Дело № 2-8483
Изготовлено 16.11.2010 года.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2010 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Ганбиной С.В.,
при секретаре Дорошенко М.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП Захаровой Н.А. об обязательстве устранения допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области обратился в суд с иском к ИП Захаровой Н.А. об обязательстве устранения допущенных нарушений, в обосновании указав, что при проведении проверки исполнения природоохранного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем Захаровой Н.А. установлено, что предпринимательская деятельность осуществляется в следующих помещениях: <данные изъяты> .... кв.м., здание <данные изъяты>, общей площадью .... кв.м., <данные изъяты>, общей площадью .....м. <данные изъяты>, расположенные по адресу: .... на земельном участке с кадастровый (условный) номером № **, принадлежащем на правые собственности Захаровой Н.А. В процессе деятельности ИП Захаровой Н.А. образуются отходы I-IV класса опасности<данные изъяты>. ИП Захарова Н.А. производит сжигание биологических отходов, в печи, размещенной на территории земельного участка. Навоз от всех животных накапливается на территории земельного участка в хаотическом порядке. Кроме того, ИП Захаровой Н.А. на праве собственности принадлежат три очистных сооружения (навозосборника), в одном из которых также накапливается навоз. Таким образом, ИП Захарова Н.А. осуществляет деятельность по сбору, обезвреживанию, размещению отходов III - IV класса опасности. Договоров на утилизацию отходов у индивидуального предпринимателя не имеется. В нарушение законодательства об отходах производства и потребления ИП Захаровой Н.А. паспорта на опасные отходы не разработаны и не утверждены в установленном порядке. Просит обязать Захарову Н.А. в срок до Дата разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; произвести инвентаризацию отходов производства и потребления; разработать и утвердить паспорта на опасные отходы; убрать территорию земельного участка от несанкционированного складирования навоза, строительного и бытового мусора
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении иска по основаниям, в нем изложенным. Против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражал.
Ответчик - ИП Захарова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, в своё отсутствие о рассмотрении дела не просила.
Представитель 3-го лица - Комитет природопользования и экологии Мурманской области в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объёме.
Суд, с учетом статьи 233 Гражданского процессуального кодекса РФ и мнения явившихся лиц, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие ответчицы, находит возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, заслушав представителей явившихся сторон, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
Часть 1 статьи 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Одним из конституционных прав в Российской Федерации, в соответствии со статьей 42 Конституции РФ, является право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Одной из конституционных обязанностей в силу статьи 58 Конституции РФ является сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с соблюдением ряда принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ о 24 июня 1998 года именно к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Одновременно статьей 13 данного Закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в числе прочих, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
В силу п. 4 ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под предельно допустимым уровнем физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно статье 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.
Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" предусмотрено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны в том числе: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии с частью 2 ст. 16 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся и размещение отходов производства и потребления.
В силу статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и
юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.
Порядок проведения паспортизации опасных отходов определен постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 № 818.
Как установлено в судебном заседании, по итогам проверки от Дата по месту осуществления ИП Захаровой Н.А. деятельности по адресу: ...., установлено, что в нарушение вышеуказанного законодательства, ИП Захарова Н.А. выброс загрязняющих веществ в атмосферу производится из стационарных источников - система вентиляции помещения свинарников, печей кормоцеха и свинарников. Проект ПДВ, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствуют.
Инвентаризация отходов производства и потребления не произведена, паспорта на опасные отходы отсутствуют.
Кроме того, в ходе проверки установлен факт захламления навозом, бытовым мусором, строительными отходами, отходами овощей территории земельного участка с кадастровый (условный) номером № **.
Таким образом, анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что иск прокурора заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку ИП Захарова Н.А. осуществляет деятельность с нарушениями требований законодательства об отходах производства и потребления и об охране атмосферного воздуха, что может повлечь за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать ИП Захарову Н.А. в срок до Дата разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; произвести инвентаризацию отходов производства и потребления; разработать и утвердить паспорта на опасные отходы; убрать территорию земельного участка от несанкционированного складирования навоза, строительного и бытового мусора.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заявление об отмене заочного решения суда должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном
порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком
заявления об отмене этого решения суда либо в течение десяти дней со дня
вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене
заочного решения.
Председательствующий С.В. Ганбина