Изготовлено 12 января 2011 года
Дело №2-8806/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2010 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего - судьи Кулдыкина А.В.,
при секретаре - Солдатовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского административного округа г.Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению города Мурманска средняя общеобразовательная школа № **, Администрации города Мурманска, Комитету по образованию администрации г.Мурманска о возложении обязанности по совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Ленинского административного округа города Мурманска обратился в суд с указанным иском к муниципальному общеобразовательному учреждению города Мурманска средняя общеобразовательная школа № ** (далее - МОУ СОШ № **), администрации города Мурманска, Комитету по образованию администрации г. Мурманска о возложении обязанности по совершению определенных действий.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой округа проверкой установлено, что в МОУ СОШ № ** отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий, предназначенный для организации обучения учащихся школы начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащей организации учебно-материальной базы и оказывает негативное влияние на уровень подготовки обучающихся к военной службе. Просит суд возложить на администрацию города Мурманска, комитет по образованию администрации города Мурманска обязанность по организации в срок до Дата выполнения работ по установке в МОУ СОШ № ** спортивного городка с элементами полосы препятствий. Обязать МОУ СОШ № ** установить спортивный городок с элементами полосы препятствий в срок до Дата.
В период нахождения дела в производстве суда от истца поступило уточненное исковое заявление, согласно которому просил установить срок выполнения требований до Дата.
В судебном заседании помощник прокурора Вершинина М.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований с учетом уточненного искового заявления.
Представитель МОУ СОШ № ** с заявленным иском не согласилась. В обоснование возражений указала, что в школе профильных классов по программам предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» не имеется, необходимости в полосе препятствия не имеется. Кроме того, у школы скальный грунт, что затрудняет установку городка. В целях выполнения учебной программы по ОБЖ при отсутствии на территории школы спортивной площадки с элементами полосы препятствий занятия проводились на территории площадки школы № **, с которой заключен договор. По распоряжению городского военкомата заключен договор с воинской частью, где имеется полоса препятствий, оборудованная по ГОСТУ, в которой проходят сборы учеников 10 классов. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации города Мурманска в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку решение вопросов в сфере образования в структуре органов местного самоуправления муниципального образования город Мурманск возложено на Комитет по образованию города Мурманска.
Представитель Комитета по образованию администрации города Мурманска исковые требования не признал. В обоснование возражений пояснил, что занятия специальными упражнениями, в которые входят упражнения на специальных снарядах, плавание, марш-броски, спортивное ориентирование, преодоление полос препятствий и другие предусмотрены как элементы начальной подготовки исключительно в рамках изучения основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне среднего (полного) общего образования, как это установлено приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». МОУ СОШ № ** не ведет профильное обучение по программам предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». В нормативно-правовых актах отсутвует точное определение элементов полосы препятствий и отсутствуют требования к техническому состоянию спортгородка, что существенно осложняет исполнение возможного решения суда. Спортгородок с полосой препятствий для целей подготовки по основам военной службы используется только во время учебных сборов обучающихся мужского пола, необходимы только в кадетский корпусах. Сборы проводятся не в самом образовательном учреждении, а как это предусмотрено пунктом 33 Инструкции на базе воинских частей. МОУ СОШ № ** имеет профильное направление химико-образовательное, в связи с чем, в установке спортивного городка нет необходимости. В настоящее время не утверждены образовательные стандарты и в соответствии с частью 3 статьи 17 ФЗ от 01.12.2007 года №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта, лица, зачисленные в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами до 31 декабря 2010 года, будут обучаться в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения. С учетом изложенного, просит в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.
Согласно статье 11 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает, в том числе: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.
Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статьям 12 и 13 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
На основании пунктов 2, 3, 4, 5, 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441, обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает, в том числе: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности (далее именуются - учебные пункты).
Получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах.
Граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации.
Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.
Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" Приказом от 24.02.2010 года Министерства обороны Российской Федерации № 96 и Министерства образования и науки Российской Федерации № 134 утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.
Согласно пунктам 13 и 14 указанной Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения <*>, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Согласно материалам дела, пояснениям участников процесса МОУ СОШ № ** не оборудована спортивным городком с элементами полосы препятствий, что противоречит действующему законодательству.
Об этом свидетельствует объяснение директора МОУ СОШ № **, данных старшему помощнику прокурора Ленинского АО г. Мурманска в рамках проведенной проверки, пояснения сторон, данных в ходе настоящего судебного заседания.
Доводы представителя Комитета по образованию администрации города Мурманска о том, что занятия специальными упражнениями, в которые входят упражнения на специальных снарядах, плавание, марш-броски, спортивное ориентирование, преодоление полос препятствий и другие предусмотрены как элементы начальной подготовки исключительно в рамках изучения основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне среднего (полного) общего образования, как это установлено приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», а МОУ СОШ № ** не ведет профильное обучение по программам предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», соответственно, данное общеобразовательное учреждение не должно быть оборудовано спортивным городком с элементами полосы препятствий, суд находит несостоятельными.
Действительно, приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 был утвержден федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Согласно данному правовому акту среднее (полное) общее образование - третья, завершающая ступень общего образования.
Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях - базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако, они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Общеобразовательные учреждения исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) самостоятельно формируют профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях).
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования установлен по следующим учебным предметам: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и ИКТ, История, Обществознание, Экономика, Право, География, Биология, Физика, Химия, Естествознание, Мировая художественная культура, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура.
В рамках учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности предусмотрен профильный уровень среднего (полного) общего образования, согласно которому обязательный минимум содержания основных образовательных программ по элементам начальной военной подготовки должен предусматривать: Основы строевой подготовки. Строевые приемы и движения с оружием и без оружия. Строй отделения: развернутый, походный. Основы огневой подготовки. Назначение и боевые свойства личного оружия. Порядок неполной разборки и сборки оружия (на примере автомата Калашникова). Приемы и правила стрельбы. Выполнение начального упражнения стрельбы из автомата на базе воинской части. Основы тактической подготовки. Обязанности солдата в бою. Способы метания ручных осколочных и противотанковых гранат. Способы ориентирования на местности. Движение по азимуту. Основы технической и прикладной физической подготовки, занятия специальными упражнениями (упражнения на специальных снарядах, преодоление полос препятствий, плавание, марш-броски, спортивное ориентирование и др.).
В рамках учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности по базовому уровню среднего (полного) общего образования обязательный минимум содержания основных образовательных программ не содержит вышеуказанных элементов начальной военной подготовки, в том числе преодоления полос препятствий.
Согласно Учебному плану 3 ступени МОУ СОШ № № ** на Дата-Дата учебные годы обучение Основам безопасности жизнедеятельности предусмотрено только по базовому уровню.
Вместе с тем для разрешения настоящего иска существенное значение имеют следующие обстоятельства.
До настоящего времени федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования, в соответствии с которыми могло бы предусматриваться получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны, прохождение подготовки по основам военной службы, не приняты.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3 и 8 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года № 142, Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.
Независимая экспертиза проектов стандартов проводится в 14-дневный срок со дня их получения из Министерства образования и науки Российской Федерации: Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - по проектам стандартов среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования в части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе.
По результатам независимой экспертизы в Министерство образования и науки Российской Федерации направляется экспертное заключение, подписанное руководителем организации или органа, проводивших экспертизу, или уполномоченным им лицом (далее - экспертное заключение).
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В данном случае, суд полагает, что по своему характеру, сфере и методу регулирования отношений федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования должен приниматься в виде нормативного правового акта, который подлежит обязательной государственной регистрации и обязательному официальному опубликованию для всеобщего сведения.
Согласно пунктам 2 и 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.
Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также, если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пунктам 10, 11, 17 Правил, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Как следует из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2004 года № ГКПИ2004-1284 Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" по своей форме не может считаться нормативным правовым актом, поскольку он не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ и официально не опубликован.
Кроме того, анализ данного правового акта не позволяет утверждать, что он прошел соответствующую независимую экспертизу в Министерстве обороны Российской Федерации в части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе.
Таким образом, суд полагает, что по порядку и форме принятия данный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом с нарушениями действующего законодательства, в силу чего не является нормативным и не обладает обязательными признаками, присущими федеральному государственному образовательному стандарту.
Более того, согласно пункту 3 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом от 24.02.2010 года Министерства обороны Российской Федерации № 96 и Министерства образования и науки Российской Федерации № 134, задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются: формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения.
Данный объем обучения относится к элементам начальной военной подготовки и, как следует из Инструкции, является обязательным и соотносится с требованием пункта 14 данного нормативного акта, предусматривающим создание в образовательных учреждениях учебно-материальной базы, включающей в себя, в том числе спортивный городок с элементами полосы препятствий.
Однако, как уже указывалось выше, Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" предусматривает обучение элементам начальной военной подготовке в рамках учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности только по профильному уровню, который является не обязательным в образовательном процессе, чем неправомерно допускает снижение уровня подготовки учащихся по вопросам, касающимся подготовки граждан к военной службе, обучающимся в рамках указанного учебного предмета по базовому уровню.
Судом при принятии решения также учитывается, что согласно Приказу Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" в рамках учебного предмета Физическая культура по базовому уровню, которой в данном случае согласно Учебному плану предусмотрен в МОУ СОШ № **, предусмотрено обучение по прикладной физической подготовке с использованием полос препятствий.
Согласно пункту 4 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Согласно пункту 9 Инструкции, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
Согласно пунктам 1.2, 3.13 Положения о комитете по образованию администрации города Мурманска, утвержденного постановлением администрации города Мурманска № 359 от 03.03.2009 года, Комитет является структурным подразделением администрации города Мурманска, обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, организует совместную деятельность со структурными подразделениями администрации города по вопросам воспитания и содержания детей и школьников.
При указанных обстоятельствах и требованиях законодательства, настоящие исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Мурманска к Муниципальному общеобразовательному учреждению города Мурманска средняя общеобразовательная школа № **, Администрации города Мурманска, Комитету по образованию администрации города Мурманска заявлены в соответствии с действующим законодательством, являются правомерными и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на Администрацию города Мурманска и Комитет по образованию города Мурманска обязанность по организации в срок до Дата выполнения работ по установке в Муниципальном общеобразовательном учреждении города Мурманска средняя общеобразовательная школа № ** спортивного городка с элементами полосы препятствий и обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение города Мурманска средняя общеобразовательная школа № ** в срок до Дата установить спортивный городок с элементами полосы препятствий.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению города Мурманска средняя общеобразовательная школа № **, Администрации города Мурманска, Комитету по образованию администрации города Мурманска о возложении обязанности по совершению определенных действий, удовлетворить.
Возложить на Администрацию города Мурманска и Комитет по образованию города Мурманска обязанность по организации в срок до Дата выполнения работ по установке в Муниципальном общеобразовательном учреждении города Мурманска средняя общеобразовательная школа № ** спортивного городка с элементами полосы препятствий.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение города Мурманска средняя общеобразовательная школа № ** в срок до Дата установить спортивный городок с элементами полосы препятствий.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней.
Председательствующий А.В. Кулдыкин