Признание отказа ГОУ ЦСП п предоставлении субсидии на оплату ж/п и коммунальных услуг незаконными.



Дело № 2-9183

Изготовлено 11 января 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2010 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе:

председательствующего судьи Дорошенко Г.В.,

при секретаре Матюхиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Темешовой Е.Д. к Государственному областному учреждению «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» об оспаривании решения и предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Темешова Е.Д. обратилась в суд с иском к ГОУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» о признании отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, обязании предоставления субсидии сроком на шесть месяцев с Дата, возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины.

В обоснование требований указала, что на основании договора приватизации от Дата ей принадлежит жилое помещение - комната № ** в общежитии по адресу: ...., где она имеет временную регистрацию по месту пребывания сроком с Дата по Дата.

Также имеет постоянную регистрацию по адресу: ...., воинская часть № **. В силу того, что она постоянно проживает по месту временной регистрации, исправно производя оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, и не имеет никаких льгот по месту постоянной регистрации, является пенсионером по старости, пенсия в размере .... рублей единственный источник ее дохода, желая воспользоваться правом на получение субсидии по месту временной регистрации, являющейся для нее местом постоянного жительства, находясь в сложной финансовой ситуации Дата обратилась в ГОУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» с заявлением о предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив полный пакет документов, поскольку ее средств недостаточно для оплаты жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии. Назначенная ранее решением суда субсидия сроком на шесть месяцев прекращена Дата. Однако ответчик в предоставлении субсидии отказал письмом № ** от Дата, со ссылкой на пункт 8 «Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761. Считает, что ответчиком нарушено ее право на получение субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку другого жилья в городе Мурманске в собственности у нее нет, а она несет расходы по оплате за комнату в общежитии, в которой постоянно проживает. Просит суд признать отказ в предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, обязать ГОУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» предоставить ей субсидию сроком на 6 месяцев с Дата и дело рассмотреть в ее отсутствие.

Ответчик - Государственное областное учреждение «Центр социальной поддержки населения города Мурманска», о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и письменные возражения в обоснование которых указал, что истица претендует на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ...., комната № **, где она проживает на основании договора на бесплатную передачу квартир в собственность от Дата и зарегистрирована в нем по месту пребывания, при этом имеет постоянную регистрацию по месту жительства: ...., воинская часть № **. Полагает, что с учетом положений статьи 159 Жилищного кодекса РФ, пункта 8 Правил предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, а также пунктов 24, 27 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минрегиона РФ и Минздравсоцразвития РФ № 58/403 от 26.05.2006 года, согласно которым по месту временного пребывания граждан субсидии не предоставляются, у ГОУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» отсутствуют правовые основания для предоставления истице субсидии на оплату жилого помещения. Ранее субсидии предоставлялись истице на основании решений суда. Просит в иске отказать.

Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя их размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением граждан, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянного проживающих совместно с ними членов их семей.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 (далее Правила) право на субсидии имеют пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Согласно пункту 6 Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.

В судебном заседании установлено, что Темешова Е.Д. является собственником жилого помещения по адресу: .... на основании договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан от Дата, право собственности зарегистрировано в установленном порядке, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права № ** от Дата.

В указанной комнате она зарегистрирована по месту пребывания с Дата по Дата и постоянно проживает, задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет, что подтверждается свидетельством № ** от Дата о регистрации по месту пребывания от Дата, квитанциями об оплате жилья и коммунальных услуг.

Согласно отметки в паспорте Темешовой Е.Д., выданного Дата Отделом УФМС России по Мурманской области в ****ском АО .... серии № ** она с Дата постоянно зарегистрирована по воинской части № ** в .....

Дата Темешова Е.Д. обратилась в ГОУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ...., то есть по месту жительства, поскольку ее расходы на оплату жилого помещения превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Письмом от Дата № ** ГОУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» в предоставлении субсидии ей было отказано по тем основаниям, что отсутствуют правовые основания для предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту временного пребывания.

Федеральный законодатель, представляя право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг и закрепляя его в статье 159 Жилищного кодекса РФ, определил закрытый перечень категорий граждан, имеющих право на получение субсидии в зависимости от основания пользования жилым помещением и условия, при которых такая субсидия предоставляется, а также детально в части 7 комментируемой статьи перечислил полномочия предоставленные Правительству РФ по установлению порядка определения размера субсидий и порядка их предоставления, перечня прилагаемых к заявлению документов, условий приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядка определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенностей предоставления субсидий отдельным категориям граждан.

Жилищный кодекс РФ не предусматривает полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по изданию нормативных правовых актов по вопросам порядка и условий предоставления субсидий.

Во исполнение комментируемой статьи принято Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761, которым утверждены правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Указанным постановлением в пункте 3 Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации постановлено утвердить в 2-месячный срок методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных настоящим Постановлением.

Такие методические рекомендации разработаны и утверждены Приказом Минрегиона РФ N 58, Минздравсоцразвития РФ N 403 от 26.05.2006 года.

Вместе с тем, Жилищный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 и методические рекомендации не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам собственникам жилых помещений, но имеющим регистрацию в таком жилом помещении по месту пребывания, напротив Правила прямо предусматривают предоставление субсидии гражданам, имеющим на нее право на жилое помещение, в котором они проживают.

Анализ положений Жилищного кодекса РФ позволяет определить категории граждан, которым субсидии не предоставляются. Это, в частности, иностранные граждане, если международными договорами РФ не предусмотрено иное (ч. 12 ст. 159 ЖК); временные жильцы, проживающие безвозмездно в жилых помещениях у нанимателей по договору социального найма (ст. 80 ЖК); поднаниматели жилых помещений, предоставленных нанимателям по договорам найма в частном жилищном фонде (ст. 685 ГК); ссудополучатели по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда (гл. 36 ГК); отказополучатели, которым право пользования жилым помещением предоставлено по завещательному отказу (ст. 33 ЖК); получатели ренты, проживающие в жилом помещении на основании договора пожизненного содержания с иждивением (ст. 34 ЖК).

Однако, Темешова Е.Д., как собственник жилого помещения, не подпадает ни под одну из перечисленных категорий граждан, которым субсидии не предоставляются.

Из материалов дела следует, что фактически истица постоянно проживает в комнате № ** в общежитии в доме № ** по .... с Дата Дата на основании договора найма жилого помещения в общежитии № ** от Дата, с Дата по Дата, на основании договора найма жилого помещения в общежитии № ** от Дата, с Дата по Дата на основании договора найма жилого помещения в общежитии № ** от Дата и в настоящее время на основании договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан от Дата, что подтверждается справкой МБУ МФЦ от Дата.

То обстоятельство, что Темешова Е.Д. в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении, где она фактически постоянно проживает, пользуется им и несет расходы по его содержанию, имеет регистрацию по месту пребывания не является основанием для отказа в предоставлении ей субсидии, при том, что доказательств того, что истица имеет жилое помещение по месту постоянной регистрации в воинской части № **, которым пользуется и получает субсидию суду не представлено.

Кроме того, согласно статьям 2,3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», местом жительства гражданина является - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения и условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 713, местом жительства является то место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

Системный анализ указанных правовых норм и фактические обстоятельства дела свидетельствует о том, что жилое помещение, предоставленное Темешовой Е.Д. по договору на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан от Дата, где истица постоянно проживает, является местом ее постоянного жительства.

Темешова Е.Д., как собственник жилого помещения, за пользование которым она претендует на предоставление субсидии в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, входит в круг лиц, имеющих право на получение субсидии.

При этом, категории граждан, которые не имеют права на субсидию, перечислены в пункте 14 методических рекомендаций и истица к ним фактически не относится.

При таких обстоятельствах, отказ ГОУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» в предоставлении Темешовой Е.Д. субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг по основанию регистрации по месту пребывания в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении не может быть признан законным и подлежит отмене.

Пунктами 41, 44 Правил установлено, что гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

При представлении соответствующих документов с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.

С учетом требований пункта 44 Правил, субсидия должна быть предоставлена Темешовой Е.Д. с Дата сроком на 6 месяцев.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

На основании статьи 159 Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 в редакции от 24.12.2008 года, Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минрегиона РФ N 58, Минздравсоцразвития РФ N 403 от 26.05.2006 года, статей 2, 3 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», руководствуясь статьями 56, 98, 194-197, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Отменить решение Государственного областного учреждения «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» от Дата об отказе Темешовой Е.Д. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязать Государственное областное учреждение «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» предоставить Темешовой Е.Д. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сроком на 6 месяцев начиная с Дата.

Взыскать с Государственного областного учреждения «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» в пользу Темешовой Е.Д. возврат государственной пошлины 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение десяти дней с момента его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Г.В.Дорошенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200