Дело № 2-8351.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата Октябрьский районный суд г. Мурманска
в составе председательствующего судьи Быриной Д.В.
при секретаре Желонкиной И.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мазепы Н.В. о признании незаконным отказ Управления Росреестра по Мурманской области в государственной регистрации договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Мазепа Н.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказ Управления Росреестра по Мурманской области в государственной регистрации договора аренды земельного участка. В обоснование требования указал, что Дата его представитель обратился в ****ский отдел Управления Росреестра по Мурманской области (далее - Управление) с заявлением о регистрации договора аренды земельного участка от Дата № **. Дата получил сообщение об отказе в государственной регистрации на основании абзацев 4, 10 пункта 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку, по мнению Управления, в нарушение п. 8 ст. 31 ЗК РФ, Постановления № **, решение о представлении названного земельного участка принято в Дата, то есть по истечении трех лет с момента утверждения Акта выбора земельного участка. На регистрацию не представлен документ, подтверждающий выполнение требований п. 8 ст. 31 ЗК РФ, что не позволяет в соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ проверить законность сделки. Полагает отказ Управления незаконным, ссылаясь на то, что на государственную регистрацию была представлена копия Акта выбора указанного земельного участка и Постановление администрации муниципального образования .... ****ского района Мурманской области от Дата № ** «О резервировании земельных участков в ....» с приложением. Пунктами 1, 2 Постановления № ** от Дата администрация .... ****ского района Мурманской области согласовала предоставленный на государственную регистрацию Акт выбора и зарезервировала земельный участок общей площадью .... кв.м, расположенный на ...., на три года под строительство индивидуальных дач. Земельное законодательство не исключает возможности продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Дата администрация муниципального образования ****ский район Мурманской области приняла Постановление № ** «О предоставлении земельного участка в аренду на период строительства Мазепе Н.В.». Таким образом, у Управления не имелось законных оснований к отказу в государственной регистрации. Просил признать отказ незаконным и обязать Управление произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка от Дата № **.
В судебном заседании настаивал на удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Мурманской области просил отказать в удовлетворении заявления, настаивая на законности отказа в государственной регистрации. В обоснование своей позиции привел доводы об обязанности регистрирующего органа проводить правовую экспертизу документов, явившихся основанием к заключению сделки, о регистрации которой заявлено. Отказ выдан в соответствии с абз.4, 10 п.1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Судом в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены администрация муниципального образования ****ского района Мурманской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования ****ского района Мурманской области.
Представитель заинтересованных лиц в судебном заседании полагал заявления Мазепы Н.В. обоснованным, ссылаясь на то, что регистрирующим органом проводится правовая экспертиза только представленных на регистрацию документов и сделки, а не действий органов местного самоуправления и принятых ими решений. Давая оценку постановлению администрации ****ского района от Дата Управление вышло за рамки предоставленного ему законодательством полномочий. Данное постановление в установленном порядке не признано недействительным и не отменено, а потому подлежит применению. Таким образом, законных оснований к отказу в регистрации договора аренды земельного участка не имелось.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет заявленное требование.
Дата заявитель через своего представителя обратился в ****ский отдел Управления Росреестра по Мурманской области с заявлением о регистрации договора аренды земельного участка от Дата № **.
Согласно сообщению Управления от Дата № ** заявителю отказано в государственной регистрации на основании абзацев 4, 10 пункта 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с данными положениями в государственной регистрации может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав.Отказ был мотивирован тем, что Договор аренды заключен Дата для строительства индивидуальной дачи на основании Постановления администрации муниципального образования ****ского района Мурманской области от Дата № ** «О предоставлении земельного участка в аренду на период строительства Мазепе Н.В., принятого в нарушение п. 8 ст. 31 ЗК РФ, Постановления № ** по истечении трех лет с момента утверждения Акта выбора земельного участка.
Суд признает неправомерным отказ Управления по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает два способа предоставления земель для строительства: без предварительного и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса РФ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов процедуры получения земельного участка для строительства.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
На государственную регистрацию заявителем была представлена копия Акта выбора указанного земельного участка под индивидуальные дачные участки граждан и Постановление администрации муниципального образования .... ****ского района Мурманской области от Дата № ** «О резервировании земельных участков в ....» с приложением, что подтверждается представленными суду Управлением комплектом документов на государственную регистрацию.
Пунктами 1, 2 Постановления № ** от Дата администрация .... ****ского района Мурманской области согласовала предоставленный на государственную регистрацию Акт выбора и зарезервировала земельный участок общей площадью .... кв.м, расположенный на ...., на три года под строительство индивидуальных дач.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Между тем, суд признает обоснованной позицию истца в том, что установленный абз.3 п.8 ст.31 Земельного кодекса РФ трехгодичный срок действия решения о предварительном согласовании месту размещения объекта не является пресекательным. Земельный кодекс РФ не содержит запрета на продление такого срока и не предусматривает возможности отказа в предоставлении земельного участка под строительство в случае прохождения лицом, заинтересованным в получении такого участка, процедуры предварительного согласования места размещения объекта и предоставления в уполномоченный орган необходимой документации.
Дата администрация муниципального образования ****ский район Мурманской области приняла Постановление № ** «О предоставлении земельного участка в аренду на период строительства Мазепе Н.В.».
В силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным при совокупности условий о том, что он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает права и охраняемые законом интересы конкретных граждан и юридических лиц.
Постановление администрации муниципального образования ****ский район Мурманской области № ** от Дата не признано судом недействительным, вынесено в интересах гр. Мазепы Н.В. и по его обращению. Сведениями о том, что данным постановлением затронуты интересы других граждан или юридических лиц, суд не располагает.
Таким образом, оснований полагать, что заявителем на государственную регистрацию не были представлены необходимые документы, а представленные документы не соответствовали требованиям законодательства, у суда не имеется. Соответственно, отказ Управления в государственной регистрации нельзя признать правомерным.
В соответствии с ч.1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ч.2,3 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения копии решения суда, вступившего в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Мазепы Н.В. о признании незаконным отказ Управления Росреестра по Мурманской области в государственной регистрации договора аренды земельного участка удовлетворить.
Признать неправомерным отказ Управления Росреестра по Мурманской области от Дата № ** в государственной регистрации договора аренды земельного участка от Дата № **.
Обязать Управление Росреестра по Мурманской области произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка от Дата № **, заключенного между Муниципальным учреждением Отдел муниципальной собственности и земельных отношений администрации муниципального образования ****ский район Мурманской области и Мазепой Н.В. , в течение месяца со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий : Бырина Д.В.