Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2010 года
Дело №2-9318/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2010 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего федерального судьи Свиридовой Ж.А.,
при секретаре Балакшиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Витали» об обязании совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
Мурманский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Витали» об обязании совершить определённые действия.
В обоснование своих требований указал, что ответчик осуществляет деятельность по производству готовых к употреблению пищевых продуктов и заготовок для их приготовления в помещениях: здания столовой, находящегося в собственности общества и расположенного по адресу: ....; части здания , находящегося в собственности общества и расположенного по адресу: ...., в связи с чем, образуются отходы производства и потребления. Кроме того, общество имеет стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В результате предпринимательской деятельности ответчика также образуются отходы 1,4,5 класса опасности. Вместе с тем, учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не ведется, паспорта на опасные отходы отсутствуют, выброс загрязняющих веществ в атмосферу производится при отсутствии проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Поскольку ответчик ведет предпринимательскую деятельность с нарушением природоохранного законодательства, что создает опасность причинения вреда окружающей среде и здоровью населения, просит суд обязать ООО «Витали» в срок до Дата: разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; произвести инвентаризацию отходов производства и потребления; разработать и утвердить паспорта на опасные отходы.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель ООО «Витали» в судебном заседании признал исковые требования в полном объеме.
Представитель третьего лица - Комитета природопользования и экологии Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Представил в суд письменный отзыв, в котором поддержал заявленные требования, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года (далее по тексту - Закон) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статья 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться кроме прочего на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со статьей 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
В силу статьи 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране атмосферного воздуха", выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Статья 22 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" предусматривает, что юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 (ред. от 22.04.2009) "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него",
разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
В силу статьи 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии со статьей 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся и размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (Постановление Правительства РФ №818 от 26.10.2000 года).
В судебном заседании установлено, что ООО «Витали» на основании свидетельств о государственной регистрации права серия № ** от Дата и № ** от Дата является собственником нежилых помещений: здания столовой, находящегося в собственности общества и расположенного по адресу: ....; части здания , находящегося в собственности общества и расположенного по адресу: ....
В указанном помещении ООО «Витали» осуществляет предпринимательскую деятельность по производству готовых к употреблению пищевых продуктов и заготовок для их приготовления.
В ходе осуществления данной предпринимательской деятельности образуются отходы производства и потребления. Кроме того, общество имеет стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В результате предпринимательской деятельности ответчика также образуются отходы 1,4,5 класса опасности.
В ходе проведения природоохранной прокуратурой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства выявлено, что ООО «Витали» учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не ведет, паспорта на опасные отходы отсутствуют, выброс загрязняющих веществ в атмосферу производится при отсутствии проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно акту от Дата, проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, в ООО «Витали» на момент проведения проверки не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу; не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; не произведена инвентаризация отходов производства и потребления; не разработаны и не утверждены паспорта на опасные отходы.
Данные обстоятельства не оспаривались ответчиком.
Таким образом, ООО «Витали» ведет предпринимательскую деятельность с нарушением природоохранного законодательства, что создает опасность причинения вреда окружающей среде и здоровью населения.
При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доказательств наличия объективных уважительных причин, препятствующих выполнению ООО «Витали» указанных обязанностей, последним в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено, в судебном заседании не добыто.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Витали» об обязании совершить определённые действия, удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Витали» в срок до Дата: разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; произвести инвентаризацию отходов производства и потребления; разработать и утвердить паспорта на опасные отходы.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Витали» государственную пошлину в доход государства в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Ж.А. Свиридова