Понуждение Администрации города сформировать и разместить муниципальный заказ на капитальный ремонт водонагривателя.



Мотивированное решение

изготовлено 13 декабря 2010 года

Дело № 2-8735/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2010 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Жугановой Н.В.

при секретаре Гамаюновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска к Администрации города Мурманска, Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, Управлению капитального строительства администрации города Мурманска о понуждении к формированию и размещению муниципального заказа на замену водонагревателя,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского административного округа г. Мурманска обратился в суд с иском к Администрации г. Мурманска, Комитету по развитию городского хозяйства Администрации г. Мурманска (далее - КРГХ), Управлению капитального строительства администрации г. Мурманска (далее -УКС) о понуждении к формированию и размещению муниципального заказа на замену водонагревателя.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению жильцов многоквартирного дома № ** по .... о нарушении их жилищных прав в результате длительного отсутствия горячего водоснабжения из-за непринятия мер к замене водонагревателя.

В ходе проверки установлено, что в доме № ** по .... с Дата из-за поломки бойлера отсутствует горячее водоснабжение, что подтверждается актом технического освидетельствования водоподогревателя от Дата, составленным комиссией в составе ОАО ***, ООО **** и представителем энергоснабжающей организации. Установлена необходимость замены бойлера, поскольку он не выдержал проверку на плотность и прочность, установлен износ трубных досок 1 и 2 ступени на 90%. Тепловой пункт в доме построен и введен в эксплуатацию одновременно с домом в Дата. Срок эксплуатации водоподогревателя до капитального ремонта истек. Для восстановления подачи горячей воды необходимы работы по замене бойлера, носящие капитальный характер. Полагают, что данные негативные последствия наступили в результате неправомерного бездействия ответчиков, чья обязанность по капитальному ремонту водонагревателя возникла до введения в действие Жилищного кодекса РФ и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491.

Просит обязать Администрацию г. Мурманска, КРГХ Администрации г. Мурманска, УКС администрации г.Мурманска сформировать и разместить муниципальный заказ на капитальный ремонт (замену) водонагревателя в доме № ** по ...., организовать конкурсный отбор на его выполнение и организовать исполнение муниципального контракта в срок до Дата.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в нем. Указал, что срок эксплуатации бойлера составляет 10 лет, по истечении которого он подлежит капитальному ремонту. Обязанность ответчиков по замене бойлера возникла в Дата, правоотношения с ответчиками возникли до вступления в силу Жилищного Кодекса РФ 2005 года, поэтому обязанность по замене бойлера лежит на ответчиках. Просил обязать ответчиков сформировать и разместить муниципальный заказ на замену водонаргевателя.

Представитель ответчика Администрации г. Мурманска Анхимова Р.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что в соответствии с Положением об Управлении капитального строительства, целью деятельности данного Управления является организация работ по обеспечению практической реализации муниципальной политики в области капитального ремонта жилищного фонда. Данным Положением на УКС администрации г.Мурманска возложены функции по капитальному ремонту, в том числе, функции муниципального заказчика на капитальный ремонт, финансирование и контроль за выполнением муниципального заказа. Кроме того, указала, что на момент вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ сведения о ненадлежащем техническом состоянии бойлера отсутствуют, в связи с чем, обязанность муниципалитета по его капитальному ремонту не наступила. Полагала, что данная обязанность лежит на собственниках жилых помещений многоквартирного дома и управляющей компании. Полагала, что срок исковой давности для обращения в суд с данным требованием истцом пропущен, поскольку с момента, когда обязанность проведения капитального ремонта в соответствии с жилищным законодательством могла быть возложена на органы муниципального самоуправления, истекло три года. Полагала также, что иск заявлен ненадлежащим истцом. Просила в иске отказать.

Представитель ответчика КРГХ администрации г.Мурманска Ильина А.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по тем основаниям, что КРГХ является ненадлежащим ответчиком по делу. Указала, что на момент передачи дома управляющей компании вононагреватель был в исправном состоянии. Просила в иске отказать.

Представитель Управления капитального строительства Администрации г. Мурманска Смирнов А.В. в судебном заседании иск не признал, поддержав доводы, изложенные представителями Администрации г. Мурманска и КРГХ.

Представитель третьего лица ОАО ***** А. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представители третьих лица ОАО ******, ОАО *** в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании Дата поддержали исковые требования.

Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, частично удовлетворяет исковые требования.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно статье 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального Закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, пункта 4 части 1 статьи 13 Устава муниципального образования город Мурманск, организация в границах городского округа водоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан и должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно приложению № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, а при аварии - на тупиковой магистрали - 24 часа.

Судом установлено, что в доме № ** по .... с Дата из-за поломки бойлера отсутствует горячая вода.

Управляющей организацией указанного дома с Дата является ОАО ***.

Согласно акту на промывку, прочистку и опрессовку водоподогревателя от Дата, составленному комиссией в составе представителей ОАО ***, ООО ****, ОАО ****** водонагреватель в доме № ** по .... не выдержал проверку на плотность и прочность, установлен износ трубных досок 1 и 2 степени на 90%, вальцовке не подлежит.

Данные, отраженные в акте от Дата, подтверждены в судебном заседании свидетелем Б., который пояснил, что на момент осмотра бойлера требовался его ремонт.

В обоснование своих требований представитель истца ссылается на нарушение жилищных прав граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества, что выразилось в отсутствии в течение длительного периода времени горячего водоснабжения в доме № ** по .....

Данный факт не оспаривался ответчиками в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в том числе актом обследования технического состояния бойлера от Дата, произведенного комиссией в составе представителей УКС администрации г.Мурманска, ОАО ***, согласно которому в доме № ** по .... при обследовании водоподогревателя кожухотрубного установлено, что в бойлере демонтированы латуневые трубки, обвязка бойлера, вследствие чего бойлер восстановлению не подлежит, фактически отсутствует горячее водоснабжение, требуется капитальный ремонт.

В соответствии с приложением № 3 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88(р), утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации скоростного кожухотрубного водонагревателя до капитального ремонта (замены) составляет 10 лет.

Согласно ответу КРГХ администрации г.Мурманска № ** от Дата в доме № ** по .... за период с Дата по настоящее время работ по замене водоподогревателя не производилось.

Как следует из пояснений представителя КРГХ администрации г. Мурманска в судебном заседании, с момента ввода в эксплуатацию в Дата капитальный ремонт бойлера не производился.

Таким образом, суд находит установленным факт нарушения жилищных прав граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества, что выразилось в отсутствии в течение длительного периода времени горячего водоснабжения в доме № ** по .....

При этом нарушение жилищных прав граждан выразилось в бездействии органа местного самоуправления.

Доводы представителей ответчиков о том, что обязанность по проведению капитального ремонта бойлера, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, лежит на собственниках жилых помещений многоквартирного дома и управляющей компании, являются несостоятельными, поскольку на момент введения Жилищного кодекса РФ, устанавливающего такую обязанность, несмотря на отсутствие сведений о ненадлежащем техническом состоянии бойлера, срок его эксплуатации (с момента постройки дома в Дата) превысил срок эффективной эксплуатации в 1,5 раза, при этом сведения о проведении капитального ремонта отсутствуют. Последнее подтверждается техническим паспортом на жилой дом.

В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что обязанность по проведению ремонта лежит на органе местного самоуправления.

Признавая необоснованным заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд исходит из того, что нарушение прав жильцов дома № ** по .... на бесперебойное горячее водоснабжение возникло в Дата в связи с поломкой бойлера и явилось следствием неправомерного бездействия муниципальных органов по исполнению своих обязанностей, возникших до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Согласно пункту 5.1 Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "Ведомственными строительными нормами. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. ВСН 58-88 (р)") капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Определяя, что в данном случае необходима замена водоподогревателя в рамках капитального ремонта, суд руководствуется вышеприведенным пунктом 5.1 Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 и выводами комиссионного акта от 12 ноября 2010 года.

Возлагая обязанность по проведению капитального ремонта на Управление капитального строительства администрации г.Мурманска, суд исходит из того, что в соответствии с решением Совета депутатов г.Мурманска от 25.06.2009 года №7-83 «Об утверждении структуры администрации муниципального образования г.Мурманск», постановлением администрации г.Мурманска от 10.07.2009 г. №597 «О структуре администрации муниципального образования г. Мурманск», Положением об управлении капитального строительства администрации г.Мурманска, утвержденным решением Совета депутатов г.Мурманска от 30 декабря 2009 года № 14-188, именно Управление капитального строительства администрации г.Мурманска осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города по капитальному ремонту и муниципального заказчика на капитальный ремонт, а также осуществляет контроль за исполнением муниципального заказа.

Довод представителя ответчика Администрации города Мурманска о том, что иск предъявлен ненадлежащим лицом, является необоснованным.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Данное исковое заявление подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц - граждан, проживающих в жилых помещениях, входящих в муниципальный жилой фонд социального использования, а также граждан, которым впоследствии может быть предоставлен данный жилой фонд.

Определяя в соответствии с требованием части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок исполнения судебного решения, суд учитывает необходимость соблюдения установленной законом процедуры организации и проведения конкурса на выполнение муниципального заказа.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ленинского административного округа города Мурманска к Администрации города Мурманска, Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, Управлению капитального строительства администрации города Мурманска о понуждении к формированию и размещению муниципального заказа на замену водонагревателя удовлетворить частично.

Обязать Управление капитального строительства администрации города Мурманска сформировать и разместить муниципальный заказ на замену в рамках капитального ремонта кожухотрубного водоподогревателя, расположенного в доме № ** по ...., организовать конкурсный отбор на выполнение муниципального заказа, организовать исполнение муниципального контракта в срок до Дата.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского административного округа города Мурманска к Администрации города Мурманска, Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска о понуждении к формированию и размещению муниципального заказа на замену водонагревателя - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий : Жуганова Н.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200