Изготовлено 14 января 2011 года
Дело №2-9274
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2010 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Кулдыкина А.В.,
при секретаре Солдатовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Мурманское издательское - полиграфическое предприятие «Север» об обязании разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
установил:
Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с данным исковым заявлением к ОАО «Мурманское издательское - полиграфическое предприятие «Север» (далее - ОАО МИПП «Север»), в обоснование указав, что в ходе проведенной природоохранной прокуратурой проверки исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в МИПП «Север» установлено, что в нарушение требования законодательства ОАО МИПП «Север» производит выброс загрязняющих веществ в атмосферу из стационарных источников - система вентиляции помещения полиграфического цеха, передвижных источников -автотранспорт, при этом, проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу не разработан. Кроме того, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в отсутствие соответствующего разрешения, инвентаризация выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не проведена.
В результате бездействия ОАО МИПП «Север» нарушается конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечение экологической безопасности, а также защиты правовых основ государственной политики, исходя из которой ценность сохранения природы и окружающей среды должны определяться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан.
Истец просит суд обязать ОАО МИПП «Север» в срок до Дата разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов
вредных веществ в атмосферу, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив срок исполнения обязанностей по выполнению требований природоохранного законодательства - до Дата.
Представитель третьего лица - Комитета природопользования и экологии Мурманской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался судом надлежащим образом.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела по существу, в судебное заседание не явился, направив в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что исковые требования признают в полном объеме.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, кроме прочего, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, а также презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Статьей 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны в том числе: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В силу п. 4 ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В судебном заседании установлено, что ОАО МИПП «Север» осуществляет полиграфическую деятельность.
Предпринимательская деятельность ОАО МИПП «Север» осуществляется в помещениях: административное здание , общей площадью .... кв.м., расположенное по адресу: ....; часть производственного здания , общей площадью .... кв.м., расположенное по адресу: ...., принадлежащих Обществу на праве собственности.
Согласно акту проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от Дата в результате деятельности ОАО МИПП «Север» осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, образование отходов производства и потребления. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу производится из стационарных источников - система вентиляции помещения полиграфического цеха, передвижных источников - автотранспорт. При этом проект ПДВ и разрешение на выброс отсутствуют, проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух утратил свое действие в Дата. Инвентаризация выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не проведена. В ходе проверки установлен факт образования и накопления 11 видов опасных отходов: ртутные лампы, люминесцентные трубки, кислота аккумуляторная, ветошь промасленная и др. Паспорта на опасные виды отходов разработаны.
Таким образом, суд полагает установленным факт бездействияОАО МИПП «Север» в области природоохранного законодательства, а требования природоохранной прокуратуры обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Мурманское издательское - полиграфическое предприятие «Север» об обязании разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Мурманское издательское -полиграфическое предприятие «Север» в срок до Дата разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней.
Председательствующий А.В. Кулдыкин