Изготовлено: 17 февраля 2011 года
Дело №2-705/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего судьи Свиридовой Ж.А.,
с участием прокурора Евсюковой Е.А.,
при секретаре Балакшиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зарипова Э.И. об оспаривании решения Мурманской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов города Мурманска четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу №7,
УСТАНОВИЛ:
Зарипов Э.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Мурманской территориальной избирательной комиссии № ** от Дата об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов города Мурманска четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу №7.
В обоснование заявления указал, что избирательная комиссия забраковала в подписных листах 48 подписей из 48-ми со ссылкой на отсутствие в сведениях у сборщика подписей указания на субъект Федерации - «Мурманская область». В подписном листе его адрес указан: ..... Считает, что отсутствие указания в подписном листе на Мурманскую область, не является существенным нарушением, влекущим отказ в регистрации. Кроме того, полагает, что адрес места жительства сборщика подписей в подписном листе должен совпадать только со штампом регистрации указанном в его паспорте. Просит суд отменить решение Мурманской территориальной избирательной комиссии № ** от Дата и зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета депутатов города Мурманска.
В судебном заседании Зарипов Э.И. настаивал на удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Мурманской территориальной избирательной комиссии Виденеева С.Ю. не согласилась с доводами заявителя. В обоснование возражений указала, что Дата заявитель представил в Мурманскую территориальную избирательную комиссию документы, предусмотренные пунктами 1-3 статьи 17 Закона Мурманской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований». Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты, определено решением Мурманской территориальной избирательной комиссии от Дата № **, и для избирательного округа № ** составляет 44 подписи. Среди прочих документов Зарипов Э.И. сдал в Мурманскую территориальную избирательную комиссию 48 подписей избирателей в поддержку выдвижения. По результатам проверки подписей, представленных Зариповым Э.И., рабочая группа признала недействительными все 48 подписей избирателей. Все 48 подписей избирателей признаны недействительными в связи с тем, что в сведениях о месте жительства лица, осуществляющего сбор подписей, не указано наименование субъекта Российской Федерации. Дата рабочая группа избирательной комиссии составила итоговый протокол, копия которого в тот же день вручена Зарипову Э.И.. Поскольку недостатки не устранены, Дата Мурманская территориальная избирательная комиссия приняла решение № ** об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Зарипова Э.И. в связи с недостаточным количеством действительных подписей избирателей, представленных для регистрации. Копия решения вручена заявителю. Действия и решения Мурманской территориальной избирательной комиссии по приему и проверке документов, отказу в регистрации соответствуют действующему законодательству, просит в удовлетворении заявления Зарипова Э.И. отказать.
Выслушав заявителя, представителя Мурманской территориальной избирательной комиссии, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не обоснованным, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Порядок рассмотрения заявлений кандидатов в депутаты, считающих, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии нарушаются их избирательные права, регулируется главой 26 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой кандидат вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, в течение десяти дней со дня принятия оспариваемого решения.
Порядок проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Мурманской области определяется Законом Мурманской области № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» (далее, по тексту - ЗМО).
В силу статьи 20 ЗМО, в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей. Сбор подписей осуществляется в период, установленный пунктом 11 статьи 17 ЗМО. Сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата может начинаться со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не менее десяти подписей.
Как установлено судом, Дата Зарипов Э.И. представил в Мурманскую территориальную избирательную комиссию документы для выдвижения своей кандидатуры в депутаты, и с этого времени приобрел статус кандидата в депутаты по двухмандатному избирательному округу №7.
Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты, определено решением Мурманской территориальной избирательной комиссии от Дата № ** и составляет 44 подписей.
Согласно пункту 2 статьи 21 ЗМО, количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено Федеральным законом.
Дата Зарипов Э.И. сдал в Мурманскую территориальную избирательную комиссию документы для регистрации, в том числе подписные листы с 48-ю подписями избирателей в поддержку выдвижения.
Дата Мурманская территориальная избирательная комиссия приняла решение № ** об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Зарипову Э.И. в связи с недостаточным количеством действительных подписей избирателей, представленных для регистрации.
При проверке законности и обоснованности оспариваемого решения суд исходит из следующего:
В силу подпункта 7 пункта 25 статьи 21 ЗМО, в соответствии с Федеральным законом одним из оснований отказа в регистрации кандидата, является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 21 ЗМО, регистрация кандидата не производится, если количество представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.
В пункте 9 статьи 21 ЗМО указано, при каких обстоятельствах подписи считаются недействительными.
По результатам проверки подписей, представленных Зариповым Э.И. Мурманская избирательная комиссия признала недействительными все 48 подписей в подписных листах кандидата, так как отсутствовали сведения из требуемых ЗМО о лице, осуществляющем сбор подписей. Анализируя указанные основания на основании норм права, суд соглашается с доводами избирательной комиссии.
В силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» одним из оснований для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Подпунктом 7 пункта 25 статьи 21 ЗМО также установлено, что недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата является основаниями отказа в регистрации кандидата.
Во всех подписных листах кандидата Зарипова Э.И. в сведениях о месте жительства лица, осуществляющих сбор подписей избирателей, не указано наименование субъекта Российской Федерации.
Установление формы подписного листа и порядка его заверения отнесено к компетенции закона субъекта Российской Федерации. В соответствии с положениями пункта 3 статьи 20 Закона Мурманской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях 3, 4.
Подпунктом 11 пункта 9 статьи 21 ЗМО установлено, что недействительными признаются подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 3 и 4 к ЗМО.
Из приложения № 4 ЗМО следует, что лицо, удостоверяющее подписной лист, указывает фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дата выдачи паспорта или документа, его заменяющего, с указанием наименования и кода выдавшего его органа, собственноручную подпись лица и дату ее внесения.
Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в пункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При этом в пункте 5 части 1 ЗМО указано, что основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Следовательно, избирательная комиссия вправе была сделать вывод о недействительности всех 48-ми представленных Зариповым Э.И. подписей.
Рабочая группа Мурманской территориальной избирательной комиссии по окончанию проверки подписных листов в полном соответствии с требованиями пункта 14 статьи 21 ЗМО составила итоговый протокол, в котором указала количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Копия протокола Дата, то есть не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вручена кандидату Зарипову Э.И.. В срок до Дата Зарипов Э.И. недостатки не устранил.
С учетом того, что представленные Зариповым Э.И. в поддержку выдвижения подписи являются недействительными, решение Мурманской территориальной избирательной комиссии № ** об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Зарипова Э.И. в связи с недостаточным количеством действительных подписей избирателей, представленных для регистрации, представляется суду обоснованным, принятым в рамках закона и в пределах полномочий избирательной комиссии. Оснований для отмены оспариваемого решения суд не усматривает.
На основании пункта 11 статьи 17, пунктов 1, 2,3,8 статьи 20, пунктов 9, 14, 24, 25 статьи 21 Закона Мурманской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований», руководствуясь статьями 259-261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Зарипова Э.И. об отмене решения Мурманской территориальной избирательной комиссии № ** от Дата об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов города Мурманска четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу №7 оставить без удовлетворения.
Решение Мурманской территориальной избирательной комиссии № ** от Дата признать законным и обоснованным, принятым в пределах полномочий комиссии.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд города Мурманска в течение 05 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: Свиридова Ж.А.