Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2011 года.
Дело № 2-752
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 марта 2011 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кулдыкина А.В.,
при секретаре - Солдатовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Смирнова С.И. о признании действий налогового органа незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов С.И. обратился в суд с заявлением о признании действий налогового органа незаконными.
В обоснование заявления указал, что в связи с получением налогового уведомления № ** от Дата об уплате налога на имущество физических лиц за Дата, он обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее Инспекция) с заявлениями от Дата и от Дата, в которых просил разъяснить, на основании чего Инспекцией производится перерасчет суммы налога за предыдущий налоговый период и на основании чего Инспекция руководствуется Постановлениями Правительства Мурманской области № 15-ПП от 19.01.2007 года, № 47-ПП от 12.02.2008 года, № 560-ПП от 07.12.2009 года, которыми установлены коэффициенты перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве общей собственности, определенной по состоянию на 01 января 1995 года. В полученных ответах ответы на его вопросы отсутствовали. Считает, что своими действиями Инспекция нарушает его права и свободы гражданина, а также не него незаконно возложена обязанность по уплате излишней суммы налога, в связи с чем, считает действия налогового органа незаконными по следующим основаниям.
Расчет налога производится на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. В соответствии с п.4 ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003 -1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее Закон) органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Но как видно из налогового уведомления, налоговый орган необоснованно исчисляет налог на Дата на основании инвентаризационной стоимости по состоянию на Дата, следовательно, указание на инвентаризационную стоимость объекта налогообложения по состоянию на Дата в налоговом уведомлении за Дата противоречит ст.5 Закона. Полагает, что налоговым органом незаконно возложена обязанность по уплате доначисленного налога за Дата.
Кроме того, из полученного ответа № ** от Дата непонятно, в связи с чем, Инспекция руководствуется Постановлениями Правительства Мурманской области № 15-ПП от 19.01.2007 года, № 47-ПП от 12.02.2008 года, № 560-ПП от 07.12.2009 года, которыми установлены коэффициенты перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, определенной по состоянию на 1 января 1995 года. Тогда как, в соответствии со ст.2 Закона объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 1) жилой дом, 2) квартира, 3) комната, 4) дача, 5) гараж, 6)иное строение, помещение и сооружение, 7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1-6 настоящей статьи.
Вместе с тем по данным информационных ресурсов налоговой инспекции за ним зарегистрирован объект налогообложения, расположенный по адресу: ..... Следовательно, Постановления Правительства Мурманской области, которыми установлены коэффициенты перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, не могут применяться к объекту налогообложения - квартира. Полагает, что налоговый орган незаконно руководствуется Постановлениями Правительства Мурманской области № 15-ПП от 19.01.2007 года, № 47-ПП от 12.02.2008 года, № 560-ПП от 07.12.2009 года, которыми установлены коэффициенты перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, определенной на 01 января 1995 года.
Просит суд признать незаконными действия налогового органа, выразившиеся в незаконном доначислении налога на имущество физических лиц за Дата в налоговом уведомлении за Дата, применении Постановлений Правительства Мурманской области № 15-ПП от 19.01.2007 года, № 47-ПП от 12.02.2008 года, № 560-ПП от 07.12.2009 года, которыми установлены коэффициенты перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, определенной на 01 января 1995 года. Обязать налоговый орган в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ сумму излишне уплаченного налога зачесть в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому налогу.
В судебном заседании заявитель настаивал на заявлении по основаниям, изложенным в нем.
Представитель заинтересованного лица ИФНС по городу Мурманску возражал против удовлетворения заявления, в обоснование возражений указал на пропуск заявителем трехмесячного срока на обращение в суд, также полагает, что ИФНС по городу Мурманску не нарушила права истца, действия Инспекции соответствуют требованиям закона. Просил суд в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Судом установлено, что Инспекция федеральной налоговой службы России по городу Мурманску направила Смирнову С.И. налоговое уведомление № ** об уплате налога на имущество физических лиц за Дата, согласно которому Смирнову С.И. предлагалось уплатить налог за Дата в размере .... рублей 01 копейки, и был сделан перерасчет налога за Дата, согласно которому доначислена сумма налога на имущество за Дата в размере .... рублей 01 копейка.
Дата Смирнов С.И. обратился в ИФНС по городу Мурманску с заявлением, в котором просил обосновать доначисления налога за Дата.
Согласно письму № ** от Дата, ИФНС России по городу Мурманску дала подробные разъяснения Смирнову С.И. об основаниях произведенного перерасчета по налогу на имущество за Дата, в том числе сославшись на Постановление Правительства Мурманской области от 19.01.2007 года № 15-ПП «О коэффициенте перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности».
Не согласившись с данными разъяснениями, Смирнов С.И. Дата вновь обратился в ИФНС по городу Мурманску с заявлением о предоставлении нормативного обоснования начисления налога на имущество физических лиц за Дата - Дата, в котором просил дать дополнительное правовое обоснование применения к нему Постановления Правительства Мурманской области от 19.01.2007 года № 15-ПП «О коэффициенте перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», которое, по его мнению, регулирует вопросы перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, в то время как он является собственником квартиры.
Дата ИФНС России по городу Мурманску предоставило Смирнову С.И. разъяснения законодательства по налогу на имущество физических лиц, которое по своей сути не содержало никакой дополнительной информации по сравнению с ранее данным ответом.
Анализ содержания указанной выше переписки между заявителем и налоговым органом позволяет утверждать о том, что исчерпывающая информация о действиях налогового органа, связанная с произведенным перерасчетом налоговых платежей по налогу на имущество, принадлежащему заявителю, заявителю предоставлена ИФНС России по городу Мурманску в письме № ** от Дата.
Данное письмо заявителем получено не позднее Дата, соответственно, не позднее Дата заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод со стороны налогового органа.
В суд с настоящим заявлением Смирнов С.И. обратился только Дата, то есть со значительным пропуском срока для подачи заявления. При этом доказательств того, что причины пропуска данного срока являются уважительными, заявитель в судебное заседание не предоставил.
Указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, в действиях ИФНС России по городу Мурманску нарушений прав и законных интересов Смирнова С.И. в связи с направлением ему налогового уведомления № ** на уплату налога на имущество физических лиц за Дата, судом не установлено.
В данном случае, налог на имущество физических лиц предусмотрен статьей 15 Налогового кодекса РФ в качестве местного налога.
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регулируется Законом РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее Закон). В соответствии с п. 1 статьи 1 Закона плательщиком налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии со статьей 2 Закона объектами налогообложения определены жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строения, помещение и сооружение или доля общей собственности на указанное выше имущество.
В силу п.1 статьи 3 Закона ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления вправе вводить дифференцированные ставки в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.
Ставки налога на имущество физических лиц установлены Решением Совета депутатов города Мурманска от 08 ноября 2007 года № 42-501 в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида использования: при стоимости имущества до 300 тысяч рублей налоговая ставка на жилые помещения установлена 0,1%, от 300 тысяч до 500 тысяч рублей налоговая ставка на жилые помещения установлена в размере 0,1%, от 500 тысяч до 700 тысяч рублей ставка налога на жилые помещения установлена 0,3%, свыше 700 тысяч рублей - ставка налога 0.3%.
Пунктом 2 статьи 5 Закона установлено, что налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года (пункт 4 статьи 5 Закона).
В соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 1992 года N 87 во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 марта 1992 года N 469-Р и в соответствии с Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований. Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации. Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки.
С учетом того, что действующим федеральным законодательством организация проведения оценки объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц в субъекте Российской Федерации возлагается на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации вправе урегулировать решение указанного вопроса соответствующим нормативным правовым актом.
Таким нормативным правовым актом является рассматриваемое Постановление Правительства Мурманской области от 19.01.2007 года № 15-ПП «О коэффициенте перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» (в редакции постановлений от 28.08.2007 N 398-ПП, от 12.02.2008 года № 47-ПП, от 07.12.2009 года № 560-ПП).
Постановлением Правительства Мурманской области от 19 января 2007 года № 15-ПП (в редакции постановлений от 28.08.2007 N 398-ПП, от 12.02.2008 года № 47-ПП, от 07.12.2009 года № 560-ПП) установлены коэффициенты перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, определенной по состоянию на 01.01.1995 года, на Дата в размере ...., на Дата - в размере ...., на Дата - в размере .....
Как установлено в судебном заседании, в Дата ИФНС России по городу Мурманску располагала сведениями об инвентаризационной стоимости налогооблагаемых объектов, предоставляемых ГУПТИ МО, с коэффициентом перерасчета инвентаризационной стоимости - ...., расчет налога на имущество физических лиц производился по имеющимся у налогового органа сведениям, так как необходимые для расчета налога сведения об инвентаризационной стоимости имущества поступают в налоговую инспекцию от органов технической инвентаризации (ГУПТИ) в более поздние сроки, чем производится расчет налога и направление уведомлений.
Дата ИФНС России по городу Мурманску были получены сведения Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Мурманской области от Дата № ** об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества по городу Мурманску в ценах Дата (с коэффициентом пересчета стоимости имущества ....).
При этом действующее законодательство не возлагает на налоговые органы обязанность по самостоятельному истребованию сведений об инвентаризационной стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в силу прямого указания закона обязанность по предоставлению указанных сведений в налоговый орган возлагается на органы технической инвентаризации.
Сумма налога к уплате за Дата с коэффициентом перерасчета инвентаризационной стоимости .... составляет .... рублей 01 копейки .
Учитывая, что Смирновым С.И. Дата была произведена оплата налога на имущество физических лиц за Дата в сумме .... рублей 19 копеек, сумма к доплате за Дата составила .... рублей 82 копейки.
Согласно выписке из лицевого счета заявителя доначисленный налоговым органом налог на имущество физических лиц за Дата в сумме .... рублей 82 копейки уплачен Смирновым С.И. Дата. Исчисленный налог на имущество физических лиц за Дата в сумме .... рублей 01 копейка уплачен двумя суммами Дата и Дата.
В соответствии с пунктом 11 статьи 5 Закона перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.
При этом суд не соглашается с доводами заявителя о том, что Постановлением Правительства Мурманской области от 19.01.2007 года № 15-ПП «О коэффициенте перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» (в редакции постановлений от 28.08.2007 N 398-ПП, от 12.02.2008 года № 47-ПП, от 07.12.2009 года № 560-ПП) не может быть определена для целей налогообложения инвентаризационная стоимость квартир, поскольку, как это было указано выше, указанный нормативный правовой акт был принят исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим федеральным законодательством именно для целей реализации в субъекте Российской Федерации Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" и по сути каких-либо исключений по пообъектному составу недвижимого имущества физических лиц, подлежащего инвентаризационной оценке для целей налогообложения, не содержит.
Таким образом, нарушений действующего законодательства в действиях ИФНС России по городу Мурманску судом не установлено, права и законные интересы Смирнова С.И. налоговым органом не нарушены.
При указанных обстоятельствах и требованиях законодательства, заявление Смирнова С.И. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Заявление Смирнова С.И. о признании действий налогового органа незаконными, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий А.В. Кулдыкин