Понуждение к предоставлению жилого помещения.



,Дело № 2-7893

Изготовлено 02.11.2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2010 года

Октябрьский районный суд г. Мурманска

в составе: председательствующего - судьи Дорошенко Г.В.

при секретаре Матюхиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Погрибной З.Н. к Администрации города Мурманска о понуждении к внеочередному предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Погрибная З.Н. обратилась в суд с требованием к администрации города Мурманска о понуждении к предоставлению жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указала, что она является инвалидом третьей группы, состоит на учете в Администрации г.Мурманска в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.11.2005 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» она, как инвалид, нуждающаяся в улучшении жилищных условий и вставшая на учет до 01.01.2005 года имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Однако, несмотря на неоднократные устные и письменные обращения в Администрацию г.Мурманска, до настоящего времени жилье ей не предоставлено, чем существенно нарушены ее право на жилище, установленное Конституцией РФ и указанным Федеральным законом. Просит обязать Администрацию г.Мурманска предоставить ей благоустроенное жилое помещение на территории г.Мурманска.

В судебном заседании истица и ее представитель Захаров В.А. заявленные требования поддержали, и дополнительно просили обязать ответчика предоставить истице жилое помещение во внеочередном порядке, поскольку дом, в котором она проживает, комиссией в составе специалистов КРГХ администрации г.Мурманска, инженера-сметчика ОАО УК «....», мастеров ООО «....» по результатам осмотра дома № ** по .... признан непригодным для проживания, что отражено в акте от Дата.

Представитель ответчика - Администрации города Мурманска Анхимова Р.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, в обоснование возражений пояснила, что Погрибная З.Н. состоит на учете в администрации г.Мурманска в качестве нуждающейся в жилом помещении с Дата. Как инвалид включена в списки граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области от 16.04.2009 года № 160-ПП социальные выплаты на улучшение жилищных условий предоставляются в денежной форме в виде субсидии для приобретения жилья на территории города Мурманска. В Дата истице направлено предложение явиться в отдел по учету и распределению жилой площади по вопросу предоставления ей жилищной субсидии для самостоятельного приобретения жилого помещения, однако Дата истица от получения субсидии отказалась. Требование о внеочередном предоставлении жилья истице также полагает не подлежащим удовлетворению, поскольку межведомственной комиссией при Администрации г.Мурманска дом № ** признан пригодным для проживания. Просит в иске отказать.

Выслушав пояснения истицы, ее представителя и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных истицей требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Погрибная З.Н. проживает в квартире № ** дома № ** по ...., с Дата состоит на учете в администрации г.Мурманска в качестве нуждающейся в жилом помещении в настоящее время номер очереди - № **, что подтверждается сообщением отдела по учету и распределению жилой площади администрации г.Мурманска от Дата № **.

Согласно справки ФГУ «Главное бюро МСЭ по Мурманской области» филиал № ** от Дата Погрибная З.Н. является <данные изъяты>, инвалидность установлена бессрочно.

Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР, устанавливалось, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилья перечислены в статьях 36, 37 Жилищного кодекса РСФСР. Доказательств того, что истица имела право на момент постановки на учет на первоочередное или внеочередное предоставление жилья суду не представлено.

Следовательно, истица имела право на получение жилья в силу статьи 33 Жилищного кодекса РСФСР в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Номер очереди Погрибной З.Н. по общему списку на Дата составлял № **.

С Дата введен в действие Жилищный кодекс РФ, в статье 57 которого также предусматривалось предоставление жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев предоставления жилья вне очереди, куда включены, в том числе граждане жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Сведений о том, что на момент вступления в силу Жилищного кодекса РФ, дом, в котором проживала Погрибная З.Н. признан непригодным для проживания, и не подлежащим ремонту и реконструкции суду не представлено.

Номер очереди Погрибной З.Н. на 2005 год составлял № **.

В части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

С 1995 года в Российской Федерации действует Федеральный закон от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 Закона, в редакции на момент постановки истицы на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.12.2004 года N 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» внесены изменения в статью 17 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в согласно которой инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 28.2 Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.

Таким образом, исходя из содержания приведенных статей за истицей, вставшей на учет до 01.01.2005 года сохранено право на получение жилого помещения по договору социального найма либо в собственность, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, кроме того предусмотрена возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

На территории Мурманской области действует Закон Мурманской области от 23.12.2008 года N 1057-01-ЗМО «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению жильем», который в соответствии с законодательством Российской Федерации определяет форму и порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению жильем, являющихся полномочием Российской Федерации и переданных для исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В статье 1 ЗМО определены категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», к которым отнесены в том числе инвалиды.

Согласно частей 1,2 статьи 2 ЗМО, меры социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению жильем реализуются в денежной форме в виде предоставления лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений.

Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению жильем в виде единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений утверждается Правительством Мурманской области.

Постановлением Правительства Мурманской области от 06.04.2009 года N 160-ПП «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» уполномоченным исполнительным органом государственной власти Мурманской области, ответственным за организацию и исполнение мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, а также главным распорядителем средств субвенции, предоставленной из федерального бюджета бюджету Мурманской области на реализацию государственных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов определено Министерство строительства и территориального развития (далее - Минтерразвития), утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

В соответствии с пунктами 1.7, 1.8 Порядка, граждане, отказавшиеся от получения субсидии в текущем году, не исключаются из списков очередности и сохраняют право на получение мер социальной поддержки в последующие годы.

Граждане, указанные в пункте 1.4 настоящего Порядка, но не заявляющие о своем желании получить субсидию для приобретения жилья, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Законом Мурманской области от 07.07.2005 N 646-01-ЗМО «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».

Пунктом 4 статьи 6 Закон Мурманской области от 07.07.2005 года N 646-01-ЗМО «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Из материалов дела следует, что Погрибная З.Н. как инвалид включена в списки граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктами 2.7, 2.12, 2.13 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, после поступления субвенций из федерального бюджета в бюджет Мурманской области Минтерразвития направляет запрос в органы местного самоуправления о необходимости предоставления учетных дел граждан, включенных в предварительные списки, осуществляет их проверку и принимает решение об утверждении размера жилищных субсидий и списков их получателей (пункт 2.7 Порядка).

Список получателей субсидий утверждается приказом Минтерразвития и в течение 3 рабочих дней направляется в органы местного самоуправления для информирования вошедших в него граждан.

На основании утвержденного списка получателей субсидий Минтерразвития готовит именные гарантийные письма Мурманской области о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья и передает их в органы местного самоуправления для вручения гражданам.

Согласно справки начальника отдела по учету и распределению жилой площади в Дата в отдел были приглашены 316 человек, которым предложено представить необходимый пакет документов для получения субсидии, а в Дата выдано 22 гарантийных письма инвалидам, семьям имеющим детей-инвалидов в строгом порядке и очередности, установленной Правительством Мурманской области.

Письмом от Дата № ** истица приглашалась в срок до Дата явиться в отдел по учету и распределению жилой площади по вопросу предоставления ей жилищной субсидии для самостоятельного приобретения жилья. Дата Погрибная З.Н. отказалась от получения субсидии, о чем лично составила запись в письме.

Распоряжением Минтерразвития Мурманской области № ** от Дата утвержден список получателей жилищных субсидий из числа лиц, вставших на учет до 01.01.2005 года и имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в количестве 22 человек, в число которых истица не была включена в связи с отказом от ее получения.

Вместе с тем, как следует из положений вышеуказанных норм, Погрибная З.Н., отказавшись от получения субсидии не утрачивает право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Законом Мурманской области от 07.07.2005 N 646-01-ЗМО «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Исключение составляют случаи, установленные Жилищным Кодексом РФ и частью 2 статьи 3 ЗМО, а именно вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Истица в обоснование требования о предоставлении ей жилого помещения во внеочередном порядке по тем основаниям, что жилое помещение в котором она проживает признано непригодным для проживания представляет акт Комитета по развитию городского хозяйства администрации г.Мурманска от Дата.

Изучение акта показало, что комиссией проводилось обследование технического состояния квартир № ** и № ** дома № ** по ...., в связи с обращением жителей по вопросу пригодности дома для проживания. По результатам обследования принято решение о выполнении ряда работ, включение в адресную программу текущего ремонта на Дата работы по устройству отмостки и даны рекомендации жильцам обследуемых квартир.

Таким образом, данный документ не подтверждает довод истицы о непригодности дома для проживания.

Основания для признания жилых домов и жилых помещений непригодными для проживания указаны в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Положение устанавливает порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Суду представлено заключение межведомственной комиссии № ** от Дата, назначенной постановлением администрации г.Мурманска от Дата № ** с изменениями на Дата год, в число которых вошли представители Государственной жилищной инспекции Мурманской области, отдела санитарно-эпидемиологического надзора и защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Мурманской области, о соответствии помещений, расположенных по адресу ...., дом № ** квартиры № **,**,**,**,**,**,**.... требованиям, предъявляемым к жилым помещения и их пригодности для проживания, что прямо опровергает довод истицы.

Оснований не доверять заключению межведомственной комиссии у суда не имеется, поскольку он составлен на основании Порядка, по утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 форме, других заключений подлежащих оценки суду не представлено.

Оценив на основе полного, объективного исследования всех материалов дела позицию каждой стороны, относимость, допустимость, достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что нарушения прав истицы Администрацией города Мурманска не допущено, не смотря на отказ в получении субсидии она состояла и состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения с Дата, и подлежит обеспечению жильем в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет, оснований для обеспечения истицы жилым помещением во внеочередном порядке по заявленному основанию не имеется, поскольку дом не признан в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, напротив, представленные документы указывают на то, что дом подлежит ремонту и требует работы поддерживающего характера.

Таким образом, анализируя материалы дела в их совокупности, суд не находит законных основания для удовлетворения заявленных требований. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, а также оснований для признания истицы имеющей права на внеочередное обеспечение жилым помещением, не имеется.

На основании статей 33, 36, 37 Жилищного кодекса РСФСР, статьи 57 Жилищного кодекса РФ, части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статьи 17 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статей 1, 2 Закона Мурманской области от 23.12.2008 года N 1057-01-ЗМО «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению жильем», Постановления Правительства Мурманской области от 06.04.2009 года N 160-ПП «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», части 2 статьи 3, пункта 4 статьи 6 Закона Мурманской области от 07.07.2005 года N 646-01-ЗМО «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, руководствуясь статьями 56, 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Погрибной З.Н. к Администрации города Мурманска о внеочередном предоставлении жилого помещения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г.Мурманска течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий : Дорошенко Г.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200