Дело № 2-9195/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2010 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего федерального судьи Свиридовой Ж.А., при секретаре Балакшиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климовой А.А. к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании факта проживания на территории Мурманской области и обязании постановки на учет, в качестве гражданина, имеющего права на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Климова А.А. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании факта проживания на территории Мурманской области и обязании постановки на учет, в качестве гражданина, имеющего права на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета.
В обоснование заявленных требований указала, что в Дата она подала заявление с необходимыми документами ответчику, для постановки на учет, в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами Мурманской области за счет средств федерального бюджета. Письмом от Дата ответчик уведомил ее, что в связи с тем, что она прибыла в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностям позднее 01.01.1992 года, ей отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии.
Считает данный отказ Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о включении в список граждан - участников подпрограммы незаконным, нарушающим ее права.
С учетом изложенного, просит суд: установить факт её постоянного проживания в .... в период с Дата по Дата; обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области поставить её на учет, в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета на основании Федерального закона РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В судебном заседании истец и её представитель суду пояснили, что условия и порядок предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, регулируются федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153.
В соответствии с указанными нормативными актами, право на участие в подпрограмме имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и Приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах РФ и нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели.
Кроме того, суду указала, что прибыла в .... в Дата, имеет продолжительность стажа работы более 15 календарных лет, не имеет другого жилья в РФ и не получала субсидий. Снятие с регистрации Дата по Дата было вызвано планируемым переездом на другое место жительства. Однако, фактически с Дата по Дата она проживала без регистрации в ..... Кроме того, в спорный период, она трудилась в ОАО *****.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
С января 2003 года вопросы постановки на учет жителей Мурманской области, желающих выехать за ее пределы и имеющих право на получение жилищных субсидий, отнесены к компетенции ответчика и Министерство строительства и территориального развития Мурманской области уполномочено осуществлять реализацию на территории Мурманской области Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», подпрограммы и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.
В судебном заседании установлено, что в Дата Климова А.А. обратилась в министерство с заявлением и необходимыми документами для постановки на учет, в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами Мурманской области за счет средств федерального бюджета, в рамках правоотношений по реализации постановления Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879.
Указанное постановление регулирует вопросы постановки граждан на учет, ведения очередности и формирован» списка лиц, желающих выехать из Мурманской области и имеющих право на получение субсидии в соответствии с ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
По итогам рассмотрения заявления и документов Климовой А.А. письмом от Дата № ** было отказано в постановке на учет.
Вместе с тем, истица отстаивает свое право на получение жилищной субсидии для переселения с Севера в рамках ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Таким образом, предметом рассмотрения иска является вопрос о том, подлежит ли Климова А.А.включению в круг лиц, попадающих под действие закона.
Круг лиц, на которых в соответствии с законом выделяются жилищные субсидии за счет средств федерального бюджета, указан в преамбуле закона.
Это граждане Российской Федерации двух категорий: выезжающие из районов Крайнего Севера; выехавшие из указанных районов не ранее 1 января 1992 года.
Отнесение граждан к одной из категорий определяется местом их постоянного проживания на момент постановки на учет (пункт 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879).
Из материалов дела следует, что Климова А.А. на момент подачи заявления постоянно проживает на территории Мурманской области, что является основанием для отнесения ее к гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера.
Статьей 1 закона установлено, что выезжающие с Севера граждане имеют право на получение жилищных субсидий при наличии следующих оснований: прибыли в районы Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 года; отработали в районах Крайнего Севера не менее 15 лет; не имеют жилья в других регионах РФ.
В судебном заседании установлено, что Климова А.А., Дата рождения, с Дата проживала в ...., однако, Дата истец снялась с регистрационного учета из .... в связи с планируемым переездом в ..... Вновь зарегистрирована в .... с Дата, т.е. после 1 января 1992 года, что подтверждается справкой на жилое помещение от Дата.
Однако, как следует из объяснений истца, копии трудовой книжки, копии лицевого счета за Дата, справки ОАО ***** от Дата, выезд Климовой А.А. за пределы Мурманской области не был осуществлен. Фактически с Дата по Дата она проживала без регистрации в ..... В дальнейшем с Дата она была зарегистрирована по указанному адресу. Кроме того, в спорный период она трудилась на ОАО ***** в ....
Таким образом, суд приходит к выводу, что установление постоянных трудовых отношений с организациями Мурманской области, является фактом того, что с Дата по Дата Климова А.А. постоянно проживала на территории Мурманской области, ее выезд из .... не был осуществлен, отпуск в указанный период истцу не предоставлялся.
Кроме того, истец имеет продолжительность стажа работы более 15 календарных лет, не имеет другого жилья в РФ и не получала субсидий.
Жилищная субсидия на приобретение жилья в климатически благоприятных регионах России является специальным видом государственной финансовой поддержки, и предоставляется гражданам как особый вид повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием на севере, что подтверждено постановлением Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 года, в котором указано, что федеральный законодатель, закрепляя право граждан на получение выплат такого характера как жилищная субсидия, вправе определять и условия ее возникновения. В связи с недостаточностью бюджетных средств выделяемых на переселение, а также необходимостью первоочередного решения вопросов социальной поддержки особо нуждающихся граждан, проработавших в районах Крайнего Севера более длительное время, законодатель может устанавливать не только повышенные гарантии и компенсации за труд и проживание в экстремальных условиях, Севера, но и условия их наступления. В определении Конституционного Суда РФ от 23.01.2003 № 38-0 также подтверждено право законодателя при выделении бюджетных средств, предусматривать специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц.
Анализируя фактические обстоятельства дела и юридически значимые доказательства, суд удовлетворяет исковые требования Климовой А.А. к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании факта проживания на территории Мурманской области и обязании постановки на учет, в качестве гражданина, имеющего права на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета.
На основании Федерального чакона РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных, к ним местностей», Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, руководствуясь статьями 56,57, 194-197, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Климовой А.А. к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании факта проживания на территории Мурманской области и обязании постановки на учет, в качестве гражданина, имеющего права на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Климовой А.А., Дата рождения, в .... в период с Дата по Дата.
Обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области поставить Климову А.А. на учет, в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета на основании Федерального закона РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Мурманский областной суд, через Октябрьский районный суд г. Мурманска, в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Ж.А. Свиридова