Признание незаконным бездействие Администрации г. Мурманска и обязание принять в муниципальную собственность здание общежития.



Дело № 2-19/2011

Изготовлено 07 февраля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 февраля 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего - судьи Бойко Л.Н.,

при секретаре Ереминой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным отказа администрации города Мурманска в согласовании передачи здания общежития в муниципальную собственность, понуждении согласовать передачу здания общежития по адресу: .... в муниципальную собственность

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска обратился в суд с иском о признании незаконным отказа администрации города Мурманска в согласовании передачи здания общежития в муниципальную собственность, понуждении согласовать передачу здания общежития по адресу: .... и .... в муниципальную собственность.

В период производства по делу, прокурор отказался от иска в части передачи в муниципальную собственность здания общежития по ..... Определением суда отказ от иска принят и производство по делу прекращено в части.

Также прокурор изменил в период производства по делу предмет иска (л.д. 79-82).

Свои уточненные требования обосновывал тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой установлено, что на основании распоряжений территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области за ***** на праве оперативного управления закреплено федеральное имущество - здание общежития по адресу: ...., которое находятся на балансе *****. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество. Согласие ******* на передачу указанных объектов жилищно-коммунального назначения в муниципальную собственность дано ***** Дата. Однако, необходимых действий по принятию в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, органами местного самоуправления города Мурманска не производилось, и до настоящего времени не производится. На обращения ***** по этому вопросу администрация города Мурманска сообщила, что для передачи в собственность муниципального образования город Мурманск, федерального имущества необходимо выполнить ряд действий в соответствии с постановлением правительства РФ от 13.06.2006 № 374. Также в данном письме сообщалось, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, и ***** было предложено исключить здание общежития из специализированного жилого фонда. Просит признать незаконными бездействие администрации города Мурманска в части непринятия администрацией города Мурманска мер к принятию в муниципальную собственность здания общежития по адресу: .... обязать администрацию города Мурманска принять в муниципальную собственность здание общежития.

В судебное заседание прокурор настаивала на уточненном иске в полном объеме.

Представитель администрации города Мурманска иск не признала. Указала, что администрация города Мурманска осуществляет свои полномочия собственника через отраслевые и территориальные структурные подразделения, а органом, уполномоченным собственником на управление и распоряжение объектами муниципальной собственности является комитет имущественных отношений. По мнению комитета имущественных отношений, иск заявлен необоснованно, т.к. общежития могут находиться не только в муниципальной, но и государственной собственности. Если специализированный жилищный фонд передается в муниципальную собственность, ***** необходимо принять меры к отселению лиц, занимающих в нем жилые помещения или обеспечить исключение из специализированного жилищного фонда предлагаемых к передаче жилых помещений. ***** обязано обеспечить надлежащее состояние передаваемого имущества, при необходимости осуществить его капитальный ремонт или предусмотреть финансирование муниципалитете для указанных мероприятий. Помимо этого, не доказана объективная необходимость такой передачи. Также считает, что в указанном общежитии проживает вполне определенный круг лиц, поэтому исковое заявление прокурором в защиту неопределенного круга лиц подано неправомерно.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом представило отзыв, из которого следует, что объект недвижимого имущества - общежитие, расположенное по адресу: ...., учтен в реестре федерального имущества и закреплен па нраве оперативного управления за государственным учреждением *****. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 г. N 374 для принятия федеральным органом государственной власти решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность необходимо предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче федерального имущества в муниципальную собственность. Доказательств того, что уполномоченным органом решение о передаче спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность было принято, отсутствуют. Таким образом, государственное имущество не может считаться разграниченным с момента вступления в силу Постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1, поскольку этим же правовым актом предусмотрена обязанность передачи объектов в соответствии с установленным порядком. Такой порядок в настоящее время установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и предусматривает принятие соответствующего решения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, которое в отношении спорного имущества на основании обращения администрации г. Мурманска не принималось.

Представитель третьего лица - ***** поддержал исковые требования прокурора.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Как установлено судом, на основании распоряжений территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области за ***** на праве оперативного управления закреплено федеральное имущество - здание общежития по адресу: .....

В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...», находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также, если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных ст.50 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При этом решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» и приложения № 3 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, в том числе жилищный и нежилой фонд городов независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Таким образом, здание общежития по адресу: .... не может находится в федеральной собственности и подлежит передаче муниципальному образованию в соответствии с п.11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ.

В целях реализаций требований части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 утвержден Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 указанного Перечня для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность необходимо в том числе, согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.

Согласно пункта 4 Перечня, предложения субъекта Российской Федерации и муниципального образования о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность и передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность направляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления соответственно.

В силу положений указанных правовых норм, в системе действующего правового регулирования необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, требует согласованных действий органов местного самоуправления и органов государственной власти Российской Федерации, поскольку процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.

Таким образом, для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную, необходимо волеизъявление (согласие, заявление, разрешение) органов местного самоуправления.

Как следует из информации *****, во исполнение требований действующего законодательства ***** подготовлен и сформирован полный пакет правоустанавливающих документов на объект недвижимости «Общежитие № **» (....) для передачи его в муниципальную собственность.

Вместе с тем, на этапе обращения ***** к главе администрации города Мурманска о согласовании передачи здания общежития на баланс города получен официальный ответ о невозможности приема в муниципальную собственность данного имущества, в связи с тем, что здание общежития отнесено к специализированному жилищному фонду.

Таким образом, фактически муниципальное образование не желает согласовать получение в муниципальную собственность здания, которое в силу прямого указания в законе не может находиться в федеральной собственности, и это обстоятельство препятствует реализации закона и передаче имущества в федеральную собственность.

Что касается доводов администрации города о незаконности обращения прокурора в суд, то судом дана этим доводам оценка в определении от Дата, которое вступило в законную силу.

При таких обстоятельствах, требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

На основании п. 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, пункта 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 и Приложения № 3 к Постановлению, пункта 1, 4 Постановления Правительства РФ от 13 июня 2006 года № 374, руководствуясь статьями 194-197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации города Мурманска в согласовании передачи здания общежития по .... в муниципальную собственность.

Обязать администрацию города Мурманска согласовать передачу здания общежития по адресу: .... в муниципальную собственность.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в 10-дневный срок.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий: Л.Н. Бойко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200