2-675/2011 Обязание произвести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.



Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2011 года

Дело № 2-675

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего - судьи Кулдыкина А.В.,

при секретаре Солдатовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора к ГОУ «Мурманское лесничество» об обязании разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, произвести инвентаризацию отходов производства и потребления, разработать проект образования отходов и лимитов на их размещение, разработать и утвердить паспорта на опасные отходы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГОУ «Мурманское лесничество» об обязании разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, произвести инвентаризацию отходов производства и потребления, разработать проект образования отходов и лимитов на их размещение, разработать и утвердить паспорта на опасные отходы.

В обоснование иска указал, что проведенной проверкой соблюдения природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности ГОУ «Мурманское лесничество» установлено, что ГОУ «Мурманское лесничество» осуществляет деятельность в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, деятельность осуществляет в следующих помещениях: административно-производственное здание, общей площадью .... кв.м, расположенное по адресу: ...., здание пожарно-химической станции, общей площадью .... кв.м., расположенное по адресу: ....; административно-производственное здание, общей площадью .... кв.м, расположенное по адресу: ....; здание пожарно-химической станции, общей площадью .... кв.м, расположенное по адресу: ...., принадлежащих учреждению на праве оперативного управления.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности ГОУ «Мурманское лесничество» образуются следующие отходы производства и потребления: ртутные лампы, люминесцентные трубки отработанные, масла автомобильные отработанные, отработанные автошины, отработанные аккумуляторы, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный и др. Однако инвентаризация отходов производства и потребления ГОУ «Мурманское лесничество» не произведена, учет образовавшихся и переданных другим лицам отходов не ведется, проект образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует, паспорта на опасные отходы не разработаны и не утверждены в установленном порядке.

Кроме того, ГОУ «Мурманское лесничество» имеет два стационарных и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - гараж, открытая площадка, автомобильный транспорт, при этом проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу не разработан. Кроме того, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в отсутствие соответствующего разрешения. Таким образом, ГОУ «Мурманское лесничество» осуществляет деятельность с нарушением требований законодательства об отходах производства и потребления и об охране атмосферного воздуха, что может повлечь за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Просит суд обязать ГОУ «Мурманское лесничество» в срок до Дата провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; произвести инвентаризацию отходов производства и потребления; разработать проект образования отходов и лимитов на их размещение; разработать и утвердить паспорта на опасные отходы.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил обязать ответчика устранить нарушения в срок до Дата.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, мнения по иску не представил.

Третье лицо - Комитет природопользования и экологии Мурманской области в судебное заседание своего представителя не направил, мнения по иску не представил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, с учетом статьи 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ и мнения представителя истца, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие ответчика, находит возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с соблюдением ряда принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в числе прочих, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; размещение отходов производства и потребления.

В силу пункта 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Закон) под вредным (загрязняющим веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;, а под предельно допустимым уровнем физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно статье 22 Закона юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды..

В силу статьи 30 Федерального закона № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года
«Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в числе прочего, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов утвержден постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183, в соответствии с пунктом 8 которого разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19.02.2007 года № 84 утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, который устанавливает процедуру и условия выдачи (отказа в выдаче, приостановления и возобновления действия, аннулирования) разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся и размещение отходов производства и потребления.

Статьей 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ № 461 от 16 июня 2000 года, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и предоставляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

В силу статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 года № 818.

Из материалов дела следует, что ответчик является юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Хозяйственная деятельность осуществляется в административно-производственном здании, общей площадью .... кв.м, расположенном по адресу: ...., здании пожарно-химической станции, общей площадью .... кв.м, расположенном по адресу: ...., административно-производственном здании, общей площадью .... кв.м, расположенном по адресу: ....; здании пожарно-химической станции, общей площадью .... кв.м, расположенном по адресу: ...., принадлежащих учреждению на праве оперативного управления.

В ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ГОУ «Мурманское лесничество» старшим помощником Мурманского межрайонного природоохранного прокурора установлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности ГОУ «Мурманское лесничество» образуются следующие отходы производства и потребления: ртутные лампы, люминесцентные трубки отработанные, масла автомобильные отработанные, отработанные автошины, отработанные аккумуляторы, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный.

Вместе с тем инвентаризация отходов производства и потребления не произведена. Паспортов на опасные отходы Учреждение не имеет, проект образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует, учет переданных и принятых от других лиц отходов не ведется. Кроме того, установлено, что ГОУ «Мурманское лесничество» производит выброс загрязняющих веществ в атмосферу из стационарных источников - гараж, открытая площадка, при этом проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу не разработан, инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не проведена. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в отсутствие соответствующего разрешения.

Данные факты подтверждаются актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ГОУ «Мурманское лесничество» от Дата, составленным старшим помощником Мурманского межрайонного природоохранного прокурора.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что нарушение законодательства в области природоохраны ГОУ «Мурманское лесничество» достоверно установлено и свидетельствует об обоснованности исковых требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 194-198, 233 - 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Обязать ГОУ «Мурманское лесничество» в срок до Дата провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; произвести инвентаризацию отходов производства и потребления; разработать проект образования отходов и лимитов на их размещение; разработать и утвердить паспорта на опасные отходы.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заявление об отмене заочного решения суда должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда либо в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения.

Председательствующий А.В. Кулдыкин

-32300: transport error - HTTP status code was not 200