Оспаривание решения органа местного самоуправления .



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 ноября 2010 года

Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе:

председательствующего судьи Беляевой В.В.,

при секретаре Мисуно О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-8655/2010 по заявлению Малкина Сергея Петровича об оспаривании распоряжения Управления Октябрьского административного округа администрации г. Мурманска № 546 от 25.10.2010 года,

УСТАНОВИЛ:

Малкин С.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Управления Октябрьского административного округа администрации г. Мурманска № 546 от 25.10.2010 года. В обоснование заявленного требования указал, что 19.10.2010 года он в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обратился в Управление Октябрьского административного округа города Мурманска (далее - Управление) с уведомлением о намерении провести в г. Мурманске 04.11.2010 г. публичное мероприятие в форме митинга. Распоряжением Управления № 546 от 22 октября 2010 года проведение публичного мероприятия 04 ноября 2010 года с 14.00 до 16.00 на площади у памятника Кириллу и Мефодию по адресу: г. Мурманск, ул. С.Перовской, дом 21 А - митинга, посвященного Дню народного единства, было согласовано. Однако Распоряжением Управления № 546 от 25.10.2010 вышеназванное распоряжение было отменено в связи с невозможностью выделения сотрудником УВД для обеспечения общественного прядка и безопасности граждан во время поведения митинга 04.11.2010. В связи с чем, просит признать распоряжение № 546 от 2510.2010 недействительным.

В судебном заседании заявитель и его представитель заявленные требования поддержали, указали, что поскольку оспариваемое распоряжение Управления является незаконным, то просят его признать недействительным, отменить.

Представитель Управления Октябрьского административного округа администрации г. Мурманска в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что на основании письма УВД по г. Мурманску от 25.10.2010 года, согласно которого обеспечить выделение состава для охраны общественного прядка на митинге 04.10.2010 года не представляется возможным, было отменено распоряжение Управления № 543 от 22.10.2010 г. Оспариваемое распоряжение вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В целях обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования Государственной Думой принят Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Статьей 1 указанного Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований регулируется настоящим Федеральным законом.

Как установлено по делу, 19 октября 2010 года Малкин С.П., Косарев И.С., Болтян С.Г. обратились в Управление Октябрьского административного округа администрации г. Мурманска с уведомлением о намерении провести 04 ноября 2010 года с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут в сквере Областной научной библиотеки у памятника Кириллу и Мефодию на ул. Софьи Перовской в г. Мурманске публичное мероприятие - митинг с количеством участников до 150 человек посвященный Дню народного единства.

Получение данного уведомления было документально подтверждено Управлением с указанием даты и времени его получения.

21 октября 2010 года Управление протоколом рабочего совещания № 65/26-02-33 рассмотрело данное уведомление и приняло решение о согласовании проведения группой граждан 04.11.2010 с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут на площади памятника Кириллу и Мефодию по адресу: г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, дом 21 а, публичного мероприятия - митинга, посвященного Дню народного единства, при условии использования организаторами во время предварительной агитации и проведения митинга атрибутики, лозунгов, не противоречащих законодательству РФ.

В связи с чем, Управлением было принято распоряжение № 543 от 22.10.2010 «О согласовании проведения митинга 04 ноября 2010 года».

Распоряжением Управление Октябрьского административного округа администрации г. Мурманска № 546 от 25.10.2010 года вышеназванное распоряжение было отменено на основании письма УВД по г. Мурманску № 60/14-3052 от 25.10.2010 о невозможности выделения в период с 04.11.2010 по 07.11.2010 сотрудников для обеспечения общественного порядка и безопасности граждан во время проведения митинга 04.11.2010 г. и группе граждан (Малкин С.П., Косарев И.С., Болтян С.Г.) предложено перенести дату проведения митинга на более поздний срок.

Оценивая правомерность действий Управления по вынесению оспариваемого распоряжения, суд принимает во внимание, что действия органа государственной власти должны были соответствовать следующим положениям Закона.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

При этом, как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года N 484-О-П "По жалобе граждан Л., Ш. и Ш.С. на нарушение их конституционных прав положением части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

Таким образом, федеральное законодательство (часть 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ) предусматривает основания, на основании которых организатор не вправе проводить публичное мероприятие.

Права устанавливать основания для отказа организатору в проведении публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ субъекту Российской Федерации не предоставлено.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).

Требования, предъявляемые к содержанию уведомления о проведении публичного мероприятия, закреплены в части 3 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ.

Анализируя вышеизложенные положения закона, суд приходит к выводу, что уведомление поданное группой граждан (Малкин С.П., Косарев И.С. и Болтян С.Г.) соответствует требованиям действующего законодательства РФ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

При этом положения п.п. 5 п. 1 ст. 12 указанного Закона обязывает именно орган местного самоуправления оказывать содействие организатору публичного мероприятия в проведении данного публичного мероприятия, которое выражается также и в обеспечении в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказать им при необходимости неотложную медицинскую помощь.

Содержащееся в части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" понятие "мотивированное предложение" - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению.

При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера.

Однако принятие Управлением распоряжения № 546 от 25.10.2010 года обусловлено именно причинами организационного характера - невозможность обеспечения общественного порядка с привлечением сотрудников УВД г. Мурманска, каких-либо доводов в отношении невозможности в связи с необходимостью защиты публичных интересов проведения указанного митинга в установленное время и месте органом местного самоуправления не указано.

На основании изложенного, суд находит требование Малкина С.П. подлежащим удовлетворению и признает распоряжение Управления Октябрьского административного округа администрации г. Мурманска № 546 от 25.10.2010 года об отмене распоряжения управления № 543 от 22.10.2010 «О согласовании проведения митинга 04 ноября 2010 года» незаконным и подлежащим отмене, как нарушающее право граждан собираться мирно, без оружия, проводить митинги, установленное Конституцией Российской Федерации

Руководствуясь ст.ст. 245-250, 191-198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,

РЕШИЛ:

Заявление Малкина Сергея Петровича об оспаривании распоряжения Управления Октябрьского административного округа администрации г. Мурманска № 546 от 25.10.2010 года удовлетворить.

Отменить распоряжение Управления Октябрьского административного округа администрации г. Мурманска № 546 от 25.10.2010 года об отмене распоряжения управления № 543 от 22.10.2010 «О согласовании проведения митинга 04 ноября 2010 года» как незаконное.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в 10-дневный срок через Октябрьский районный суд г.Мурманска со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий:

подпись.

Решение суда не вступило в законную силу.

Копия верна:

Судья: Беляева В.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200