-галечный пляж расположен в 60 м от отеля, между отелем и пляжем проходит променад, имеется подземный переход, в ресторане - детское кресло, также размещены фотографии отеля, наглядно изображающие отель и прилегающую территорию. Информации о наличии зеленой зоны, детской мебели, нахождения отеля на первой береговой линии не была декларирована в каталоге, на сайте. Согласно Договору, обязанность ознакомить туриста с информационными материалами ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» лежит на турагенте. По тексту Памятки туристов, выезжающих в ...., в разделе «Размещение в отель» указано, что ранний выезд из отеля (до 12 часов местного времени последнего дня проживания), позднее поселение в отель (в течение первых суток тура) не компенсируются. Заселение в отель Истца и его семьи произошло в первые отдельные сутки Дата, выезд из отеля был осуществлен в последний день тура - Дата. Гарантированный период тура был соблюден полностью на условиях договора. Полагают, что требование истца о снижении стоимости тура не обоснованно, поскольку истец полностью воспользовался всеми услугами тура: авиаперелет, проживание в отеле ****, в отеле ***** такой же сервисной категории № ** на согласованных и подтвержденных условиях, медицинское страхование на период путешествия, а также предоставлены услуги наземной перевозки «аэропорт - отель - аэропорт», отказа от тура заявлено не было. Полагают, что требования о компенсации морального вреда предъявлены необоснованно. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» по причине их несоответствия нормам материального и процессуального права РФ.
Представитель ответчика ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии» в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представил письменный отзыв, из которого следует, что Дата между ЗАО «Аэрофлот-Норд» и «*******» заключен договор пассажирских перевозок по маршруту .... - .... - ..... Дата Решением Федерального агентства воздушного транспорта № ** в отношении Авиакомпании с Дата введены ограничения по выполнению чартерных международных воздушных перевозок, на основании которого отменены прямые рейсы № **/№ ** .... - .... - ..... О введении ограничений Авиакомпания поставила в известность «*******», данная информация также была опубликована в средствах массовой информации в Российской газете» от Дата № **. Вместе с тем, несмотря на запрет, на выполнения международных авиаперевозок, авиакомпания исполнила свои обязательства по договору Дата № ** по доставке туристов в пункт назначения .... с промежуточной посадкой в аэропорту ...., рейсы .... - .... выполняла авиакомпания ОАО «******». Таким образом, на дату приобретения турпродукта истцом Дата туроператор и турагент знали, что прямые рейсы по маршруту .... - .... - .... авиакомпанией «Аэрофлот - Норд» не осуществляются и должны были предоставить данную информацию истцу. С Дата перевозки по маршруту .... - .... - .... отменены в соответствии с дополнительным соглашением № ** от Дата к договору № ** по инициативе «*******». Таким образом, на момент выдачи истцу авиабилетов туроператор и турагент должны были проинформировать истца о том, что обратный рейс .... - .... будет выполнять другая компания. Полагает, что требование о взыскании морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку заявлены в пользу трех человек, вместе с тем заявление подано от одного Масальского С.Н. Кроме того, сообщил, что Дата закрытое акционерное общество «Аэрофлот-Норд» переименовано в ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии». Просит в иске к ЗАО «Нордавиа» отказать.
Привлеченный судом к участию в деле в качестве соответчика - ООО «Белый медведь» в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, мнения по иску не представил.
Представитель третьего лица - Отдела по защите прав потребителей администрации города Мурманска в судебном заседании поддержала исковые требования истца к ООО «КОРАЛ - Тревел» в части взыскания морального вреда за оказание некачественной услуги по авиаперелету, полагая, что именно туроператор должен был предоставить достоверную информацию о туристском продукте в части авиаперелета, в то же время пояснила, что требование истца о взыскании морального вреда и о снижении цены туристического продукта в остальной части исковых требований, не обоснованно, поскольку истцом не представлено доказательств, что ему предоставлены услуги при размещении в отеле ненадлежащего качества, срок исполнения договора ответчиком не нарушен.
Выслушав истца и представителя отдела по защите прав потребителей администрации города Мурманска, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением туристских услуг, осуществляется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 24.11.1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации» от 18 июля 2007 года № 452.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.
За нарушение условий договора исполнитель несет ответственность в соответствии с условиями договора или указанным Законом, как определено в статье 13 Закона «О защите прав потребителей». Однако законодателем предусмотрено, что если исполнитель докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло не по его вине, а именно вследствие непреодолимой силы, то он освобождается от ответственности.
В силу пункта 2 статьи 12 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
Исходя из совокупности определений «туристский продукт» и «формирование туристского продукта» в настоящее время под туристским продуктом понимается комплексная услуга, оказываемая за одну общую цену, что также соответствует положениям пункта 2 статьи 779 Гражданского кодекса РФ, определившей соответствующей предмет гражданских сделок как «услугу по туристическому обслуживанию.
Согласно статье 10 Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.
К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.
Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
В судебном заседании установлено, что Дата между турагентом ООО «Белый медведь» и Масальским С.Н. заключен агентский договор о реализации туристического продукта № **, согласно которому понятие туристическая поездка включает в себя авиаперелет .... - ...., .... - ...., период тура с Дата по Дата на 4 человека. В организацию поездки входит: билеты по маршруту .... - ...., .... - ...., проживание в .... в отеле **** тип номера - стандарт, размещение DBL+CHD, питание в отеле все включено, вид трансфера - групповой, медицинская страховка.
Согласно пункту 2.1 Договора Агент ООО «Белый медведь» обязан забронировать тур у туроператора ООО «Корал тревел», передать Масальскому С.Н. в срок до начала тура, выездные документы: ваучера, авиабилетов, страховки, туристической путевки, подтверждения туроператора.
Масальский С.Н. оплатил в полном объеме стоимость тура, включая агентское вознаграждение в размере .... рублей, Дата внес предоплату в размере .... рублей, Дата оплатил .... рублей.
Дата Масальским С.Н. и ООО «Белый Медведь» подписан Акт по агентскому договору № ** от Дата, согласно которому Масальский С.Н. принял отчет Турагента полностью, замечаний и возражений по выполнению Агентом поручения по агентскому договору о реализации туристического продукта не имел.
Масальский С.Н. получил туристскую путевку, авиабилеты по маршруту .... - .... - .... с датами вылета Дата и обратно Дата.
Согласно пункту 5.5 Агентского договора Масальский С.Н. был уведомлен о том, что авиабилет является договором воздушной перевозки пассажира и багажа. Перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в установленные сроки. Время, указанное в расписании и других документах не гарантируется и не является составной частью договора воздушной перевозки, оператор может без предупреждения передать пассажира для перевозки другому перевозчику, заменить воздушное судно. Авиаперевозка, входящая в состав стандартного тура, вне зависимости от предлагаемого перевозчика, является чартерной. Авиабилеты, приобретенные по чартерному тарифу, являются невозвратными вне зависимости от времени отказа от авиаперевозки. Принципал, оплачивая стоимость авиабилета в составе тура, уведомлен и принимает все условия авиаперевозки и обязуется за сутки до вылета уточнить время и аэропорт вылета самолета у Агента, Туроператора или справочной аэропорта вылета.
Согласно статье 1 Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт включает в себя комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. При этом туроператорская деятельность подразумевает под собой деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую юридическим лицом - туроператором. В свою очередь туроператоры имеют право заключить договор с иными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями о турагентской деятельности, подразумевающей под собой деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем - турагентом.
В силу статьи 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» на исполнителя услуги ложится обязанность исполнить договор в установленный срок, неисполнение данной обязанности влечет, по правилам статьи 28, его материальную ответственность в виде неустойки.
Согласно статьей 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).
Суд не принимает доводы истца о том, что в данном случае подлежит уменьшению цена оказанной услуги на 45.000 рублей, поскольку услуги, которые указаны в договоре, истцу были предоставлены, сроки исполнения договора соблюдены.
Истцу предоставлены услуги по чартерному перелету ....- .... через город .... Дата и обратно Дата .... - .... - ..... Сроки предоставления туристского продукта перевозчиком не нарушены. Прямой чартерный рейс .... - .... - ...., выполняемый ЗАО «Аэрофлот-Норд», был отменен Решением Федерального агентства воздушного транспорта (РОСАВИАЦИЯ) от 03 июня 2009 года № 109/ВД.
В соответствии со статьей 6 Международных гостиничных правил, номер зарезервированный за гостем должен быть готов к **.00 часам, а номера отъезжающих освобождены к полудню.
Заселение в отель Масальского С.Н. и членов его семьи произошло Дата, выезд из отеля осуществлен в последний день тура - Дата.
Истец проживал в гостинице **** и по его просьбе был переселен в отель ***** такой же сервисной категории № ** на согласованных и подтвержденных условиях, ему была предоставлена медицинская страховка на период путешествия, а также предоставлены услуги наземной перевозки «аэропорт - отель - аэропорт». Всеми услугами истец воспользовался, отказ от тура им заявлен не был.
Сведения об отеле туроператором и турагентом истцу предоставлены достоверные, информация об отеле их подробная информация имеется на официальном сайте ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ», размещенной на сайте информации, указано, что пляж расположен от отеля в 100-300 метрах, не указано, что отель расположен на первой береговой линии, нет сведений о наличии зеленой зоны и детской мебели в отеле, указана только детская кроватка.
Истцом не предоставлено доказательств того, что услуги, предусмотренные договором, в части размещения в отеле, предоставлены некачественные.
Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований, предъявленных к ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ», ООО «Белый медведь», о взыскании денежных средств в счет соразмерного уменьшения цены оказанной услуги в размере 45.000 рублей, взыскании морального вреда, в части исковых требований о некачественном предоставлении услуг по размещению в отеле, сокращению периода нахождения на курорте.
Вместе с тем, суд полагает, что за нарушение прав потребителя вследствие недостатка оказанной услуги в рамках Агентского договора о реализации туристического продукта № ** от Дата, заключенного между Масальским С.Н. и Обществом с ограниченной ответственностью «Белый медведь», в части реализации туристического продукта Общества с ограниченной ответственностью «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» в виде чартерного авиаперелета «....-....-....» с Общества с ограниченной ответственностью «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» в пользу Масальского С.Н. подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда.
Судом установлено, что формирование туристического продукта (тура) для истца и его семьи, куда входило и предоставление услуги по чартерному авиаперелету ....-....-...., осуществляло именно ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» (Туроператор) на основании заявки ООО «Белый медведь» (Турагент).
В данном случае, сформировав указанный туристический продукт, Туроператором истцу была предоставлена недостоверная информация в части оказания услуги по чартерному авиаперелету ....-....-...., то есть в части маршрута перевозки, предусматривающего прямой авиаперелет на курорт, хотя сведения в отношении Авиакомпании «Аэрофлот - Норд» о введении ограничений по выполнению чартерных международных воздушных авиаперевозок с Дата были опубликованы в средствах массовой информации - в «Российской газете» от Дата № **.
Более того, исходя из отзыва ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии» (ранее ЗАО «Аэрофлот-Норд) о введении указанных ограничений Авиакомпания поставила в известность «*******», которое, свою очередь, осуществляло оформление и продажу билетов по указанному маршруту на бланках, полученных от ЗАО «Аэрофлот-Норд».
Таким образом, формируя туристический продукт для Масальского С.Н. и членов его семьи, куда также входили и авибилеты по выбранному туристом маршруту, ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ», несомненно, приобретала указанные авиабилеты у «*******», достоверно информированного о существующих ограничениях.
В силу того, что такие услуги предоставляются Туроператором регулярно, по мнению суда, ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» не могло не знать о существующих ограничениях, введенных заблаговременно авиакомпанией.
С учетом изложенного, на момент продажи истцу тура Дата Туроператор должен был предоставить истцу информацию об отсутствии прямого перелета и предоставить информацию о промежуточных аэропортах в пути следования.
Следовательно, именно Туроператором - ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» не предоставлена истцу своевременная и достоверная информация о чартерном перелете .... - .... - ...., что отразилось на качестве предоставленной услуги, в результате чего данный ответчик причинил истцу нравственные переживания, которые выразились в неудовлетворенности ситуацией, увеличением времени авиаперелета, связанного, в том числе и с дополнительными взлетами и посадками самолета, дополнительными беспокойством за благополучие семьи, включая малолетних детей, находившихся вместе с истцом.
Доводы ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» о том, что такая информация была предоставлена ими в адрес турагента - ООО «Белый медведь» Дата, то есть, накануне авиаперелета, состоявшегося Дата, по мнению суда, не свидетельствует о предоставлении качественной услуги потребителю, поскольку информация об условиях маршрута перевозки должна предоставляться туристу заблаговременно, для реализации им права на выбор необходимой ему услуги, тем более, что согласно пункту 5.5 Агентского договора авиабилеты, приобретенные по чартерному тарифу, являются невозвратными вне зависимости от времени отказа от авиаперевозки.
В соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд полагает возможным взыскать с ответчика ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» в пользу истца сумму компенсации морального вреда в размере 10.000 рублей за нарушение прав потребителя вследствие недостатка оказанной услуги в рамках Агентского договора о реализации туристического продукта № ** от Дата, заключенного между Масальским С.Н. и Обществом с ограниченной ответственностью «Белый медведь», в части реализации туристического продукта Общества с ограниченной ответственностью «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» в виде чартерного авиаперелета «Мурманск-Анталья-Мурманск».
Суд полагает, что требования истца о соразмерном уменьшении цены оказанной услуги в рамках Агентского договора о реализации туристического продукта № ** от Дата, заключенного между Масальским С.Н. и Обществом с ограниченной ответственностью «Белый медведь», в части реализации туристического продукта Общества с ограниченной ответственностью «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» в виде чартерного авиаперелета Мурманск-Анталья-Мурманск, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В данном случае, при предъявлении требования об уменьшении цены оказанной услуги потребитель должен доказать обоснованность уменьшенной цены, однако истцом в судебное заседание таких доказательств не представлено.
Суд полагает, что исковые требования о взыскании морального вреда и соразмерного уменьшения цены оказанной услуги за нарушение прав потребителя вследствие недостатка оказанной услуги в рамках Агентского договора о реализации туристического продукта № ** от Дата, заключенного между Масальским С.Н. и Обществом с ограниченной ответственностью «Белый медведь», в части реализации туристического продукта Общества с ограниченной ответственностью «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» в виде чартерного авиаперелета «....-....-....», заявленные к Обществу с ограниченной ответственностью «Белый медведь», Закрытому акционерному обществу «Нордавиа - региональные авиалинии», удовлетворению не подлежат, поскольку указанными лицами нарушений прав потребителя не допущено.
Суд, исходя из пункта 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, взыскивает с ответчика ООО «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» штраф в доход местного бюджета в размере 5000 копеек, составляющих 50% от взыскиваемых сумм, за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с Общества с ограниченной ответственностью «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 (двести) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Масальского С.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «КОРАЛ ТРЕВЕЛ», Обществу с ограниченной ответственностью «Белый медведь», Закрытому акционерному обществу «Нордавиа - региональные авиалинии» о защите прав потребителя, удовлетворить частично.
За нарушение прав потребителя вследствие недостатка оказанной услуги в рамках Агентского договора о реализации туристического продукта № ** от Дата, заключенного между Масальским С.Н. и Обществом с ограниченной ответственностью «Белый медведь», в части реализации туристического продукта Общества с ограниченной ответственностью «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» в виде чартерного авиаперелета «....-....-....» взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» в пользу Масальского С.Н. денежную компенсацию морального вреда в размере 10.000 (десять тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части искового заявления Масальского С.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «КОРАЛ ТРЕВЕЛ», отказать.
За несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» в доход местного бюджета штраф в размере 5.000 (пять тысяч) рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «КОРАЛ ТРЕВЕЛ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Исковое заявление Масальского С.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Белый медведь», Закрытому акционерному обществу «Нордавиа - региональные авиалинии» о защите прав потребителя, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий А.В. Кулдыкин