2-687/2011 Оспаривание решения жилищной комиссии.



Мотивированное решение

изготовлено 22 марта 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2011 года

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Беляевой В.В.,

при секретаре Тюковой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-687/2011 по иску Старова И.В. к Главному управлению МЧС России по Мурманской области об оспаривании решения жилищной комиссии, обязании признания нуждающимися в жилом помещении и включении в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «ЖИЛИЩЕ» на 2002-2010 годы,

УСТАНОВИЛ:

Старов И.В. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Мурманской области об оспаривании решения жилищной комиссии, обязании признания нуждающимися в жилом помещении и включении в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «ЖИЛИЩЕ» на 2002-2010 годы.

В обоснование иска указано, что он обратился в ГУ МЧС России по Мурманской области с рапортом о признании и постановке на учет его и А. в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории ...., представив все необходимые документы. Однако истцом было получено решение, согласно которому, в признании участником программы отказано по причине несоответствия гражданина требованиям пункта 5 Правил, в части признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Полагает решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Мурманской области от Дата нарушающим его конституционные права. На основании изложенного просит признать решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Мурманской области от Дата не законным, обязать ответчика признать нуждающимися в жилом помещении и включении в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «ЖИЛИЩЕ» на 2002-2010 годы.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил признать решение жилищной комиссии Главного управления МЧС по Мурманской области от Дата незаконным и отменить, а также обязать ответчика признать его и А. участником подпрограммы на основании п.п. «а» п. 22 Правил выпуска и реализации ГЖС.

Представитель ответчика - ГУ МЧС России по Мурманской области в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица - Администрации муниципального образования города Мончегорска просил дело рассмотреть без его участия.

Третье лицо А., привлеченное судом к участию в деле, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения уведомлена надлежащим образом. При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, относящиеся к определенной законом категории, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» и пункта 17 статьи 34 Положения «О порядке прохождения военной службы» военнослужащие-граждане общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства (в установленном законом порядке).

Согласно п. 1 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 в настоящих Правилах устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

В настоящих Правилах под военнослужащими понимаются граждане, проходящие военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а под сотрудниками органов внутренних дел - лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы.

В силу п. 12 указанных Правил, ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.

Приказом начальника ГУ МЧС России по Мурманской области от 18.01.2010 года № 12 утверждено положение «О жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Мурманской области».

Согласно подпункту «в» пункта 2.1 Положения «О жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Мурманской области» жилищная комиссия принимает решение о постановке военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей и федеральных государственных служащих, указанных в штатном расписании ГУ МЧС России по МО, на учет нуждающихся в жилых помещениях, об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно подпункту «е» пункта 2.1 Положения «О жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Мурманской области» жилищная комиссия организует участие военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы, федеральных государственных служащих, спасателей, указанных в штатном расписании ГУ МЧС России по МО, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года.

Судом установлено, что Старов И.В., Дата рождения, проходил службу в подразделениях государственной противопожарной службы с Дата по Дата, что подтверждается справкой ГУ МЧС России по Мурманской области № ** от Дата, рапортом от Дата, выпиской из приказа по увольнению № ** от Дата.

Тем самым, выслуга лет по состоянию на Дата составляет в календарном исчислении -.... лет 00 месяцев 04 дня, в льготном исчислении - .... лет 08 месяцев 04 дня.

Дата Старов И.В. обратился в ГУ МЧС России по Мурманской области с рапортом о признании его и А. в качестве нуждающихся в жилых помещениях и постановке на соответствующий учет.

Дата Старов И.В. обратился с рапортом о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях и постановке на учет для получения жилых помещений в соответствии с пунктом 8 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года".

Согласно абзацу 4 подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года" (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153) установлено, что право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В соответствии с пунктом 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы).

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Правил применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:

а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Согласно справке № ** от Дата Старов И.В. зарегистрирован по месту жительства с Дата в здании находящемся в оперативном управлении ГУ «» ОФПС по МО» переданным ГУ «Центр управления силами Федеральной противопожарной службы» по акту № ** от Дата, по адресу: ...., комната № ** (л.д. 52). Указанное жилое помещение является служебным (л.д. 50).

Исходя из сообщений Управления Росреестра по Мурманской области № ** от Дата и № ** от Дата, следует, что на имя Старова И.В. и А. объектов недвижимости на праве собственности не зарегистрировано.

Согласно справке ГУПТИ Мурманской области ****ского филиала № ** от Дата сведения о зарегистрированных на правах собственности на жилые помещения в .... за Старовым И.В. и А. отсутствуют.

Субсидий на приобретение и строительство жилья за период с Дата по настоящее время не получал, о чем свидетельствует справка ГУ МЧС России по МО № ** от Дата.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Старов И.В. подпадает под категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым вышеуказанным законодательством предоставлено право участвовать в подпрограмме на основании п.п. «а» п. 22 Правил выпуска и реализации ГЖС.

Довод представителя ответчика о том, что в соответствии ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, поэтому Старову И.В. необходимо представить справку указанного органа о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, является несостоятельным и судом не принимается по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, относящиеся к определенной законом категории, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, изложены в статье 51 жилищного кодекса РФ.

При системном толковании вышеизложенных положений действующего законодательства РФ, с учетом обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что действие по признанию граждан нуждающимися в жилых помещениях может быть произведено органом местного самоуправления только при решении вопроса по существу о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам факт признания нуждающимся в жилых помещениях никаких правовых последствий для гражданина, без постановки на соответствующий учет, не несет.

Таким образом, поскольку общая продолжительность службы Старова И.В. составляет более 10 лет, он был уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями, надлежащим образом заблаговременно выразил желание быть уволенным с постановкой в список очередников на участие в федеральной целевой программе «ЖИЛИЩЕ» на 2002-2010 годы, суд приходит к выводу, что в соответствии положением «О жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Мурманской области», утв. Приказом начальника ГУ МЧС России по Мурманской области от 18.01.2010 года № 12, именно на данную жилищную комиссию возложена обязанность по решению вопроса о признании Старова И.В. и члена его семьи - А. нуждающимися в получении жилого помещения, и постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Также несостоятельна ссылка ответчика на то, что истец не может быть поставлен на указанный учет, поскольку действие вышеназванной подпрограммы закончено в 2010 году, поскольку Старов И.В. обратился в ГУ МЧС России по Мурманской области с рапортом о признании и постановке на учет его и А. в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории ...., представив все необходимые документы, в Дата.

Соответственно, решение жилищной комиссии Главного управления МЧС по Мурманской области от Дата об отказе Старову И.В. в признании его участником подпрограммы на основании п.п. «а» п. 22 Правил выпуска и реализации ГЖС является незаконным и нарушающим законные интересы и права истца.

Таким образом, заявленные требования Старова И.В. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Старова И.В. к Главному управлению МЧС России по Мурманской области об оспаривании решения жилищной комиссии, обязании признания нуждающимися в жилом помещении и включении в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «ЖИЛИЩЕ» на 2002-2010 годы - удовлетворить.

Признать решение жилищной комиссии Главного управления МЧС по Мурманской области от Дата об отказе Старову И.В. в признании его участником подпрограммы на основании п.п. «а» п. 22 Правил выпуска и реализации ГЖС незаконным и отменить.

Обязать Главное управление МЧС по Мурманской области признать Старова И.В. участником подпрограммы на основании п.п. «а» п. 22 Правил выпуска и реализации ГЖС на состав семьи: А..

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: В.В.Беляева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200