Устранение нарушений природоохранного законодательства.



Дело № 2-8677

Изготовлено 23 ноября 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2010 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Быриной Д.В.

при секретаре Желонкиной И.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к Лодочно-гаражному потребительскому кооперативу «Парус» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Лодочно-гаражному потребительскому кооперативу «Парус» об устранении нарушений природоохранного законодательства. В обоснование заявленных требований указал, что на основании проверки, проведенной Природоохранной прокуратурой Дата по месту осуществления Лодочно - гаражным потребительским кооперативом «Парус» (далее ЛК «Парус») о соблюдении природоохранного законодательства в водоохраной зоне .... водохранилища, было установлено, что Кооперативом осуществляется сброс сточных вод, размещение причалов и хранение отходов производства и потребления, взрывоопасных нефтепродуктов, распашка земель в береговой, в прибрежной, защитной полосах, водоохраной и рыбоохранной зонах .... водохранилища без согласования мер по сохранению водных биологических ресурсов с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. На территории Кооператива находятся .... гаражей для маломерных судов, .... домиков для отдыха, 1 баня и иные объекты. Просил обязать ответчика в срок до Дата разработать план природоохранных мероприятий на сохранение водных биологических ресурсов и сред обитания, представить в *****; очистить территорию, занимаемую кооперативом от строительного и бытового мусора; исключить складирование и хранение мусора вне специально оборудованных мест; заключить договоры на вывоз и утилизацию ТБО, отработанных масел, хозяйственно-бытовых стоков; обеспечить хранение нефтепродуктов в закрытых помещениях или на специальных площадках с навесами и предусмотреть мероприятия, исключающие попадание нефтепродуктов в водоем с ливневыми, талями водами и в случаях их разлива; исключить движение и стоянку автотранспортных средств вне дороги и специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие; заключить договор водопользования.

В судебном заседании помощник Мурманского межрайонного природоохранного прокурора исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Суду, кроме того, пояснил, что требование об исключении движения и стоянки автотранспортных средств вне дороги и специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие, допускает движение транспорта и его стоянку исключительно по отсыпанной дороге, пролегающей по территории Кооператива. Настаивал на необходимости заключения договора на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, ссылаясь на то, что любая деятельность юридического лица предполагает их образование.

Представитель ответчика Лодочно-гаражного потребительского кооператива «Парус» в судебном заседании признал исковые требования.

Представитель третьего лица ***** о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительности неявки суду не сообщил, мнений по иску не представил. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет иск.

Суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды.

В силу ст. 34 этого же Закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация строений, сооружений, иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ под средой обитания животных понимается природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы. Под объектом животного мира понимаются организмы животного происхождения или их популяция.

Согласно ст. 22 названного Закона любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Так, статей 65 Водного кодекса РФ установлено, что территории, которые примыкают к береговой линии водохранилищ, являются водоохранными зонами и на них устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения водных акваторий. Водоохранные зоны и защитные полосы являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, ширина водоохраной зоны водохранилища устанавливается в размере пятидесяти метров от уреза воды. Ширина прибрежной защитной полосы водохранилища, имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биоресурсов), устанавливаются в размере двухсот метров, независимо от уклона прилегающих земель.

Проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон, допускаются при условии оборудования таких объектов сооружениями обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; распашка земель.

В соответствии со статьей 50 Федерального Закона РФ от 20.12.2009 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при строительстве, реконструкции и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 2, 3 Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 569, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов на территории субъекта РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статья 60 Водного кодекса РФ предусматривает охрану водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы.

При осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

Постановлением Правительства Мурманской области от 16 января 2007 г. N 7-ПП утверждены правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в Мурманской области.

Данные Правила устанавливают порядок пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в Мурманской области и распространяются на:

- самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты
вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55
киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов,судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок -менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов) эксплуатируемых во внутренних водах;

прогулочные суда пассажиров вместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средствапассажиров вместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания;

базы (сооружения) для стоянки маломерных судов и иные плавучие объекты (средства), на которых используются маломерные суда.

Согласно п. 4.1. главы 4 данного постановления, базы (сооружения) для стоянок маломерных судов (далее - базы) размещаются за пределами первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, вне судового хода, на участках водоемов с небольшой скоростью течения, защищенных от волнового и ветрового воздействия и ледохода.

Места размещения баз устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с ГИМС МЧС России по Мурманской области, а в пограничной зоне также с Пограничным управлением ФСБ России по Мурманской области.

Границы баз располагаются на расстоянии не менее 200 метров выше (ниже) дебаркадеров, пассажирских и грузовых причалов, не менее 500 метров от границ гидротехнических сооружений, не менее 250 метров от рекреационной зоны и не менее 150 метров от линий жилой застройки. Владелец базы должен иметь соответствующий договор или решение о предоставлении акватории водного объекта в пользование.

В силу п. 4.3. Правил, территория базы должна быть ограждена (акватория базы ограждается дамбами, понтонами, бонами, плавучими и иными знаками судоходной обстановки), оборудована туалетом, содержаться в чистоте и отвечать требованиям государственных органов противопожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора и охраны природы.

В соответствии с п. 4.13.12. постановления Правительства Мурманской области от 16 января 2007 г. N 7-ПП базы (сооружения) для стоянок маломерных судов должны быть оборудованы специальными ваннами (емкостями) для регулирования в них двигателей, емкостями для сбора подсланевых вод, промасленной ветоши и мусора, специальными устройствами для ограждения и сбора нефтепродуктов и мусора с поверхности воды и иметь договоры на вывоз этих отходов с соответствующими организациями в установленном порядке.

В силу п. 4.13.13. вышеуказанного постановления ремонт лодочных моторов должен производиться на специально отведенных участках территории базы (сооружения), при этом должны быть предусмотрены мероприятия, препятствующие попаданию масел, бензина, сточных вод и ветоши в водоем и почву.

Кроме того, пунктом 4.13.14. постановления предусмотрено, что хранилища нефтепродуктов должны быть расположены в закрытых помещениях или на специальных площадках с навесами и предусмотрены мероприятия, исключающие попадание нефтепродуктов в водоем с ливневыми, талыми водами и в случаях их разлива.

Как установлено в судебном заседании на основании договора аренды земельного участка от Дата № ** Кооператив использует земельный участок в водоохраной зоне .... водохранилища.

Кооперативом допускается сброс сточных вод, размещение причалов и хранение отходов производства и потребления, взрывоопасных нефтепродуктов, распашка земель в береговой, в прибрежной, защитной полосах, водоохранной и рыбоохранной зонах .... водохранилища без согласования мер по сохранению водных биологических ресурсов с федеральными органом исполнительной власти в области рыболовства.

На территории Кооператива находятся .... гаражей для маломерных судов, .... домиков для отдыха и иные объекты.

Данные факты подтверждаются материалами проверки, фотоматериалами, а также объяснениями председателя ЛК «Парус» А.

Загрязнение защитной прибрежной полосы на путях миграции водных биологических ресурсов, нарушает принципы деятельности, предусмотренные статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

При таком положении требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению, в том числе в части определения срока устранения допущенных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к Лодочно-гаражному потребительскому кооперативу «Парус» об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

Обязать Лодочно-гаражный потребительский кооператив «Парус» в срок до Дата совершить следующие действия:

- разработать план природоохранных мероприятий на сохранение водных биологических ресурсов и сред обитания, представив в *****;

- очистить территорию, занимаемую кооперативом от строительного и бытового мусора; исключить складирование и хранение мусора вне специально оборудованных мест;

- заключить договоры на вывоз и утилизацию ТБО, отработанных масел, хозяйственно-бытовых стоков;

- обеспечить хранение нефтепродуктов в закрытых помещениях или на специальных площадках с навесами и предусмотреть мероприятия, исключающие попадание нефтепродуктов в водоем с ливневыми, талями водами и в случаях их разлива;

- исключить движение и стоянку автотранспортных средств вне дороги и специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие;

- заключить договор водопользования.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение десяти дней.

Председательствующий : Бырина Д.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200