Дело № 2-9180
Изготовлено 11 января 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2010 года
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего судьи Дорошенко Г.В.,
при секретаре Корняковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмичевой С.А. к Государственному учреждению «Пограничное управление ФСБ РФ по Мурманской области» о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Кузьмичева С.А. обратилась в суд с иском к Пограничному управлению ФСБ РФ в Мурманской области о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами и судебных расходов.
В обоснование указала, что приказом ответчика от Дата ***** Кузьмичева С.А. исключена из списков личного состава на основании подпункта «г» пункта 1 статьи 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с приказом ФСБ РФ от 09.03.2007 года № 93 военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 15 лет и уволенным с военной службы без права на пенсию, сохраняется выплата оклада по воинскому званию в течение одного года после увольнения их по состоянию здоровья. Вместе с тем, ответчик в нарушение положений приказа № 93 не выплатил ей оклад по воинскому званию за Дата, Дата, Дата и Дата в размере .... рубль, которые просит взыскать в принудительном порядке.
Полагает, что противоправными действиями ответчика ей причинен имущественный вред, заключающийся в нарушении статей 164, 165 Трудового кодекса и подлежащий возмещению в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса РФ в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса РФ просит взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за период с Дата по день подачи искового заявления в сумме 178 рублей 64 копейки и возместить судебные расходы за услуги нотариуса в сумме 400 рублей, за ксерокопирование в сумме 15 рублей, за составление искового заявления в сумме 3000 рублей.
В судебном заседании истица на удовлетворении требований настаивала, поскольку ей неизвестно поступили ли на ее счет денежные средства, перечисленные ответчиком, уточнила, что требования предъявляет к Государственному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области», не настаивала на возмещении судебных расходов по оплате услуг нотариуса в сумме 400 рублей.
Представитель ответчика - Государственное учреждение «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области» Ефремов Ю.Г. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, в обоснование возражений указал, что истица не состояла в трудовых отношениях с ГУ ПУ ФСБ РФ по Мурманской области, причитающиеся к выплате денежные средства перечисляет финансовый орган ПУ ФСБ, задержка выплаты оклада по воинскому званию, вызвана тем, что с Дата код БК № **, по которому осуществлялись выплаты не был обеспечен лимитом бюджетных ассигнований главным распорядителем, вместе с тем платежными поручениями № ** от Дата № ** от Дата, № ** от Дата, № ** от Дата оклад по воинскому званию в сумме .... рубль перечислены истице.
Требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, основанными на нормах гражданского права считает не подлежащим удовлетворению поскольку спор гражданско-правового характера между сторонами отсутствует, положение статьи 395 Гражданского кодекса РФ не может применяться к сложившимся между сторонами правоотношениями.
Возмещение судебных расходов по оплате услуг нотариуса и составление искового заявления полагает, невозможным, поскольку не доказано, что указанные расходы понесены именно по данному делу. Отнести на ответчика возмещение расходов по государственной пошлине также полагает невозможным, поскольку стороны не состояли в трудовых отношениях. Просил в иске отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Кузьмичева С.А. проходила военную службу по контракту в органах Федеральной службы безопасности в войсковой части № ** Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области.
Приказом начальника службы в г.Мурманске № ** от Дата в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 статьи 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», ***** Кузьмичева С.А. уволена в отставку и снята со всех видов довольствия с Дата. Общая выслуга лет на Дата составляет .... лет .... месяцев .... дней. В соответствии с приказом ФСБ России от 09.03.2007 года № 93 приказано производить выплату оклада по воинскому званию в течение одного года после увольнения с Дата по Дата включительно.
Таким образом, возникшие правоотношения в частности правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы регулируются специальными законами, в том числе Федеральным законом от 28.03.1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно частей 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 50 комментируемого Федерального закона военнослужащие увольняются с военной службы в запас (за исключением военнослужащих, указанных в подпунктах "б" - "д" пункта 3 настоящей статьи, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку.
Основания увольнения с военной службы установлены в статье 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», одним из оснований является подпункт «г» пункта 1 настоящей статьи по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пунктом 18 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» Приказом ФСБ РФ от 09.03.2007 года № 93, зарегистрированном в Минюсте РФ 04.04.2007 года N 9226 утверждена Инструкция о порядке выплаты оклада по воинскому званию военнослужащим органов Федеральной службы безопасности, проходившим военную службу по контракту, в течение одного года после увольнения с военной службы без права на пенсию.
Пунктами 1, 2, 3, 4, 5, 6 Инструкции установлено, что военнослужащим органов федеральной службы безопасности (далее - органы безопасности), проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 15 лет и уволенным с военной службы без права на пенсию, сохраняется выплата оклада по воинскому званию в течение одного года после увольнения их:
б) по состоянию здоровья (в связи с признанием их военно-врачебной комиссией негодными либо ограниченно годными к военной службе) (пункт 1).
Оклад по воинскому званию выплачивается в течение одного года после увольнения с учетом воинского звания, имеющегося у военнослужащего на день увольнения с военной службы (пункт 2).
Основанием для выплаты оклада по воинскому званию военнослужащему является приказ соответствующего должностного лица органа безопасности, имеющего право издания приказов по личному составу об исключении военнослужащего из списков личного состава органа безопасности в связи с увольнением (пункт 3).
Выплата оклада по воинскому званию осуществляется финансово-экономическим подразделением органа безопасности, в котором военнослужащий проходил военную службу (состоял на денежном довольствии) перед увольнением (пункт 4).
Денежные средства, предназначенные для выплаты оклада по воинскому званию, могут ежемесячно переводиться на счет в банке или направляться почтовым переводом, если на это имеется выраженное в рапорте согласие военнослужащего с указанием в нем полных платежных реквизитов и номера лицевого счета или его домашнего адреса, а также его согласие на оплату почтового сбора (пункт 5).
Годичный срок выплаты оклада по воинскому званию исчисляется со дня исключения из списков личного состава органа безопасности (пункт 6).
Согласно справки заместителя начальника Управления ФСБ России пограничное управление по Мурманской области от Дата № **, в соответствии с приказом ФСБ России от Дата в результате реорганизации пограничных органов правопреемником войсковой части № ** с Дата определена Служба в г.Мурманске с переходом к ней всех прав и обязанностей реорганизуемого подразделения. Приказом ФСБ России от Дата с Дата Служба в г.Мурманске ПУ ФСБ России по Мурманской области реорганизована в городское подразделение ПУ ФСБ России по Мурманской области - отряд пограничных сторожевых кораблей, с переходом всех прав и обязанностей Службы государственному учреждению Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области».
Следовательно, государственное учреждение Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области», как правопреемник Службы в г.Мурманске с Дата, которая в свою очередь с Дата являлась правопреемником войсковой части № ** является надлежащим ответчиком по настоящему делу, несмотря на довод представителя ответчика об отсутствии между ними служебных правоотношений.
Таким образом, истица, проходившая военную службу в органах Федеральной службы безопасности РФ, в войсковой части № ** Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области, уволенная с военной службы в отставку в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 статьи 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» на основании заключения ВВК № ** от Дата, имеющая общую продолжительность военной службы .... лет .... месяцев .... дней, то есть менее 15 лет имеет право на выплату оклада по воинскому званию в течение одного года после увольнения в соответствии с приказом ФСБ РФ от 09.03.2007 года № 93, на основании приказа начальника Службы в г.Мурманске № ** от Дата с Дата по Дата.
Согласно карточек депонента № ** от Дата, № ** от Дата, № ** от Дата, № ** от Дата истице не выплачен оклад по воинскому званию за Дата, Дата, Дата и Дата в общей сумме .... рубль.
Вместе с тем, платежными поручениями № ** от Дата № ** от Дата, № ** от Дата, № ** от Дата оклад по воинскому званию за указанный период в сумме .... рубль перечислен в Мурманское отделение ОСБ № ** на счет Кузьмичевой С.А., соответствующий счету, указанному в ее сберегательной книжке, представленной суду.
Оснований не доверять представленным платежным документам у суда не имеется, поскольку они представлены в подлиннике, с отметками отделения по г.Мурманску УФК по Мурманской области, осуществлявшим перечисление денежных средств.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований о взыскании оклада по воинскому званию за Дата, Дата, Дата и Дата в общей сумме .... рубль у суда не имеется.
Не подлежит удовлетворению и требование Кузьмичевой С.А. о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса РФ и основанное на нормах Гражданского законодательства.
В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, как одно из основных начал гражданского законодательства.
Под равенством участников гражданских правоотношений следует понимать их юридическое (но не экономическое) равенство по отношению друг к другу, символизирующее наличие горизонтальных отношений между участниками, не находящимися в служебном и ином юридическом соподчинении.
Частями 1, 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, установлено, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Поскольку возникшие между сторонами правоотношения связаны с прохождением военной службы, основанной на служебном подчинении, правовое регулирование которой в области воинской обязанности в качестве ведущего в иерархии военно-служебного законодательства осуществляет Федеральный закон от 28.03.1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в силу статей 1, 2 Гражданского кодекса РФ действие гражданского законодательства на них не распространяются.
Кроме того, исходя из буквального толкования, статья 395 Гражданского кодекса РФ устанавливает положения, регулирующие частный случай ответственности за неисполнение обязательств, а именно ответственность за нарушение денежного обязательства, которое выступает всегда в одной лишь форме - как просрочка платежа, что также следует из разъяснения данного в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998 года в редакции от 04.12.2000 года «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами», согласно которым статья 395 Гражданского кодекса РФ предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, при этом положения данной статьи не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.
Денежным может быть как обязательство в целом (в договоре займа), так и обязанность одной из сторон в обязательстве (оплата товаров, работ или услуг).
Согласно статье 307 Гражданского кодекса РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Таким образом, понятие обязательства по смыслу гражданского законодательства являет собой определенное действие, сторонами которого выступают должник и кредитор. Тогда как, в рассматриваемых правоотношениях сторонами выступают военнослужащий и федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а обязанность по выплате оклада по воинскому званию, как мера социальной гарантии при досрочном увольнении военнослужащего с военной службы без его согласия возникает при наступлении определенных событий, а не в силу денежных обязательств. Следовательно, положение статьи 395 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей ответственность за не исполнение денежного обязательства, в данной ситуации не подлежит применению.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истица при подаче иска в суд понесла расходы по составлению искового заявления, оплаченные по квитанции к приходному кассовому ордеру № ** от Дата в сумме 3000 рублей, расходы по ксерокопированию, оплаченные по квитанции от Дата в сумме 15 рублей, а также расходы за услуги нотариуса в сумме 400 рублей, однако доказательств несения указанных расходов и их взаимосвязь с рассмотрением настоящего дела суду не представлено.
Руководствуясь статьей 94 Гражданского процессуального кодекса РФ и суд относит к необходимым расходам, связанным с рассмотрением данного дела расходы по составлению искового заявления и расходы по ксерокопированию в сумме 15 рублей, поскольку в материалы дела представлены подлинники квитанций, и несмотря на отсутствие в них прямого указания на настоящее дело, с учетом дат, позволяют признать, что указанные расходы понесены истицей именно в период подготовки предъявления заявленного иска.
Вместе с тем, с учетом требований разумности и справедливости, цены иска, сложности заявления, то обстоятельство, что исковое заявление содержит требования не подлежащие удовлетворению, наравне с требованиями которые могли быть удовлетворены, суд присуждает к возмещению с ответчика в пользу истицы расходы на составление искового заявления в размере 1000 рублей, а расходы по ксерокопированию в заявленном размере, поскольку исковые требования в части взыскания оклада по воинскому званию были удовлетворены после подачи искового заявления в суд.
Требования истицы о возврате государственной пошлины не подлежат удовлетворению, поскольку государственной пошлиной облагаются требования при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценки. Истицей произведена оплата за требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку эти требования не подлежат удовлетворению, оснований для возврата оплаченной государственной пошлины не имеется. Требования о взыскании оклада по воинскому званию за Дата, Дата, Дата и Дата в сумме .... рубль истицей государственной пошлиной не оплачивались, поскольку как ею указано, вытекают из трудовых правоотношений.
На основании подпункта «г» пункта 1 статьи 51 Федерального закона РФ от 28.03.1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», пункта 18 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», Приказа ФСБ РФ от 09.03.2007 года № 93 «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты оклада по воинскому званию военнослужащим органов Федеральной службы безопасности, проходившим военную службу по контракту, в течение одного года после увольнения с военной службы без права на пенсию», руководствуясь статьями 88, 94, 98, 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В иске Кузьмичевой С.А. к Государственному учреждению «Пограничное управление ФСБ РФ по Мурманской области» о взыскании денежных средств в сумме .... рубль, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 178 рублей 64 копейки - отказать.
Взыскать с Государственного учреждения «Пограничное управление ФСБ РФ по Мурманской области» в пользу Кузьмичевой С.А. судебные расходы в сумме 1015 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд в 10 дневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Мурманска.
Председательствующий