Восстановление на работе, оплата за вынужденный прогул, компенсация морального вреда.



Дело № 2-9288

Изготовлено 29 декабря 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2010 года

Октябрьский районный суд г. Мурманска

в составе: председательствующего судьи Дорошенко Г.В.

при секретаре Матюхиной А.В.,

с участием прокурора Хармич Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гудковой Л.А. к Баренцево-Беломорскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Гудкова Л.А. обратилась в суд с иском к Баренцево-Беломорскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о восстановлении ее на государственной должности ** Баренцева-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, взыскании компенсации морального вреда, возмещении расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указала, что приказом руководителя Баренцево-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № ** от Дата с Дата освобождена от занимаемой государственной должности ** по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона РФ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ.

Считает освобождение от занимаемой должности и увольнение незаконным по тем основаниям, что организационно-штатные мероприятия по сокращению трех структурных подразделений, в том числе отдела ***, проведенные ответчиком противоречат законодательству РФ и распорядительным документам вышестоящей организации, а именно Федеральному закону «О противодействии коррупции», приказу Росрыболовства от 12.01.2010 года № 6 «Об усилении мер по противодействию коррупции в территориальных и подведомственных организациях Федерального агентства по рыболовству и организации взаимодействия по противодействию коррупции центрального аппарата с территориальными управлениями и подведомственными организациями» по введению дополнительно в кадровые подразделения территориальных органов Росрыболовства по одной штатной единице за счет штата территориальных управлений с соответствующими должностными обязанностями, «Национальному плану противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы», утвержденному Президентом РФ от 31.07.2008 года N Пр-1568.

Вопреки требованиям и нормам федерального законодательства, Указов Президента РФ, Типового положения о подразделении и по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа, приказа Росрыболовства от 12.01.2010 года № 6, Планов противодействия коррупции в деятельности Росрыболовства и Баренцево-Беломорского территориального управления, Протокола совещания у руководителя Федерального агентства по рыболовству от 02.07.2010 года № 120, ответчик при введении нового штатного расписания, с Дата отдела *** был исключен, а вакантная должность главного специалиста-эксперта, в функциональные обязанности, которой входила вся работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, была выведена из штатного расписания Управления.

Приказ руководителя Управления № ** от Дата, которым с Дата вводилось новое штатное расписание, где были исключены три структурных подразделения не мотивирован.

Незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред, получив уведомление о предстоящем сокращении она перенесла глубокие нравственные страдания, вследствие чего заболела и была вынуждена обратиться за получением медицинской помощи. Тяжело страдая, она болела по Дата.

Просит восстановить ее на службе в прежней должности с Дата, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей, и возместить расходы на оказание юридической помощи в размере 10 000 рублей.

В судебном заседании истица и ее представитель Миронюк В.М. не оспаривая соблюдение процедуры сокращения и действительность ее проведения, на удовлетворении требований настаивали.

Представители ответчика - Баренцево-Беломорское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, в обоснование возражений указали, что увольнение истицы произведено с соблюдением требований закона, все причитающиеся к выплате денежные средства выплачены при увольнении, просили в иске отказать.

Суд, выслушав пояснения истца, его представителя, представителей ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, считает, исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27.07.2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ 27.07.2004 года N 79-ФЗ предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий).

Исходя из статьи 73 комментируемого закона, Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В пункте 6 части 1 статьи 33 Федерального закона 27.07.2004 года N 79-ФЗ, одним из оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы предусмотрен отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).

В судебном заседании установлено, что Гудкова Л.А. с Дата состояла на государственной гражданской службе в Баренцево-Балтийском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству.

В соответствии со срочным служебным контрактом замещала государственную должность федеральной государственной гражданской службы - **, приказом № ** от Дата уволена по истечении срока действия срочного служебного контракта.

Дата, приказом руководителя Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства № ** от Дата по результатам конкурса вновь принята на федеральную государственную гражданскую службу на государственную должность - **. Дата представителем нанимателя - руководителем Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства с ней заключен служебный контракт № ** на неопределенный срок.

Приказом руководителя Баренцево-Беломорского территориального управления Госкомрыболовства России № ** от Дата с согласия Гудковой Л.А. в связи с изменением организационной структуры и штатной численности управления, утверждением нового штатного расписания с Дата переведена на должность гражданской службы - **, Дата с Гудковой Л.А. заключено дополнительное соглашение № ** от Дата к служебному контракту № **.

В связи с преобразованием с Дата отдела **** и сокращением замещаемой ею должности гражданской службы ** с согласия Гудковой Л.А. , приказом руководителя управления № ** от Дата переведена на должность гражданской службы **, заключено дополнительное соглашение № ** от Дата и дополнительное соглашение № ** от Дата.

Приказом № ** от Дата действие служебного контракта № ** от Дата прекращено, Гудкова Л.А. с Дата освобождена от замещаемой должности ** и уволена по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона РФ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ.

Пленум Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года N 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» в пункте 30 разъясняет, что при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы регламентированы статьей 31 указанного Федерального закона.

Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы статьей 33 Федерального закона.

По смыслу приведенных норм Федерального закона, освобождение гражданского служащего от замещаемой должности и увольнение его с гражданской службы в случае сокращения будет являться правомерным при наличии следующих условий:

если сокращение должностей гражданской службы в государственном органе действительно (реально) имело место;

если гражданский служащий не имел преимущественного права на замещение иной должности гражданской службы в соответствии с частью 7 комментируемой статьи;

если гражданский служащий заранее, за 2 месяца до сокращения, в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи был предупрежден письменно о предстоящем сокращении;

если профсоюзный орган в соответствии со статьей 38 Закона был своевременно проинформирован о предстоящем сокращении соответствующей должности гражданской службы;

если отсутствовала возможность предоставления гражданскому служащему иной должности гражданской службы в том же либо в другом государственном органе, или прохождения профессиональной переподготовки, или повышения квалификации либо он отказался от предложенной должности.

Приказом Федерального агентства по рыболовству от 24.12.2008 года № 455 утверждено Положение о Баренцево-Беломорском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, которое определяет основные полномочия и организацию деятельности Управления.

Разделом 3 Положения «организация деятельности» установлено, что Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Агентства.

Согласно пунктов 13.3, 13.6 Положения руководитель управления назначает на должность и освобождает от должности работников Управления, утверждает структуру и штатное расписание Управления в пределах установленных Агентством фонда оплаты труда и численности работников.

В штатном расписании на Дата, утвержденном руководителем управления Дата и согласованном с заместителем руководителя Федерального агентства по Рыболовству имелось .... отделов и .... человек в штате, в том числе отдел ***, должность ** в котором замещала Гудковой Л.А.

Приказом руководителя управления № ** от Дата «О структуре и штатной численности Баренцево-Беломорского управления Федерального агентства по рыболовству» утверждено и с Дата вводилось в действие штатное расписание, согласованное с заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству, в котором исключены три структурных подразделения: отдел ***, ****** отдел и ******* отдел, одновременно образован отдел *****.

То обстоятельство, что сокращение федеральных государственных служащих действительно планировалось, следует из переписки Федерального агентства по рыболовству в которых просили приостановить набор сотрудников на вакантные должности до особого распоряжения, ограничить прием сотрудников территориальных управлений на федеральную государственную гражданскую службу, конкурсы на замещение вакантных должностей проводить с письменного согласия отдела государственной службы и кадров.

Таким образом, приказ № ** от Дата «О структуре и штатной численности Баренцево-Беломорского управления Федерального агентства по рыболовству» издан руководителем территориального управления в соответствии с предоставленными ему Положением полномочиями и изменял структуру территориального управления. При этом штатная численность управления оставалась неизменной.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона Дата Гудковой Л.А. вручено уведомление о введении нового штатного расписания и предстоящем сокращении замещаемой ею должности гражданской службы **, одновременно, предложена должность гражданской службы ********, от которой истица отказалась, что подтверждается ее росписью в уведомлении от Дата.

В течение двухмесячного срока после предупреждения о сокращении Гудковой Л.А. еще дважды Дата и Дата ей предлагались вакантные должности, приведенные в перечнях на Дата и Дата, с перечнями предлагаемых должностей истица ознакомлена и от замещения предлагаемых должностей отказалась, проставив под каждым свою роспись в уведомлении.

Информирование выборного профсоюзного органа при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со статьей 33 Федерального закона представителем нанимателя не требовалось, поскольку в Баренцево-Беломорском территориальном управлении профсоюзный орган отсутствует.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что фактически на основании приказа руководителя управления № ** от Дата «О структуре и штатной численности Баренцево-Беломорского управления Федерального агентства по рыболовству» действительно имели место организационно-штатные мероприятия, проводимые в соответствии со статьей 31 Федерального закона РФ в результате которых изменялась структура управления: исключены три одела и образован один новый отдел. Нарушений по процедуре проведения сокращения не установлено и истицей не оспаривалось.

В соответствии с частью 4 Федерального закона, в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Оснований, предусмотренных частью 1 статьи 31 Федерального закона РФ для продолжения государственно-служебных отношений с истицей, замещающей сокращаемую должность гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы не установлено, поскольку истица от предлагаемых ей должностей гражданской службы отказалась.

При таких обстоятельствах, увольнение истицы и прекращение с ней служебного контракта по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ соответствует положениям статьи 31 Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона РФ, прекращение служебного контракта с гражданским служащим, освобождение его от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Федеральный закон от Дата N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержит специальной статьи о порядке прекращения служебного контракта с гражданским служащим, освобождения его от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. В силу статьи 73 федерального закона данные вопросы могут регулироваться нормами Трудового кодекса РФ. В частности, статья 84.1 Трудового кодекса РФ устанавливает общий порядок оформления прекращения трудового договора работодателем. Данные нормы применимы к порядку прекращения служебного контракта и увольнения гражданского служащего представителем нанимателя.

В соответствии со статьей 84.1 Трудового кодекса РФ, прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись.

В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.

Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).

В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.

С приказом № ** -лс от Дата о прекращении служебного контракта с гражданским служащим, Гудкова Л.А. ознакомлена под роспись Дата, проставленной в приказе.

После прекращения действия служебного контракта, освобождения Гудковой Л.А. от занимаемой должности ** с Дата и увольнении с истицей произведен окончательный расчет, всех причитающихся к выплате сумм, включая выплат, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Таким образом, представителем нанимателя при увольнении Гудковой Л.А. соблюдены положения статьи 84.1 Трудового кодекса РФ.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Действительность проведения в Баренцево-Балтийском территориальном управлении сокращения должностей федеральной государственной гражданской службы нашло свое подтверждение, нарушений порядка увольнения по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ со стороны ответчика судом не установлено.

Оценив на основе полного, объективного всестороннего исследования всех материалов дела позицию каждой стороны, относимость, допустимость, достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что увольнение истицы произведено на основании закона, порядок и сроки увольнения ответчиками соблюдены. Поэтому оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о восстановлении на государственной должности начальника государственной службы и кадров Баренцева-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, не имеется.

Поскольку увольнение гражданского служащего произведено в соответствии с требованиями закона, нарушений трудовых прав истицы в действиях нанимателя не установлено, требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

Расходы на оплату услуг представителя возмещению истице с ответчика не подлежат в силу статьи 100 Гражданского процессуального кодекса РФ.

На основании статей 31, 33, 38 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» статей 84.1, 237 Трудового кодекса РФ, руководствуясь статьями 56, 60, 67, 100, 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Гудковой Л.А. к Баренцево-Беломорскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Мурманский областной суд в 10-дневный срок через Октябрьский районный суд г.Мурманска со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: Г.В. Дорошенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200