2-847/2011 Понуждение к формированию и размещению муниципального заказа на капитальный ремонт (замену) водонагревателя.



Дело № 2-847

Мотивированное решение

изготовлено 28 марта 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2011 года

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Дорошенко Г.В.

при секретаре Матюхиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению капитального строительства администрации города Мурманска о понуждении к формированию и размещению муниципального заказа на капитальный ремонт (замену) водонагревателя,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского административного округа г. Мурманска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Управлению капитального строительства администрации г. Мурманска (далее -УКС) о понуждении к формированию и размещению муниципального заказа на капитальный ремонт (замену)водонагревателя.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Ленинского округа г.Мурманска проведена проверка по коллективному обращению жильцов многоквартирного дома № ** по .... о нарушении их жилищных прав в результате длительного отсутствия горячего водоснабжения в доме из-за непринятия мер к замене водонагревателя.

В ходе проверки установлено, что в доме № ** по .... с Дата из-за поломки бойлера отсутствует горячее водоснабжение, что подтверждается актами от Дата и Дата, согласно которых водоподогревать не выдержал проверку на плотность и прочность, установлен износ трубных досок 1 и 2 ступени на 100%, дальнейшая эксплуатация бойлера запрещена.

Согласно акта от Дата, составленного комиссией в составе ОАО **** , ММБУ *****, ГЖИ по МО, для восстановления горячего водоснабжения необходимы работы по капитальному ремонту кожухотрубного водоподогревателя.

Тепловой пункт в доме построен и введен в эксплуатацию одновременно с домом в Дата, что подтверждается копией технического паспорта дома.

В соответствии с приложением № 3 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально -культурного назначения ВСН 58-88 9(р), утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 года № 312, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) скоростного кожухотрубного водонагревателя составляет 10 лет. Следовательно срок эксплуатации водонагревателя с учетом момента введения его в эксплуатацию до капитального ремонта истек.

По информации Комитета по развитию городского хозяйства Администрации г.Мурманска в доме № ** по .... работы по капитальному ремонту водонагревателя не производились, в адресную программу перечня объектов жилищного хозяйства, подлежащих капитальному ремонту в период с Дата по Дата не включались.

Непроведение капитального ремонта водонагревателя в доме № ** по .... привело к существенным нарушениям прав граждан, проживающих в данном доме, выразившимися в отсутствии горячего водоснабжения с Дата, что недопустимо.

Исходя из содержания статьи 6 Жилищного кодекса РФ, обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, возникшие до введения Жилищного кодекса РФ, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела 7 Жилищного кодекса РФ.

Жилищный кодекса РФ введен в действие 01.03.2005 года, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года. Поскольку правоотношения по данному исковому заявлению возникли до 01.03.2005 года, то есть до даты введения в действие Жилищного кодекса РФ, в силу статьи 6 Жилищного кодекса РФ, наймодатель обязан полностью оплатить коммунальный ремонт общего имущества указанного дома.

В соответствии с решением Совета депутатов г.Мурманска от 25.06.209 года № 7-83, постановлением администрации г.Мурманска от 10.07.2009 года № 597, Положением об Управлении капитального строительства администрации г.Мурманска, утвержденным решением совета депутатов г.Мурманска от 30.12.2009 года № 14-188, именно Управление капитального строительства администрации г.Мурманска осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города по капитальному ремонту и муниципального заказчика на капитальный ремонт, а также осуществляет контроль за исполнением муниципального заказа.

Просит обязать УКС администрации г.Мурманска сформировать и разместить муниципальный заказ на капитальный ремонт (замену) водонагревателя в доме № ** по ...., организовать конкурсный отбор на его выполнение и организовать исполнение муниципального заказа в срок до Дата.

В судебном заседании представитель истца Степанчук Н.А. настаивала на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в нем. Указала, что срок эксплуатации бойлера составляет 10 лет, по истечении которого он подлежит капитальному ремонту. Обязанность ответчика по замене бойлера возникла в Дата, правоотношения возникли до вступления в силу Жилищного Кодекса РФ, поэтому обязанность по замене бойлера лежит на ответчике.

Представитель Управления капитального строительства Администрации г. Мурманска Смирнов А.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, в обоснование возражений указал, что иск заявлен ненадлежащим истцом, поскольку прокурор обратился в суд в защиту интересов лиц, круг которых определен, однако в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска непосредственно самими гражданами, проживающими в жилом доме № ** по ...., что не соответствует части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, кроме того, истцом не представлено доказательств необходимости проведения капитального ремонта бойлера как на момент приватизации, так и до момента передачи многоквартирного дома в управление управляющей компании, которая в силу договора, заключаемого с ней принимает на себя обязательства по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества собственников многоквартирного дома. По мнению представителя УКС именно управляющая компания должна выполнить капитальный ремонт водонагревателя дома № ** по .... Полагает ссылки на ВСН 58-88 несостоятельными, поскольку он носит рекомендательный характер в части сроков эксплуатации водонагревателя. Истечение срока минимальной продолжительности эффективной эксплуатации водонагревателя не является основанием для проведения капитального ремонта, так как в соответствии с пунктом 2.1.4 Правил и норм эксплуатации жилого фонда» № 170 основанием для проведения капитального ремонта являются результаты общих исследований, который должны быть зафиксированы в специальных документах по учету технического состояния жилого дома, однако таких документов не представлено. Представленные акты свидетельствует о ненадлежащем состоянии водонагревателя на момент его составления, а не на момент истечения минимального срока эффективной эксплуатации водонагревателя. Акт от Дата устанавливает лишь износ. Считает, что с момента ввода в эксплуатацию водонагревателя до момента его выбраковки он находился в надлежащем состоянии и ремонту не подлежал, в настоящее время в силу пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ вопрос о ремонте водонагревателя является компетенцией собственников жилого дома и управляющей компании. Просил в иске отказать, в том числе за истечением срока исковой давности для обращения в суд с данным требованием, поскольку с момента, когда обязанность проведения капитального ремонта в соответствии с жилищным законодательством могла быть возложена на органы муниципального самоуправления, прошло три года.

Третье лицо- Администрация г. Мурманска, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации г.Мурманска, возражений не представила.

Третье лицо - ЗАО **** , будучи надлежащим образом уведомленным, представил ходатайство, в котором поддержал заявленные требования, дело просил рассмотреть в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения представителя истца и представителя ответчика УКС администрации г.Мурманска, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей третьих лиц Администрации г.Мурманска и ЗАО **** при наличии от них соответствующих ходатайств.

Суд, выслушав представителей истца и ответчика УКС, исследовав материалы дела, удовлетворяет исковые требования.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно статье 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального Закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, пункта 4 части 1 статьи 13 Устава муниципального образования город Мурманск, организация в границах городского округа водоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан и должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно приложению № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, а при аварии - на тупиковой магистрали - 24 часа.

В судебном заседании установлено, что в доме № ** по .... с Дата из-за поломки бойлера отсутствует горячая вода.

Управляющей организацией указанного дома является ОАО **** .

Согласно акта от Дата, составленного комиссией в составе представителей ГОУТП ******, ООО *** и ОАО **** в доме № ** по .... Дата отключена горячая вода по причине недопуска в эксплуатацию кожухотрубного водоподогревателя.

В акте технического освидетельствования водоподогревателя составленного комиссией в составе представителей ЗАО **** , ООО ***, ГЖИ по Мурманской области, ММБУ *****, КРГХ г.Мурманска, ГОУТП ****** водоподогреватель в доме № ** по .... не выдержал проверку на плотность и прочность, установлен износ трубных досок 1 и 2 ступеней на 100%, дальнейшая эксплуатация запрещена.

По данному факту в связи с коллективным обращением жильцов дома № ** по .... прокуратурой Ленинского административного округа г.Мурманска проводилась проверка.

В обоснование своих требований представитель истца ссылается на нарушение жилищных прав граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества, что выразилось в отсутствии в течение длительного периода времени горячего водоснабжения в доме № ** по ....

В соответствии с приложением № 3 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88(р), утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации скоростного кожухотрубного водонагревателя до капитального ремонта (замены) составляет 10 лет.

Тепловой пункт в доме № ** по .... построен и введен в эксплуатацию одновременно с домом в Дата, что подтверждается копией технического паспорта дома.

Согласно ответа КРГХ администрации г.Мурманска № ** от Дата данного на запрос заместителя прокурора Ленинского административного округа г.Мурманска в рамках прокурорской проверки, работы по капитальному ремонту водоподогревателя, установленного в тепловом пункте многоквартирного дома № ** по .... в адресную программу в период Дата-Дата не включались.

Государственной жилищной инспекцией Мурманской области совместно с представителями управляющей организации ОАО **** , ММБУ *****, ООО *** проведено комиссионное обследование кожухотрубных теплообменников в доме № ** по ...., о чем составлен акт от № ** от Дата, согласно которого в ходе проверки установлено, что в подвальном помещении дома № ** по .... расположен секционный кожухотрубный водоподогреватель, работы по замене или ремонту кожухотрубного водоподогревателя на момент обследования не выполнены, горячее водоснабжение отсутствует с Дата, для восстановления горячего водоснабжения необходимы работы по капитальному ремонту, либо замене кожухотрубного водоподогревателя, работы по замене кожухотрубного водоподогревателя в адресные программы не включались.

Таким образом, суд находит установленным факт нарушения жилищных прав граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества, что выразилось в отсутствии в течение длительного периода времени горячего водоснабжения в доме № ** по ....

При этом нарушение жилищных прав граждан выразилось в бездействии органа местного самоуправления.

Доводы представителя ответчика о том, что обязанность по проведению капитального ремонта бойлера, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, лежит на собственниках жилых помещений многоквартирного дома и управляющей компании, являются несостоятельными, поскольку на момент введения Жилищного кодекса РФ, устанавливающего такую обязанность, несмотря на отсутствие сведений о ненадлежащем техническом состоянии бойлера, срок его эксплуатации (с момента постройки дома в Дата) превысил срок эффективной эксплуатации в 1,5 раза, при этом сведения о проведении капитального ремонта отсутствуют. Последнее подтверждается техническим паспортом на жилой дом.

В силу статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что обязанность по проведению ремонта лежит на органе местного самоуправления.

Согласно пункта 5.1 Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 года N 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (вместе с «Ведомственными строительными нормами. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. ВСН 58-88 (р)»), капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Определяя, что в данном случае необходима замена водоподогревателя в рамках капитального ремонта, суд руководствуется вышеприведенным пунктом 5.1 Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 года N 312.

Возлагая обязанность по проведению капитального ремонта на Управление капитального строительства администрации г.Мурманска, суд исходит из того, что в соответствии с решением Совета депутатов г.Мурманска от 25.06.2009 года №7-83 «Об утверждении структуры администрации муниципального образования г.Мурманск», постановлением администрации г.Мурманска от 10.07.2009 г. №597 «О структуре администрации муниципального образования г. Мурманск», Положением об управлении капитального строительства администрации г.Мурманска, утвержденным решением Совета депутатов г.Мурманска от 30 декабря 2009 года № 14-188, именно Управление капитального строительства администрации г.Мурманска осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города по капитальному ремонту и муниципального заказчика на капитальный ремонт, а также осуществляет контроль за исполнением муниципального заказа.

Довод представителя ответчика УКС о том, что иск предъявлен ненадлежащим лицом, является необоснованным.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Данное исковое заявление подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц - граждан, проживающих в жилых помещениях, входящих в муниципальный жилой фонд социального использования, а также граждан, которым впоследствии может быть предоставлен данный жилой фонд.

Признавая необоснованным заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд исходит из того, что нарушение прав жильцов дома № ** по .... на бесперебойное горячее водоснабжение возникло в Дата в связи с поломкой бойлера и явилось следствием неправомерного бездействия муниципальных органов по исполнению своих обязанностей, возникших до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Определяя в соответствии с требованием части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ срок исполнения судебного решения, суд учитывает необходимость соблюдения установленной законом процедуры организации и проведения конкурса на выполнение муниципального заказа.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ленинского административного округа города Мурманска к Управлению капитального строительства администрации города Мурманска о понуждении к формированию и размещению муниципального заказа на замену водонагревателя удовлетворить.

Обязать Управление капитального строительства администрации города Мурманскасформировать и разместить муниципальный заказ на капитальный ремонт (замену) кожухотрубного водоподогревателя, расположенного в доме № ** по ...., организовать конкурсный отбор на выполнение муниципального заказа, организовать исполнение муниципального контракта в срок до Дата.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Г.В.Дорошенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200