Мотивированное решение
изготовлено 05 декабря 2010 года
Дело № 2-8473/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2010 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Жугановой Н.В.
при секретаре Гамаюновой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Скай-Норд» об обеспечении безопасной стоянки судна,
УСТАНОВИЛ:
Мурманский транспортный прокуратур обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Скай-Норд» об обеспечении безопасной стоянки судна.
В обоснование заявленных требований указал, что им проведена проверка исполнения законодательства, направленная на обеспечение безопасности мореплавания в морском порту Мурманск. В ходе проверки установлено, что ООО «Скай-Норд» допускается нарушения законодательства по стоянке судов в морских портах РФ. Судно М-№ **, принадлежащее ООО «Скай-Норд», ошвартовано у причала № ** Мурманского <данные изъяты> порта на акватории Кольского залива. На судне отсутствует вахтенная служба, охрана судна не осуществляется, мероприятия по обеспечению безопасности и защите окружающей среды не выполняются, на судно имеется свободный доступ, электроэнергией судно не обеспечено, живучесть судна и противопожарная безопасность не осуществляется. Согласно рапортам службы капитана порта о проведенных проверках несения дежурно-вахтенной службы судов, стоящих на акватории морского порта Мурманск, требования портовых властей о принятии мер к безопасной стоянке судна не выполняются. Вследствие бесконтрольности со стороны судовладельца вышеуказанное судно представляет угрозу отрыва судна от причала и выхода на акваторию порта, что представляет угрозу безопасности мореплавания в Кольском заливе, жизни и здоровью людей, загрязнения окружающей среды, а также возможностью затопления судна на акватории порта. Неисполнение руководством ООО «Скай-Норд» требований Кодекса торгового мореплавания, МКУБ, Общих правил плавания и стоянки в морских портах РФ и на подходах к ним, нарушает права неопределенного круга лиц - жителей г. Мурманска и Мурманской области на защиту их жизни, здоровья, на благоприятную окружающую среду.
Просил обязать ответчика в срок до Дата обеспечить безопасную стоянку судна М-№ ** на акватории Кольского залива, а именно: обеспечить на судне вахтенную службу, охрану и контроль за стоянкой судна, исключить загрязнение и захламление водной поверхности, обеспечить судно электроэнергией, подготовить судно к стоянке в осенне-зимний период и в штормовых условиях.
В судебном заседании представитель истца исковые требования уточнил. Просил обязать ООО «Скай-Норд» в срок до Дата обеспечить безопасную стоянку судна М-№ ** на акватории Кольского залива. Пояснил, что в настоящее время судно ошвартовано у причала № ** Мурманского <данные изъяты> порта.
Представитель ответчика ООО «Скай-Норд» Кроитору Г.Г. в судебном заседании иск не признал. Указал, что с Дата финансово-хозяйственная деятельность ООО «Скай-Норд» прекращена, судно М-№ ** выведено из эксплуатации. В настоящее время судно компании не принадлежит, поскольку на него решением суда обращено взыскание как на залоговое имущество по кредитному договору. Судебным приставом-исполнителем осуществляется реализация данного судна, в связи с чем, на ответчика не может быть возложена обязанность по обеспечению безопасной стоянки судна. Кроме того, судно находится у специального причала № ** в отстойнике для арестованных судов и его местонахождение не может нарушать права жителей города Мурманска. Просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица - ФГУ ***** У. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель третьего лица отдела судебных приставов ****ского округа г.Мурманска И. просила принять решение на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования.
Судом установлено, что Дата ФГУ ***** в адрес Мурманского транспортного прокурора направлено письмо о несоблюдении ООО «Скай-Норд» законодательства в части обеспечения безопасной стоянки судов и выполнения мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды (л.д.10).
На основании указанного письма прокурором проведена проверка исполнения законодательства, направленная на обеспечение безопасности мореплавания в морском порту Мурманск.
В результате проведенной проверки прокурором выявлены нарушения ООО «Скай-Норд» требований Кодекса торгового мореплавания РФ и Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним.
Так, согласно статье 53 Кодекса торгового мореплавания РФ и Приказа Министерства морского флота СССР от 20.06.1980 № 132 «О введении в действие штатов судов портового и служебно-вспомогательного флота» каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для безопасности судна.
На основании главы XIII Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ, утвержденного Приказом Роскомрыболовства от 30.08.1995 г. № 140 вахтенная служба (вахта) на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Члены судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными. Вахта обеспечивает управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль за посещением судна посторонними лицами. Ответственность за организацию вахты возлагается на капитана, а по судовым службам - на начальников служб. Ответственность за надлежащее несение вахты - на лиц, несущих вахту. При стоянке в порту из состава экипажа назначается пожарная вахта, осуществляющая периодические обходы судна в целях обеспечения его безопасности. Лица пожарной вахты обязаны неотлучно находиться на судне. Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные. Продолжительность стояночной вахты не должна превышать 24 часов для командного состава и 8 часов для судовой команды.
Согласно статьям 1.4., 2.1 Международного Кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), утвержденного Приказом Комитета РФ по рыболовству от 18.10.1995 № 165 "Об организации управления безопасной эксплуатацией рыбопромыслового флота", каждая компания должна разработать, задействовать и поддерживать систему управления безопасностью судна. Компания должна выработать политику в области безопасности и защиты окружающей среды.
Согласно п. 4.4.5, 4.4.9, 4.4.10 Общих правил плавания и стоянки в морских портах РФ и на подходах к ним, утвержденных совместным решением Департамента морского транспорта Министерства транспорта России и Госкомрыболовства России от 01.12.1992, капитан судна, ошвартованного у причала, обязан принять меры, исключающие загрязнение и захламление водной поверхности, причала и дна, а также организовать постоянную очистку от снега и грязи места в районе трапов. В темное время суток на судне, стоящем у причала, должно быть включено наружное освещение, а на баке и корме выставлены огни, обозначающие оконечности судна. На судне, стоящем у причала, независимо от его размеров и принадлежности выставляется вахтенный у трапа. Вахтенная служба обязана знать номера телефонов инспекции портового надзора, диспетчера порта, пожарной и медицинской служб порта.
На основании статьи 76 Кодекса торгового мореплавания РФ и Приказа Министерства морского флота СССР от 21.05.1991 № 40 «О мерах по обеспечению безопасности мореплавания» капитан порта осуществляет контроль над безопасностью в порту. С целью усиления безопасной стоянки судна в порту капитан порта издает распоряжение о составлении планов стоянки в осенне-зимний период. Служба капитана порта контролирует безопасную стоянку судов согласно представленных судовладельцами планов.
Согласно разделу 2.89 Наставлений по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов флота рыбной промышленности СССР, утвержденных приказом Минрыбхоза от 29.09.1981 года №434, пункта 2.13 Правил пожарной безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР и рыболовецких колхозов, утвержденных приказом Минрыбхоза от 25.11.1982 № 486, пункта 102-106 Общих правил плавания и стоянки в морских портах РФ и на подходах к ним, при стоянке судов в порту трапы, поданные с судна на причал, должны быть оборудованы поручнями или леерами. В районе трапа должен находится спасательный круг с линем, длиной не менее 30 метров. Под трапом должна быть натянута предохранительная сетка, исключающая возможность падения людей в воду. В темное время суток трапы должны быть освещены, в темное время суток на судне, стоящем у причала, должно быть включено наружное освещение, а на баке и корме судна выставлены огни, обозначающие оконечности судна. На судне, стоящем у причала, выставляется вахтенный у трапа. Вахтенный у трапа обязан знать номера телефонов капитана морского порта, оператора морского терминала, пожарной и медицинской служб морского порта и других должностных лиц и организаций, взаимодействующих с судном в нештатных ситуациях и в случаях противоправных действий по отношению к судну и его экипажу.
Согласно пунктам 119-120, 123 Общих правил плавания и стоянки в морских портах РФ и на подходах к ним, длительная стоянка судов в морском порту сверх времени, необходимого для осуществления погрузо-разгрузочных операций и оказания судну услуг по его обслуживанию, осуществляется с разрешения капитана морского порта на длительную стоянку судна в морском порту на основании заявки судовладельца или капитана судна. Суда, находящиеся в морском порту на длительной стоянке, должны иметь планы мероприятий по обеспечению безопасности судна в период длительной стоянки, утвержденные судовладельцем и согласованные с капитаном морского порта. Во время длительной стоянки судна обеспечиваются связью с капитаном морского порта.
Как установлено судом, судно М-№ **, принадлежащее ООО «Скай-Норд», находится у причала № ** Мурманского <данные изъяты> порта.
На судне М-№ ** не организована вахтенная служба, охрана судна не осуществляется, мероприятия по обеспечению безопасности и защите окружающей среды не выполняются, на судно имеется свободный доступ, электроэнергией судно не обеспечено, живучесть судна и противопожарная безопасность не осуществляется.
В нарушение статьи 78 Кодекса торгового мореплавания РФ требования капитана морского порта Мурманск о принятии мер к безопасной стоянке судна не выполняются.
Данные обстоятельства подтверждаются письмом ФГУ ***** от Дата № ** (л.д.10), от Дата № ** (л.д. 6), актами, составленными представителем ФГУ ***** за период с Дата по Дата.
Согласно письму ФГУ ***** № ** от Дата по состоянию на Дата судно М-№ **, принадлежащее ООО «Скай-Норд», ошвартовано у причала № **. Судно отключено от энергоснабжения, не подготовлено к длительной стоянке, вахтенная служба отсутствует, мероприятия по обеспечению безопасности судна и защите окружающей среды не проводятся, контакт с должностными лицами компании утрачен. С наступлением осенне-зимнего периода и ухудшением гидрометеорологических условий такое состояние судна представляет потенциальную угрозу другим судам и портовым сооружениям, значительно повышает риски возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения вреда третьим лицам (л.д.125).
Ответственность за соблюдение законодательства РФ по безопасности мореплавания и стоянки судна М-№ ** у причала № ** Мурманского <данные изъяты> порта на акватории Кольского залива лежит на судовладельце - ООО «Скай-Норд».
Прибрежная зона Мурманской области и Кольский залив Баренцева моря, где отшвартовано судно принадлежащее ООО «Скай-Норд» в брошенном состоянии, являются источником жизни человека, растительного и животного мира, одновременно служат основой развития производства.
Таким образом, непринятие судовладельцем мер по обеспечению безопасности судна может привести к его затоплению и как следствие - загрязнению морской воды и уничтожению биоресурсов, что представляет угрозу безопасности мореплавания в Кольском заливе, жизни и здоровью людей.
Довод представителя ООО «Скай-Норд» о том, что судно арестовано службой судебных приставов ****ского округа города Мурманска, которой осуществляются мероприятия по реализации судна и переданы все правоустанавливающие документы на него, в связи с чем, обязанность по организации охраны и хранения судна не может быть возложена на ООО «Скай-Норд», суд находит необоснованным.
Из материалов дела следует, что решением ****ского районного суда г.Мурманска от Дата на судно М-№ **, принадлежащее ООО «Скай-Норд» на праве собственности, обращено взыскание как на залоговое имущество по иску ОАО *** к К о взыскании задолженности по кредитному договору.
Вместе с тем, арест на судно не налагался, в связи с чем, ответственный хранитель судебным приставом-исполнителем назначен не был. Судебным приставом-исполнителем судно М-№ ** не изымалось, третьим лицам не передавалось.
Собственником морского судна М-№ ** до настоящего времени является ООО «Скай-Норд», что подтверждено выпиской из государственного судового реестра.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от Дата, ООО «Скай-Норд» является действующим юридическим лицом. Сведений о том, что ответчик признан в установленном законом порядке банкротом, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, иск Мурманского транспортного прокурора к ООО «Скай-Норд» обоснован и подлежит удовлетворению.
Поскольку исполнение вышеуказанных требований требует значительного количества времени, суд устанавливает срок исполнения ответчиком обязанности по обеспечению безопасной стоянки судна до Дата.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Требование Мурманского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Скай-Норд» об обеспечении безопасной стоянки судна удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Скай-Норд» обеспечить безопасную стоянку рыболовного судна М-№ **, ошвартованного у причала № ** Мурманского <данные изъяты> порта, в срок до Дата, путем обеспечения на судне вахтенной службы, охраны и контроля за стоянкой судна, обеспечения судна электроэнергией, исключения загрязнения и захламления водной поверхности, подготовки судна к стоянке в осенне-зимний период в штормовых условиях.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Скай-Норд» в доход государства государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий : Жуганова Н.В.