Устранение нарушений природоохранного законодательства.



Мотивированное решение

изготовлено 07 февраля 2011 года

Дело № 2-224/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего Жугановой Н.В.

при секретаре Гамаюновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Мурманской области к обществу с ограниченной ответственностью «Коммандит Сервис» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор Мурманской области обратился в суд с иском к ООО «Коммандит Сервис» об устранении нарушений природоохранного законодательства.

В обоснование иска указал, что ООО «Коммандит Сервис» осуществляет перегрузку и хранение мазута и светлых нефтепродуктов в .... Мурманской области и использует в своей деятельности с целью размещения плавпричала ПЖТ-№ ** Комплекса по перевалке нефтепродуктов акваторию водного объекта ...., расположенную в непосредственной близости к .....

В результате проверки, проведенной природоохранной прокуратурой, установлено, что в нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации, размер и границы санитарно-защитной зоны на комплекс по перевалке нефти ООО «Коммандит Сервис» не определены, проект санитарно-защитной зоны собственником не разработан.

Осуществление ответчиком предпринимательской деятельности с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ влечет за собой нарушение обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В целях защиты прав населения близлежащих пунктов .... Мурманской области и других лиц, временно пребывающих на территорию города, просил суд обязать ООО «Коммандит Сервис» в срок до Дата разработать проект санитарно-защитной зоны.

В судебном заседании представитель истца Шомполова А.В. исковые требования уточнила. Просила обязать ответчика провести лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов ООО «Коммандит Сервис» с целью обоснования установленного размера санитарно-защитной зоны в срок до Дата; обозначить границы санитарно-защитной зоны специальными информационными знаками в срок до Дата; разработать программу производственного контроля загрязнения атмосферного воздуха в срок до Дата.

Представители ответчика Сараева М.А., Чертов В.А., Бондарчук В.В. в судебном заседании уточненные исковые требования признали.

Представитель третьего лица *** П. в судебном заседании поддержал заявленные прокурором уточненные исковые требования.

Представитель третьего лица ФГУ ***** Я. в судебном заседании поддержал заявленные прокурором уточненные исковые требования.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, удовлетворяет исковые требования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно пункту 2 статьи 52 Федерального Закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 указанного Закона в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно статье 8 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане РФ имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 11 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлены обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу требований п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (в редакции Изменений и дополнений № 3 от 09.09.2010) (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

На основании пункта 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Как следует из разъяснений Главного государственного санитарного врача РФ, данных в письме № ** от Дата, на действующие объекты, не нарушающие безопасности жизнедеятельности и имеющие расстояние от границы территории промышленной площадки предприятий до нормируемых территорий, составляющие ориентировочный размер санитарно-защитной зоны для указанного класса объекта, разработка проекта санитарно-защитной зоны не требуется.

Согласно п. 3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 граница санитарно-защитной зоны на графических материалах (генплан города, схема территориального планирования и др.) за пределами промышленной площадки обозначается специальными информационными знаками.

Судом установлено, что ООО «Коммандит Сервис» осуществляет предпринимательскую деятельность на территории .... Мурманской области по перегрузке и хранению мазута и светлых нефтепродуктов, используя акваторию водного объекта .... с целью размещения плавпричала ПЖТ-№ ** Комплекса по перевалке нефтепродуктов, принадлежащего ему на основании договора аренды № ** от Дата (свидетельства о государственной регистрации права аренды серии № **,№ **).

Участок акватории расположен в непосредственной близости к .... Мурманской области.

В соответствии с требованиями п.7.1.14 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ООО «Коммандит Сервис» относится к объектам II класса опасности.

Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «<данные изъяты> № ** от Дата предусмотрено: устройство санитарно-защитной зоны (500м); технологические мероприятия; мероприятия по регулированию выбросов вредных веществ в период неблагоприятных метеорологических условий. Комиссия пришла к выводу, что представленный в материалах проекта уровень воздействия на окружающую среду является допустимым.

Данный вывод подтвержден Санитарно-эпидемиологическим заключением № ** от Дата.

В силу п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно протоколам исследования воздуха рабочей зоны Эстакады и Технической территории ООО «Коммандит Сервис» в .... Мурманской области № **, № ** от Дата и № ** от Дата содержание вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны на рабочих местах на эстакадах № ** и № ** не превышает предельно допустимую концентрацию; содержание вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны на рабочих местах на сливе нефтепродуктов плавающего причала, оператора термальной котельной, электрогазосварщика превышает предельно допустимую концентрацию: по оксиду марганца до 1, 07 раза, сварочному аэрозолю до 1,05 раз.

Проведенной Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой Мурманской области проверкой установлено, что в нарушение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» границы санитарно-защитной зоны ООО «Коммандит Сервис» не обозначены специальными информационными знаками, программа производственного контроля загрязнения атмосферного воздуха не разработана.

Факты несоблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ не отрицается ответчиком и подтверждается материалами дела.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что действиями ответчика нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, находит исковые требования прокурора об обязании ООО «Коммандит Сервис» провести лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов ООО «Коммандит Сервис» с целью обоснования установленного размера санитарно-защитной зоны в срок до Дата; обозначить границы санитарно-защитной зоны специальными информационными знаками в срок до Дата; разработать программу производственного контроля загрязнения атмосферного воздуха в срок до Дата, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Мурманской области к обществу с ограниченной ответственностью «Коммандит Сервис» об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Коммандит Сервис»:

- провести лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов ООО «Коммандит Сервис» с целью обоснования установленного размера санитарно-защитной зоны в срок до Дата;

- обозначить границы санитарно-защитной зоны специальными информационными знаками в срок до Дата;

- разработать программу производственного контроля загрязнения атмосферного воздуха в срок до Дата.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: Н.В. Жуганова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200