Признание права на получение мер социальной поддержки.



Дело 2-8347.Изготовлено 01 ноября 2010 года.РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2010 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Быриной Д.В.

при секретаре Желонкиной И.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-8347 по иску Орленко Р.Н. к Министерству социального развития Мурманской области и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Орленко Р.Н. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Мурманской области и Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании ее лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и понуждении МЧС РФ к выдаче ей удостоверения единого образца, как гражданину, получившему суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5сЗв (бэр). В обоснование заявления указала, что с Дата по Дата она проживала и работала в ...., что находится недалеко от Семипалатинской области, в результате чего подверглась радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне, с получением суммарной (накопленной) дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

В связи с тем, что .... не входит в «Перечень населенных пунктов , подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 года № 156-р, ей было отказано в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию письмом Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области от Дата № **.

Орленко Р.Н. просила суд признать за ней право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», обязав МЧС России выдать ей удостоверение образца Российской Федерации о праве на меры социальной поддержки как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Орленко Р. Н. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика МЧС России извещался судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд определил рассмотреть дело по существу при данной явке лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд отклоняет иск по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Орленко Р.Н. Дата рождения, в период с Дата по Дата проживала в .....

Данные обстоятельства подтверждаются справкой от Дата № **, выданной отделом занятости и социальных программ .....

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 года N 162-р был утвержден «Перечень населенных пунктов ...., подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года».

В связи с тем, что населенный пункт .... не входят в данный Перечень, письмом Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области от Дата № ** истице было отказано в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, как вытекает из статей 1, 2, 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её статьями 42 и 53, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» № 2 от 10 января 2002 года, гражданам, проживавшим в период 1949-1963 года в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5-сЗв, а также детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, выдаются удостоверения единого образца, дающие право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления.

Таким образом, возникновение права у граждан на льготы и компенсации связываются с двумя условиями: 1) проживание в 1949-1963 года в определенных населенных пунктах; 2) суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр.).

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.

Так в силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые, в установленном порядке.

Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке (п. 3 указанных Правил).

Перечень населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) определен Правительством РФ на основании указанной Методики и дальнейших (с целью уточнения полученных населением доз облучения) расчетов, выполненных специалистами Барнаульского государственного учреждения НИИ Региональных медико-экономических проблем в 1997 - 1998 годах по заказу МЧС России, действовавшего по поручениям Президента РФ (от 4 апреля 1997 года N 469) и Правительства РФ (от 9 апреля 1997 года N ВЧ-П9-10834) в рамках научного договора по теме «Разработка перечней населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период 1950 - 1963 годах, в дозах свыше 5 сантизиверт».

Согласно Перечню населенных пунктов , подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, .... не включен в список населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

При таком положении проживание истицы в указанные периоды в приведенном населенном пункте не порождает правовых последствий -права на получение социальных льгот.

Представленная истицей справка от Дата № **, выданная отделом занятости и социальных программ ...., согласно которой .... относятся к зоне повышенного радиационного риска, с дозой воздействия на население от 7,0 до 35,0 БЭР в период ядерных испытаний с 1949 по 1990 год, не может быть признана доказательством, подтверждающим право истицы на получение указанных льгот, поскольку приведенный документ, содержащий информацию о том, что истица подвергалась радиационному воздействию, выдан вопреки порядку, установленному действующим законодательством Российской Федерации, регламентирующим спорное правоотношение.

Действующее законодательство Российской Федерации, Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 января 1993 года, не устанавливают обязанность Российской Федерации предоставлять льготы на основании документов, выданных в соответствии с законодательством .....

Кроме того, поскольку международных договоров между Российской Федерацией и .... о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, не имеется законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства, ...., на территории Российской Федерации.

При таком положении, оснований для удовлетворения требований истицы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска Орленко Р.Н. к Министерству здравоохранения и социального развития Мурманской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий (МЧС России) о признании права на получение мер социальной поддержки.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней.

Председательствующий : Бырина Д.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200