Дело № 2-361
Изготовлено 09 февраля 2011 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2011 года Октябрьский суд города Мурманска
в составе: председательствующего - федерального судьи Бойко Л.Н.,
при секретаре Ереминой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Соловьева Е.И. об оспаривании решения призывной комиссии и военного комиссариата города Мурманска о призыве на военную службу, понуждении предоставить отсрочку от призыва
УСТАНОВИЛ:
Соловьев Е.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии от Дата № **, которым он был призван на срочную военную службу в части ВМФ.
В обоснование заявления указал, что с Дата он проходит службу в УВД по Мурманской области, с Дата по настоящее время является аттестованным сотрудником - ****** отдела милиции № ** УВД по городу Мурманску, имеет специальное звание *****. Дата ему позвонили из отдела военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманск и поручили принести копии документов. Дата в отделе военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманску ему вручили повестку с требованием явиться Дата для прохождения медицинского освидетельствования перед направлением его к месту прохождения военной службы. Несмотря на то, что в распоряжении медицинской комиссии отсутствовали сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, сведений о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ, а в личном деле призывника имеются документы об окончании им обучения в Дата учреждения высшего профессионального образования и прохождении службы в органах внутренних дел с Дата по настоящее время, призывная комиссия Дата признала его годным к военной службе с незначительными ограничениями и призвала его в части ВМФ. Считает решение призывной комиссии г. Мурманска незаконным, поскольку он имел право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в высшем учебном заведении и на время прохождения службы в органах внутренних дел РФ, поэтому решение о его призыве на военную службу в период службы в отделе внутренних дел по ****скому округу города Мурманска не принималось. Предоставление справок с места обучения, а затем и с места службы в органах внутренних дел, являлось достаточным основанием для предоставления отсрочки от призыва на военную службу. За все прежние годы ему ни разу не направлялись повестки или какие-либо вызовы. У него нет обязанности писать заявления, что-то выяснять по вопросам своего призыва или отсрочки. Просит признать незаконным решение призывной комиссии города Мурманска от Дата о призыве его на военную службу, обязать призывную комиссию города Мурманска предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу на время службы в органах внутренних дел по пп. «з» п. 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года.
В судебном заседании Соловьев Е.И. и его представитель Стрючков А.С. заявленные требования поддержали.
Представитель военного комиссариата Мурманской области заявленные требования не признал. Указал, что с Дата Соловьев Е.И. подлежал призыву на военную службу, но обратился с заявлением в призывную комиссию города Мурманска о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в *** до Дата. На основании заявления Соловьева Е.И. и представленных документов, призывной комиссией города Мурманска ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время обучения до Дата. По действующему в Дата законодательству призыв осуществлялся до 30 июня ежегодно. С Дата Соловьев Е.И. подлежал призыву на военную службу вновь на общих основаниях. О поступлении на службу в ОВД он не сообщил. Сотрудниками военного комиссариата он извещался о вызове на заседание медицинской и призывной комиссии, в т.ч. в Дата через администрацию ОВД по ****скому АО г. Мурманска, однако не явился. Соловьев Е.И. представил все необходимые документы, а также справки с места прохождения службы только Дата. Представленные документы рассмотрены призывной комиссией, которой принято решение о призыве на военную службу в части ВМФ. Специальное звание заявителю присвоено приказом от Дата № **. В период с Дата до настоящего времени призывная комиссия в своих решения руководствовалась Законом «О воинской обязанности и военной службе» и редакции ФЗ от 06 июля 2006 года № 104-ФЗ. Согласно новой редакции пп. «з» п.1 ст.24 обязательным условием, при котором отсрочка по данному подпункту предоставляется, является получение высшего профессионального образования образовательного учреждения МВД РФ. Под эти основания он не подпадает. Ссылка ответчика на ст. 5 ФЗ от 06 июля 2006 года № 104-ФЗ не состоятельна, так как Соловьеву Е.И. до Дата не была предоставлена отсрочка не по одному из пунктов ст. 24 Закона, он не может пользоваться отсрочкой до истечения срока её действия или до исчезновения её оснований. Документов, подтверждающих право на отсрочку, Соловьев Е.И. не предоставлял. Дата призывной комиссией не принималось в отношении Соловьева Е.И. решение о предоставлении отсрочки или об отказе в предоставлении отсрочки от призыва, так как Соловьев Е.И. не являлся на заседание призывной комиссии и никаких документов в призывную комиссию не предоставлял. С учетом изложенного, просит заявление оставить без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Статья 59 Конституции РФ закрепляет положение, что защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «з» пункта 1 статьи 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 года, в редакции, действовавшей до 01.01.2008 года, отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась гражданам, окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, и получившим специальные звания - на время службы в этих органах и учреждениях.
С 01 января 2008 года действует другая редакция Федерального закона № 53-ФЗ, и в силу статьи 5 Федерального закона от 06 июля 2006 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.
В период с 01 января 2008 года до настоящего времени призывная комиссия в своих решения руководствуется Законом «О воинской обязанности и военной службе» в новой редакции, согласно которой обязательным условием, при котором отсрочка по данному подпункту предоставляется, является получение высшего профессионального образования образовательного учреждения МВД РФ.
Как установлено судом, Соловьеву Е.И., решением призывной комиссии от Дата предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу по подпункту «а» пункта 2 статьи 24 Закона - на время обучения в образовательном учреждении ******, отсрочка предоставлена до Дата.
Дата решением призывной комиссии Соловьеву Е.И. на основании его заявления предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в *** до окончания учебы до Дата.
С Дата Соловьев Е.И. подлежал призыву на военную службу на общих основаниях, при этом с указанной даты заявитель не обращался в военный комиссариат с заявлением о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, согласно которых сотрудники военного комиссариата Соловьева Е.И. о необходимости явки для медицинской и призывной комиссии - в Дата по месту его регистрации, что подтверждается рапортом от Дата (л.д.38) и в Дата через администрацию ОВД по ****скому округу г. Мурманска (л.д.40).
О том, что он поступил на службу в органы внутренних дел, заявитель в военный комиссариат не сообщил, документов об этом не представил, как и иных необходимых документов, свидетельствующих об окончании учебного заведения, о изменении семейного положения, рождении ребенка и т.д..
Суду также не предоставлены доказательства того, что орган внутренних дел надлежащим образом уведомил военный комиссариат о прохождении заявителем службы в органах внутренних дел и предоставил доказательства, дающие основания для предоставления ему отсрочки.
Согласно статье 17 Федерального закона РФ от 18.04.1991г. № 1026-1 «О милиции» сотрудниками милиции в РФ являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава.
Согласно статье 19 Закона «О милиции» для поступающих в милицию устанавливается испытательный срок от 3-х до 6 месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает. В период испытательного срока указанное лицо является стажером по должности, на которую он поступает.
Из информации УВД по городу Мурманску следует, что Соловьев Е.И. был принят на службу в органы внутренних дел Дата стажером по должности ****** отдела милиции № ** УВД по городу Мурманску.
С Дата приказом от Дата он назначен ****** ОВД по ****скому округу города Мурманска, первое специальное звание **** ему присвоено приказом МВД РФ от Дата № ** с Дата.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на период осеннего призыва Дата и до окончания работы призывной комиссии до Дата Соловьев Е.И. не являлся аттестованным сотрудником милиции, не мог представить доказательства того, что ему присвоено специальное звание, соответственно, призывная комиссии не имела законных оснований для предоставления ему в тот период отсрочки от призыва по пп. «з» п. 1 ст. 24 Закона, даже если бы он обратился с таким заявлением.
Таким образом, распространить на него действующей до 01 января 2008 года редакции Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года и установить, что он имеет право на отсрочку на весь период службы в органах внутренних дел, не законно, так как ему не предоставлялась в Дата отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Кроме того, поскольку призывная комиссия является временным органом, создаваемым на период призыва военнослужащих на военную службу, суд не может обязать призывную комиссию Дата, которая уже не действует, как и призывную комиссию Дата, которая еще не действует, предоставить заявителю отсрочку от призыва на военную службу.
С учетом изложенных обстоятельств, а также достоверно установленного факта, что с Дата Соловьев Е.И. подлежал призыву на военную службу на общих основаниях и законных оснований для отсрочки не имелось, требования заявителя об обязании призывной комиссии города Мурманска предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу на время службы в органах внутренних дел по пп. «з» п. 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года не могут быть признаны законными и обоснованными.
Судом тщательно проверены доводы заявителя о нарушении его прав при проведении медицинского освидетельствования.
Согласно пункта 13 Положения о призыв на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663 призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Пунктом 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 123 от 25.02.03 года предусмотрено, что по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых МО РФ совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии с пунктом 6 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденную приказом МО и Минздрава РФ № 240/168 от 23.05.2001 года «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе», не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях, анализ крови, анализ мочи, электрокардиографическое исследование, в день обследования проводится измерение роста и массы тела.
Согласно пункта 7 вышеуказанной Инструкции, сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в раздел II учетной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Флюорограммы (рентгенограммы), анализы крови, мочи и электрокардиограммы находятся в личном деле призывника до истечения срока его хранения.
Из представленных материалов следует, что в листе медицинского освидетельствования от Дата, учетной карты призывника Соловьев Е.И. внесены сведения о результатах ЭКГ-исследования, флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ (л.д. 21, оборот), однако сам заявитель это обстоятельство категорически отрицает, утверждая, что не проходил Дата указанных исследований и не предоставлял в ВВК об этом документов.
Медицинских документов, опровергающих заявленные Соловьевым Е.И. доводы, суду не представлено. Обстоятельства дела в совокупности свидетельствуют о том, что Соловьев Е.И. действительно был приглашен в военный комиссариат только Дата, ранее не направлялся для освидетельствования, следовательно, он не был заблаговременно извещен о необходимости явки, и не мог пройти необходимое медицинское освидетельствование.
При таких обстоятельствах, медицинское освидетельствование Соловьева Е.И. проведено по неполным данным о состоянии его здоровья, без результатов обязательных диагностических исследований и без учета его фактического состояния здоровья, что могло повлиять на определение категории его годности к военной службе.
При таких обстоятельствах, требования заявителя об отмене решения призывной комиссии г. Мурманска от Дата о призыве на военную службу представляются суду обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании статьи 59 Конституции РФ, статьей 24, 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», статьи 5 Федерального Закона № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву», пункта 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, пункта 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123, пункта 7 Приложения N 3 к Приказу Министра обороны РФ и Министерства здравоохранения РФ от 23.05.2001 г. N 240/168, руководствуясь статьями 56, 60, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Соловьева Е.И. удовлетворить частично.
Отменить решение призывной комиссии города Мурманска от Дата № ** о призыве на военную службу Соловьева Е.И..
Требования Соловьева Е.И. о понуждении призывной комиссии города Мурманска о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на период службы в органах внутренних дел оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: Л.Н. Бойко