Дело № 2-8982
Принято в окончательной форме 14 декабря 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2010 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего судьи Дорошенко Г.В.,
при секретаре Матюхиной А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в защиту интересов неопределённого круга лиц и несовершеннолетних к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № **», Администрации города Мурманска и Комитету по образованию города Мурманска об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Октябрьского административного округа г. Мурманска обратилась в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц и несовершеннолетних к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № **», Администрации города Мурманска и Комитету по образованию города Мурманска об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование иска указано, что в результате проведения проверки исполнения законодательства о защите прав несовершеннолетних в образовательных учреждениях, расположенных в Октябрьском АО г. Мурманска выявлен ряд нарушений, допущенных МОУ «Средняя общеобразовательная школа № **» (далее - МОУ «СОШ № **»), расположенной по адресу: .....
Установлено, что в указанном учреждении отсутствуют заключения о соответствии используемых в нем программ, методик и режимов воспитания и обучения санитарным правилам и нормам, а именно - СанПиН 2.4.2.1178-02, также на пяти радиаторах третьего этажа здания МОУ «СОШ № **» отсутствуют съемные деревянные решетки. В связи с этим прокурор Октябрьского АО г. Мурманска просит суд обязать ответчиков в срок до Дата получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии используемых программ, методик и режимов воспитания и обучения санитарным правилам и нормам, а также установить на пяти радиаторах третьего этажа здания МОУ «СОШ № **», расположенного по адресу: ...., съемные деревянные решетки.
До рассмотрения дела по существу представитель истца Хармич Е.В. исковые требования уточнила, отказавшись от иска к ответчикам в части установления на пяти радиаторах третьего этажа здания МОУ «СОШ № **», расположенного по адресу: ...., съемные деревянные решетки, поскольку данное нарушение устранено. Также уточнила, что в части исковых требований о получении санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии используемых программ, методик и режимов воспитания и обучения санитарным правилам и нормам на иске настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении, однако срок исполнения просит определить до Дата.
Представитель администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Объяснений по иску не представлено.
Суд, исходя из положений статьи 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г. Мурманска.
Представитель МОУ «СОШ № **» Н. суду пояснила, что является исполняющей обязанности директора школы с Дата, с уточненным иском администрация учреждения согласна. Также пояснила, что просят снизить госпошлину при удовлетворении исковых требований, так как школа является учреждением, финансируемым из бюджета.
Представитель Комитета образования администрации города Мурманска Митченко М.А.суду пояснил, что уточненные исковые требования в целом обоснованны, возражений против иска о получении санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии используемых в школе программ, методик и режимов воспитания и обучения санитарным правилам и нормам со сроком исполнения до Дата Комитет не имеет.
Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по МО в судебное заседание не явился, имеется заявление о том, что исковые требования поддерживаются Управлением, которое просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Суд, исходя из положений статьи 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г. Мурманска и Управления Роспотребнадзора по МО.
Суд, выслушав объяснения явившихся представителей сторон, исследовав материалы дела, находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Суд, руководствуясь статьями 39 и 173 Гражданского процессуального кодекса РФ, принимает отказ представителя истца от исковых требований в части требований установить на пяти радиаторах третьего этажа здания МОУ «СОШ № **», расположенного по адресу: ...., съемные деревянные решетки, и принимает признание иска ответчиками - МОУ «МОШ № **» и Комитетом по образованию администрации г. Мурманска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
Статьями 38 и 41 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждый имеет право на охрану здоровья.
Указанные конституционные нормы более подробно раскрываются в иных нормативно-правовых актах Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 32 Федерального закона «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 года (далее - Закон) за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.
Частями 1 и 4 статьи 51 Закона предусмотрено, что учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, а ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут их должностные лица в соответствии с законодательством РФ и Уставом данного образовательного учреждения.
МОУ «СОШ № **» является образовательным учреждением и самостоятельным юридическим лицом, одной из основных задач которого является обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников.
Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, а именно статьей 28 оговорено, что в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.
Согласно статье 39 Закона на территории России действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На территории РФ действуют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 44 от 28 ноября 2002 года.
В соответствии с пунктом 2.9.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 программы, методики и режимы воспитания и обучения, используемые в образовательных учреждениях, в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.
Проведенная прокуратурой Октябрьского административного округа г. Мурманска проверка показала, что в МОУ «СОШ № **» отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии программ, методик и режимов воспитания и обучения, используемых в образовательном учреждении, в части гигиенических требований. Данное обстоятельство подтверждено представителями ответчиков, а также материалами дела.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что администрацией МОУ «СОШ № **» не в полной мере соблюдены требования СанПиН, что является прямым нарушением действующего законодательства.
Следовательно исковые требования прокуратуры в части обязать ответчиков получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии используемых в МОУ «СОШ № **» программ, методик и режимов воспитания и обучения санитарным правилам и нормам, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд учитывает уточнения стороны истца о сроке получения заключений до Дата, представителями ответчиков выражено согласие с указанной датой, и считает обоснованным обязать ответчиков исполнить вышеназванное требование до названной даты.
Согласно статье 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Суд удовлетворяет ходатайство о снижении размера государственной пошлины и взыскивает с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № **» -200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 56, 103, 167, 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить на муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № **», Администрацию города Мурманска, Комитет по образованию администрации города Мурманска обязанность в срок до Дата получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии используемых в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № **» программ, методик и режимов воспитания и обучения санитарным правилам и нормам, установленным СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила».
Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № **» государственную пошлину в доход местного бюджета 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд .... в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Г.В. Дорошенко