Возложение обязательства на Администрацию г.Мурманска, Комитет по образованию, совершить определенные действия.



Изготовлено: 28 декабря 2010 года

Дело № 2-8917/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2010 года город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе:

председательствующего - судьи Свиридовой Ж.А.,

при секретаре Балакшиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Ленинского административного округа г.Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к муниципальному образовательному учреждению г. Мурманска <данные изъяты> общеобразовательная школа № **, администрации города Мурманска, Комитету по образованию администрации г.Мурманска о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Ленинского административного округа города Мурманска обратился в суд с указанным иском к муниципальному образовательному учреждению г. Мурманска <данные изъяты> общеобразовательная школа № **, администрации города Мурманска, Комитету по образованию администрации г.Мурманска о понуждению к совершению определенных действий,.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой округа проверкой установлено, что в муниципальном образовательном учреждении г. Мурманска <данные изъяты> общеобразовательная школа № ** (далее - школа), отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий, предназначенные для организации обучения учащихся школы начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащей организации учебно-материальной базы и оказывает негативное влияние на уровень подготовки обучающихся к военной службе. Просит суд возложить на администрацию города Мурманска, комитет по образованию администрации города Мурманска организацию по установке на территории муниципального образовательного учреждения г. Мурманска <данные изъяты> общеобразовательная школа № ** спортивного городка с элементами полосы препятствий. Обязать муниципальное образовательное учреждение г. Мурманска <данные изъяты> общеобразовательная школа № ** установить спортивный городок с элементами полосы препятствий в срок до Дата.

В судебном заседании помощник прокурора настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнении к исковому заявлению. Уточнила исковые требования, просила обязать администрацию города Мурманска, Комитет по образованию города Мурманска и муниципальное образовательное учреждение г. Мурманска <данные изъяты> общеобразовательная школа № ** в срок до Дата организовать выполнение работ по установке в муниципальном образовательному учреждении г. Мурманска <данные изъяты> общеобразовательная школа № ** спортивного городка с элементами полосы препятствий.

Представители муниципального образовательного учреждения г. Мурманска <данные изъяты> общеобразовательная школа № **с заявленным иском не согласились. В обоснование возражений указали, что в целях выполнения учебной программы по ОБЖ при отсутствии на территории лицея спортивной площадки с элементами полосы препятствий занятия проводились на территории в/ч, где имеется полоса препятствий, оборудованная по ГОСТУ. Кроме того, занятия также возможно проводить на спортивной площадке с элементами полосы препятствий МОУ СОШ № **, с которой имеется соглашение о сотрудничестве от Дата. Кроме того, указали, что рабочая программа среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, утвержденная в школе не предусматривает занятия на спортивной площадке с элементами полосы препятствий. С учетом изложенного, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

Администрация города Мурманска согласно представленного в суд ходатайства просила дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.

Представитель комитета по образованию администрации города Мурманска исковые требования не признал. В обоснование возражений пояснил, что занятия специальными упражнениями, в которые входят упражнения на специальных снарядах, плавание, марш-броски, спортивное ориентирование, преодоление полос препятствий и др. предусмотрены как элементы начальной подготовки исключительно в рамках изучения основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне среднего (полного) общего образования, как это установлено приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Школа не организует профильное обучение по программам предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Пункт 2.2. СанПиН 2.4.2.1178-2 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 № 44, не содержит требований по установке иных конструкций на территории образовательного учреждения, кроме перечисленных в указанном пункте, а также не содержит отсылочных норм к иным актам. При этом в нормативно-правовых актах отсутствует точное определение элементов полосы препятствий и отсутствуют требования к техническому состоянию спортгородка. Анализ законодательной базы по данному вопросу показывает, что полоса препятствий бывает нескольких видов. Кроме того, в изученных нормативно-правовых актах отсутствуют чёткие описания того, из каких элементов состоит полоса препятствий, как она оборудуется и т.п., что существенно осложняет исполнение возможного решения суда. Таким образом, из искового заявления и.о. прокурора не ясно, какого вида полосу препятствий должно установить муниципальное образовательное учреждение, какие элементы она должна включать, как строиться и т.д., что во взаимосвязи с вышеуказанными нормами ведомственного приказа не даёт образовательному учреждению достаточных правовых оснований для выполнения заявленных требований.. С учетом изложенного просит в иске отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

В силу статьи 11 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.

Согласно статье 17 Федерального закона, добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры). Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 5, 11 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441, подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.

Занятия в учебных пунктах проводятся 2 - 3 раза в неделю по 2 - 3 часа. Для проведения занятий по основам военной службы в учебном пункте оборудуется специальный кабинет. Кроме того, в учебном пункте необходимо наличие военного имущества, общевоинских уставов, учебных пособий и другого имущества. Организации, на базе которых созданы учебные пункты, обеспечивают указанные пункты помещениями, мебелью, учебной техникой и необходимыми финансовыми средствами (пункт 11, 12 Положения).

Согласно пункта 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом от 24.02.2010 года Министерства обороны Российской Федерации № 96 и Министерства образования и науки Российской Федерации № 134 в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Согласно материалов дела, пояснений участников процесса, указанные требования, администрацией школы, не соблюдаются.

Об этом свидетельствует материалы проверки прокуратуры Ленинского административного округа города Мурманска, в соответствии с которыми в муниципальном образовательном учреждении г. Мурманска <данные изъяты> общеобразовательная школа № **отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий, а также пояснения ответчиков.

Доводы представителя комитета по образованию не состоятельны, поскольку действующими нормативно-правовыми актами, утвержденными в установленном законом порядке и опубликованными, предусмотрена подготовка по основам военной службы для граждан мужского пола в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и создание для этих целей учебно-материальной базы, в том числе спортивных городков с элементами полосы препятствий.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

В силу пункта 10 Правил, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Пункт 11 Правил, государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

правовую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации; принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта; присвоение регистрационного номера; занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пункту 12 Правил, подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) представляются в Министерство юстиции Российской Федерации в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе). Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия).

Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» по своей форме не может считаться нормативным правовым актом, поскольку он не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, официально не опубликован, отсутствует решение о том, подлежит ли он государственной регистрации.

Кроме того, разрешение вопроса об организация обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах имеют межведомственный характер Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, что также не нашло своего отражения в Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089.

Таким образом, исковые требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

При этом, суд, удовлетворяя указанные исковые требования, полагает справедливым и разумным обязать администрацию города Мурманска и комитет по образованию города Мурманска выполнить мероприятия по организации выполнения работ по установке в муниципальном образовательном учреждении г. Мурманска <данные изъяты> общеобразовательная школа № ** спортивного городка с элементами полосы препятствий в срок до Дата, а администрацию муниципального образовательного учреждения г. Мурманска <данные изъяты> общеобразовательная школа № **обеспечить выполнение работ по установке в учреждении спортивного городка с элементами полосы препятствий в срок до Дата. Указанные сроки способствуют интересам, как неопределенного круга несовершеннолетних, так и исполнителей.

В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Закона РФ «Об образовании», статьями 11 и 17 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», пунктов 5, 11, 12 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года N 1441, пункта 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 года № 96/134, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора Ленинского административного округа города Мурманска удовлетворить в части.

Обязать администрацию города Мурманска и комитет по образованию администрации города Мурманска в срок до Дата организовать выполнение работ по установке в муниципальном образовательном учреждении г. Мурманска <данные изъяты> общеобразовательная школа № ** спортивного городка с элементами полосы препятствий.

Обязать муниципальное образовательное учреждение г. Мурманска <данные изъяты> общеобразовательная школа № ** в срок до Дата обеспечить выполнение работ по установке в учреждении спортивного городка с элементами полосы препятствий.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней.

Председательствующий: Свиридова Ж.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200