2-397/2011 Восстановление на работе и взыскание заработка за время незаконного лишения возможности трудиться.



Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2011 года

Дело № 2-397

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 февраля 2011 года город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего - судьи Кулдыкина А.В.,

с участием прокурора - Лукушиной Т.В.,

при секретаре - Солдатовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баранова Е.Н. к Администрации города Мурманска о восстановлении на работе, взыскании заработка за время незаконного лишения возможности трудиться,

УСТАНОВИЛ:

Баранов Е.Н. обратился в суд с иском к Администрации города Мурманска о восстановлении на работе, взыскании заработка за время незаконного лишения возможности трудиться.

В обоснование требований указал, что работал в Администрации города Мурманска с Дата в должности **** администрации города Мурманска на основании трудового договора от Дата № **. Трудовой договор заключен на период до назначения главы администрации города Мурманска по результатам конкурса на замещение должности главы администрации города Мурманска.

Дата решением Совета депутатов города Мурманска № ** на должность главы администрации города Мурманска назначен А. Решение Совета депутатов города Мурманска опубликовано в газете «Вечерний Мурманск» Дата и вступило в силу с момента подписания.

Дата распоряжением администрации города Мурманска от Дата № ** трудовой договор с ним прекращен на основании пункта 2 части 1 статьи 77 и статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с истечением срока трудового договора.

Увольнение считает незаконным, поскольку после истечения срока действия трудового договора, а именно, после назначения Дата на должность главы администрации города Мурманска А., он продолжал работать. Полагает, что поскольку работодатель не потребовал прекращения трудового договора по истечении срока его действия, договор считается заключенным на неопределенный срок. Полагает, что по вине администрации он был незаконно лишен возможности трудиться.

Просит суд признать его увольнение незаконным и восстановить его на работе в администрации города Мурманска в должности **** администрации города Мурманска, взыскать с администрации города в его пользу средний заработок за все время незаконного лишения его возможности трудиться за период с Дата по день восстановления на работе.

До рассмотрения дела по существу, истец дополнил основания исковых требований. Указал, что с ним был заключен срочный трудовой договор без законных на то оснований. Полагал, что согласно Уставу муниципального образования город Мурманск должность главы администрации города Мурманска замещается лицом, назначаемым на должность муниципальной службы по конкурсу. Федеральный закон № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не предусматривает возможности заключения срочных трудовых договоров с лицами, обеспечивающими исполнение полномочий лица, замещающего должность муниципальной службы, а не муниципальную должность, в том числе с **** администрации города Мурманска. Пунктом 1 статьи 46 Устава муниципального образования город Мурманск установлено, что **** администрации города Мурманска назначаются на должность главой администрации города на период полномочий последнего, что ущемляет трудовые права указанных муниципальных служащих. Полагает, что пункт 1 статьи 46 Устава не может применяться, поскольку противоречит федеральному законодательству.

В судебном заседании истец и его представитель Семичастная Л.В. настаивали на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Шутова С.В. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что контракт с назначенным на должность главы администрации города Мурманска А. заключен Дата. Пунктом 2 контракта установлено, что глава администрации города Мурманска приступает к исполнению полномочий с Дата. Дата временно исполняющий полномочия главы администрации города Мурманска В. прекратил исполнение полномочий временно исполняющего полномочия главы администрации города Мурманска. Полагала, что исполнение полномочий главы администрации города Мурманска начинается с даты, определенной контрактом с главой администрации города Мурманска, следовательно, полномочия временно исполняющего полномочия главы администрации города Мурманска прекращаются не с даты принятия решения Советом депутатов города Мурманска о назначении главы администрации города Мурманска, а с даты, определенной контрактом с главой администрации города Мурманска. Кроме того, должность муниципальной службы в местной администрации - **** администрации относится к должностям муниципальной службы, учреждаемым для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаемым муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица. Трудовой договор заключен с истцом на период до назначения главы администрации города Мурманска по результатам конкурса, следовательно, его увольнение в последний день осуществления полномочий временно исполняющего полномочия главы администрации города Мурманска В. Дата является правомерным. Просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приняв во внимание заключение прокурора о необоснованности исковых требований, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности и др.

Трудовые договоры могут заключаться: 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 настоящего Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения (статья 58 ТК РФ).

В силу статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор заключается, в том числе в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

Согласно части 1 статьи 79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения, регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно статье 3 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 25-ФЗ) правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (пункт 1,2 статьи 6 Федерального закона № 25-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 25-ФЗ в реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Согласно Реестру должностей муниципальной службы в Мурманской области, утвержденному Законом Мурманской области № 860-01-ЗМО от 29.06.2007, должность муниципальной службы в местной администрации - **** администрации относится к должностям муниципальной службы, учреждаемым для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаемым муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Федеральный закон № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации» не исключает возможность заключения с муниципальными служащими срочных трудовых договоров, а согласно статье 3 данного Федерального закона правовую основу муниципальной службы образуют, в том числе уставы муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 46 Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов г. Мурманска от 10.03.2006 N 20-235, первый заместитель Главы администрации города, заместители Главы администрации города являются должностными лицами администрации города, которых назначает на должность Глава администрации города на период своих полномочий в порядке, установленном настоящим Уставом, и освобождает их от должности.

Судом установлено, что постановлением администрации города Мурманска № ** от Дата Баранов Е.Н. с Дата назначен на должность **** администрации города Мурманска на период до назначения главы администрации города Мурманска по результатам конкурса на замещение должности главы администрации города Мурманска.

Решением Совета депутатов города Мурманска № ** от Дата на должность главы администрации города Мурманска назначен А., с которым главе муниципального образования город Мурманск предписано заключить контракт не позднее двухнедельного срока после принятия настоящего решения.

Дата глава муниципального образования город Мурманск Г. заключил с главой администрации города Мурманска А. контракт, в соответствии с которым глава администрации города Мурманска приступает к исполнению полномочий с Дата.

При этом Дата Баранову Е.Н. временно исполняющим полномочия главы администрации города Мурманска В. было направлено уведомление о предстоящем освобождении от замещаемой должности муниципальной службы, согласно которому Баранов Е.Н. уведомлялся о том, что в связи с предстоящим рассмотрением кандидатур на замещение должности главы администрации города Мурманска на заседании Совета депутатов города Мурманска, в случае назначения главы администрации города Мурманска по результатам конкурса на замещение должности главы администрации города Мурманска, трудовой договор, заключенный с ним Дата № **, будет расторгнут в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Уведомление получено Барановым Е.Н. Дата, чего им не отрицалось и в судебном заседании.

Указанное обстоятельство свидетельствует о надлежащем уведомлении истца о предстоящем увольнении.

Постановлением № ** от Дата Баранов Е.Н. освобожден от должности **** администрации города Мурманска, в связи с принятием Советом депутатов города Мурманска решения от Дата № ** «О назначении на должность главы администрации города Мурманска А.» и заключением Дата главой муниципального образования город Мурманск Г. контракта с А.

Полагая увольнение незаконным, истец ссылается на то, что после назначения на должность главы администрации города Мурманска А. Дата, т.е. после истечения срока трудового договора, он продолжал работать, что свидетельствует о прекращении действия условия о срочном характере трудового договора, и, следовательно, признании трудового договора заключенным на неопределенный срок.

Вместе с тем, данный довод истца является ошибочным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

Аналогичное положение содержится в пункте 45.1 Устава муниципального образования город Мурманск.

Из анализа приведенного законодательства следует, что глава местной администрации считается назначенным на должность с момента заключения с ним соответствующего контракта. Один лишь факт назначения лица на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности представительным органом муниципального образования, не наделяет указанное лицо полномочиями главы местной администрации.

Как установлено в судебном заседании, к исполнению полномочий главы администрации города Мурманска А. приступил с Дата на основании контракта от Дата.

До Дата включительно исполнение полномочий главы администрации города Мурманска осуществлял временно исполняющий полномочия главы администрации города Мурманска В., который постановлением № ** от Дата прекратил исполнение полномочий временно исполняющего полномочия главы администрации города Мурманска Дата, и, соответственно, вправе был освободить истца Дата от занимаемой должности.

Таким образом, освобождение Баранова Е.Н. Дата от должности **** администрации города Мурманска, произведено в соответствии с действующим законодательством.

Довод истца о неправомерном заключении с ним срочного трудового договора ввиду того, что он заключен на период до назначения главы администрации города Мурманска, должность которого отнесена к должности муниципальной службы, тогда как в силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 25-ФЗ такой договор может быть заключен только для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, также является ошибочным.

Так, частью 2 статьи 7 Федерального закона № 25-ФЗ закреплена возможность учреждения должностей муниципальной службы, созданных для содействия лицам, замещающим муниципальные должности. При этом структура муниципальных должностей органов местного самоуправления представлена двумя видами: выборные должности и должности муниципальной службы.

Согласно Реестру должностей муниципальной службы в Мурманской области, утвержденному Законом Мурманской области № 860-01-ЗМО от 29.06.2007 должность главы администрации (назначенного) относится к должностям муниципальной службы, учреждаемым для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаемым муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

При этом как указано выше, заместители Главы администрации города являются должностными лицами администрации города, которых назначает на должность Глава администрации города на период своих полномочий в порядке, установленном Уставом, и освобождает их от должности (пункт 1 статьи 46 Устава муниципального образования город Мурманск).

Полномочия главы администрации города на назначение и освобождение от должности заместителей Главы администрации также предусмотрены статьей 45.2 Устава муниципального образования город Мурманск.

Указанные положения не могут ограничивать трудовые права истца, поскольку в них отражаются особенности статуса данной категории муниципальных служащих, которые принимаются на службу для обеспечения деятельности конкретных должностных лиц, чьи полномочия также ограничены определенным сроком. При этом имеется в виду, что служащие, замещающие должность **** администрации города Мурманска, слагают свои полномочия перед вновь назначенным должностным лицом - главой администрации города Мурманска, что, по сути, означает истечение условий срочного трудового договора.

Поскольку заключение подобного договора основано на добровольном согласии, требование срочности договора, обусловленное в данном случае спецификой публично-правовой природы муниципальной службы, не нарушает принцип равенства трудовых прав служащего и не выходит за пределы полномочий муниципального образования, который вправе конкретизировать такое условие для указанной категории муниципальных служащих.

Таким образом, пункт 1 статьи 46 Устава муниципального образования город Мурманск в той части, в которой он предусматривает назначение заместителей Главы администрации на срок полномочий Главы администрации, не противоречит Конституции РФ и действующему федеральному законодательству.

Данная правовая позиция нашла свое отражение и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2003 года № 19-П.

Дополнительно необходимо указать, что согласно статье 59 Трудового кодекса РФ срочные трудовые договоры заключаются также в случаях, предусмотренными федеральными законами.

Согласно вышеприведенному законодательству, а именно, статье 11 Трудового кодекса РФ, статье 3 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации» трудовое законодательство применяется к муниципальным служащим с особенностями, предусмотренными федеральным законодательством о муниципальной службе.

Федеральный закон № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации» не исключает возможность заключения с муниципальными служащими срочных трудовых договоров, а согласно статье 3 данного Федерального закона правовую основу муниципальной службы образуют, в том числе уставы муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 46 Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов г. Мурманска от 10.03.2006 N 20-235, первый заместитель Главы администрации города, заместители Главы администрации города являются должностными лицами администрации города, которых назначает на должность Глава администрации города на период своих полномочий в порядке, установленном настоящим Уставом, и освобождает их от должности.

В этой части, пункт 1 статьи 46 Устава муниципального образования город Мурманск не противоречит Федеральному закону № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации» и подлежит применению.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Баранова Е.Н. к Администрации города Мурманска о восстановлении на работе, взыскании заработка за время незаконного лишения возможности трудиться, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права нарушены, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования до дня вступления в законную силу.

Председательствующий А.В. Кулдыкин

-32300: transport error - HTTP status code was not 200