2-1278/2011 Оспаривание предписания ГИТ по МО.



Дело № 2-1278.

Изготовлено 08 апреля 2011 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2011 года Октябрьский районный суд г. Мурманска

в составе председательствующего судьи Быриной Д.В.

при секретаре Михеевской Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа № ** Комитета по образованию администрации г.Мурманска об оспаривании предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области,

УСТАНОВИЛ:

МОУ ДОД г. Мурманска ДЮСШ № ** обратилось в суд с заявлением об оспаривании п.2. и п.9 предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области № ** от Дата, которым заявитель обязан во исполнение требований ч.1 ст. 57 Трудового кодекса РФ указать в порядке, установленном ч.3 ст. 57 ТК РФ, в трудовом договоре, заключенном с А., место работы и дату начала работы работника; начислить и выплатить работнику А. обязательную стимулирующую доплату за замещаемую должность инструктора-методиста за Дата-Дата.

В обоснование заявления указано, что государственным инспектором труда не правильно трактуется п. 4.1 Положения о порядке установления стимулирующих выплат, утвержденного заявителем. Так, предусмотренная данным пунктом обязательная доплата устанавливается за замещаемую должность (заместителя директора, заведующего отделами, инструктора-методиста), не носит поощрительный характер, а относится к обязательным дополнительным выплатам, производимым в соответствии со ст. 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей). Фактически А., работая в должности инструктора-методиста, не замещала с Дата по Дата саму себя, поэтому такая выплата ей не производилась.

В трудовом договоре с А. указано, что договор заключен на неопределенный срок с Дата. Из содержания трудового договора следует, что она была принята на работу в МОУ ДОД ДЮСШ № **. Таким образом, трудовой договор соответствует требованиям трудового законодательства и предписание в данной части не обосновано.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении требований, суду пояснил, что при переходе на новую систему оплаты труда на основании постановления администрации города Мурманска от 31.10. 2008 № ** «Об установлении систем оплаты труда работников учреждений, подведомственных комитету по образованию администрации города Мурманска» доплата за выполнение работ, не входящих в круг основных обязанностей ранее содержащаяся в стимулирующей части оплаты труда была включена в специальную (компенсирующую) часть фонда оплаты труда. При этом соотношение базовой, специальной и стимулирующей части не изменилось. В результате чего денежных средств в специальной части фонда оплаты труда на выплату доплат за выполнение работ, не входящих в круг основных обязанностей, стало нахватать. С целью произведения доплат работникам за выполнение работ, не входящих в круг основных обязанностей, в «Положении о порядке установления стимулирующих выплат (доплат, надбавок премий) МОУ ДОД ДЮСШ № **» была предусмотрена такая стимулирующая выплата как за замещаемую должность, которая отвечает требованиям п.5.1. и п. 5.2. «Примерного положения об оплате труда работников учреждений, подведомственных комитету по образованию администрации города Мурманска», утвержденного постановлением администрации города Мурманска от 31.10.2008 № ** интенсивность, напряженность, высокие результаты работы.

МОУ ДОД ДЮСШ № ** является муниципальным образовательным учреждением, финансируемым за счет бюджета города Мурманска.

Система оплата труда в МОУ ДОД ДЮСШ № ** должна соответствовать постановлению администрации города Мурманска от Дата № ** «Об установлении систем оплаты труда работников учреждений, подведомственных комитету по образованию администрации города Мурманска».

В соответствии с п.5.1. и п. 5.2. «Примерного положения об оплате труда работников учреждений, подведомственных комитету по образованию администрации города Мурманска» утвержденного постановлением администрации города Мурманска от 31.10. 2008 № ** в учреждениях устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

выплаты за интенсивность и напряженность работы;

выплаты за высокие результаты работы;

выплаты за почетное звание, ученую степень, ученое звание;

премиальные выплаты по итогам работы.

Наименование, условия и размеры выплат стимулирующего характера устанавливаются учреждением самостоятельно на основании постановления администрации города Мурманска от 31.10. 2008 № **. Перечень стимулирующих выплат, установленных учреждением, должен отвечать уставным задачам, а также показателям эффективности деятельности учреждений.

Пункт 4.1 «Положения о порядке установления стимулирующих выплат (доплат, надбавок премий)», утвержденного приказом директора МОУ ДОД ДЮСШ № **, предусматривает перечень обязательных выплат, в соответствии с которым доплата устанавливается за замещаемую должность (заместителя директора, заведующего отделами, инструктора-методиста) и за наличие почетного звания.

Таким образом, стимулирующая доплата должна отвечать показателям эффективности деятельности учреждения, в том числе и при устанавливаемая доплата за замещаемую должность.

При этом сам факт работы в должности не относится к таким показателям и не отвечает требованиям п. 5.1. «Примерного положения об оплате труда работников учреждений, подведомственных комитету по образованию администрации города Мурманска» утвержденного постановлением администрации города Мурманска от 31.10. 2008 № **.

В п.5.18 Соглашения между комитета по образованию администрации г. Мурманска и горкома профсоюза работников народного образования и науки г. Мурманска, также как и в постановлении администрации города Мурманска от 31.10.2008 № **, предусмотрены следующие виды выплат стимулирующего характера:

выплаты за интенсивность и напряженность работы;

выплаты за высокие результаты работы;

выплаты за почетное звание, ученую степень, ученое звание;

- премиальные выплаты по итогам работы.

Таким образом, установление и выплата А. стимулирующей надбавки за замещаемую должность в соответствии с п.4.1 «Положения о порядке установления стимулирующих выплат (доплат, надбавок премий)» только за сам факт работы в указанной должности не отвечает требованиям статей 34, 162 Бюджетного кодекса РФ в части обеспечения эффективности и целевого использования финансовых средств.

Предписание в части наложение на МОУ ДОД ДЮСШ № ** обязательства по начислению и выплате А. обязательной стимулирующей доплаты за замещение должности инструктора-методиста за Дата-Дата вынесено без учета срока давности, установленного ст.392 Трудового кодекса РФ.

Выдавший оспариваемое предписание государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Мурманской области Б. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Настаивала на законности выданного предписания.

Заинтересованное лицо А. в судебное заседание не явилась.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, отклоняет заявленное требование по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 356 Трудового кодекса РФ, государственная инспекция труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

Статья 357 Трудового кодекса РФ, устанавливает право государственного инспектора труда предъявлять работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений трудового законодательства.

Статьей 361 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность обжалования решений государственных инспекторов труда в суд.

Судом установлено, что в связи с обращением А. в ГИТ в МО проведена проверка соблюдения трудового законодательства в МОУ ДОД ДЮСШ № **, по результатам которой выдано оспариваемое предписание, согласно пунктам п.2. и п.9 которого заявитель обязан во исполнение требований ч.1 ст. 57 Трудового кодекса РФ указать в порядке, установленном ч.3 ст. 57 ТК РФ, в трудовом договоре, заключенном с А., место работы и дату начала работы работника; начислить и выплатить работнику А. обязательную стимулирующую доплату за замещаемую должность инструктора-методиста за Дата-Дата.

Отклоняя заявленное МОУ ДОД ДЮСШ № ** требование признать незаконным и отменить предписание в данной части, суд исходит из следующего.

По результатам проверки ГИТ в МО установлено нарушение работодателем требований ч. 2 ст. 22, ст. 129, ст. 135, п. 3, п. 4.1 Положения о порядке установления стимулирующих выплат (доплат, надбавок, премий), являющегося неотъемлемой частью Положения об оплате труда работников МОУ ДОД ДЮСШ № **, в части невыплаты А. обязательной стимулирующей надбавок за замещаемую должность.

В ходе проверки установлено, что А. работает в МОУ ДОД ДЮСШ № ** в должности инструктора-методиста. Пунктом 5 трудового договора № ** от Дата А. установлена следующая оплата труда: должностной оклад в размере .... руб., процентная надбавка за работу в условиях Крайнего Севера в размере ....% районный коэффициент в размере ....%, доплаты, надбавки и премии - согласно Положения «О порядке установления стимулирующих выплат (доплат, надбавок, премий).

В соответствии с ч.1,2 ст. 135 Трудового кодекса РФ Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно п.3.14 Положения об оплате труда работников МОУ ДОД ДЮСШ № ** распределение стимулирующего фонда оплату труда производится руководителем учреждения по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, с учетом мнения профсоюзной организации.

Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников. При отсутствии или недостатке соответствующих финансовых средств руководитель учреждения вправе приостановить выплату стимулирующего характера, уменьшить либо отменить их выплату, предупредив работника в установленном законодательством порядке (п. 3.15 Положения).

В соответствии с п. 1 Положения о порядке установления стимулирующих выплат (доплат, надбавок и премий), являющегося неотъемлемой частью Положения об оплате труда работником МОУ ДОД ДЮСШ № **, в учреждении устанавливаются выплаты стимулирующего характера (доплаты, надбавки и премии) на постоянной или временной основе.

Пунктом 3 Положения о порядке установления стимулирующих выплат (доплат, надбавок и премий) определено, что к выплатам стимулирующего характера относятся обязательные стимулирующие выплаты (доплаты) и выплаты, направленные на поощрение работника за интенсивность, качество и высокие показатели труда, а также за выполненную особо важную или срочную работу. Стимулирующие надбавки и выплаты устанавливаются в школе приказами директора.

Пунктом 4.1 Положения о порядке установления стимулирующих выплат (доплат, надбавок и премий) определен перечень обязательных выплат, в соответствии с которым обязательная стимулирующая выплата (доплата) устанавливается либо за замещаемую должность (заместитель директора, заведующие отделами, инструктор-методист) либо за наличие почетных званий.

Данный пункт Положения о порядке установления стимулирующих выплат (доплат, надбавок и премий) не противоречит законодательству РФ и действующим в учреждении локальным актам, не исключает возможность выплаты работникам стимулирующей надбавки в обязательном порядке в силу ст. 135 Трудового кодекса РФ, исходя из установленной в учреждении системы оплаты труда.

Согласно ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Как следует из материалов дела, А. работает в должности инструктора-методиста, то есть в той должности, которая дает право на получение обязательной стимулирующей надбавки за занимаемую должность согласно установленной в учреждении системе оплаты труда.

Между тем, как следует из обстоятельств дела, такая надбавка в период с Дата по Дата работнику не начислялась и не выплачивалась.

Заявителем приведены доводы о том, что А. не имеет право на доплату за замещаемую должность в соответствии с п. 4.1 Положения о порядке установления стимулирующих выплат (доплат, надбавок и премий), поскольку указанная надбавка не носит поощрительный характер, а относится к обязательным дополнительным выплатам, производимым в соответствии со ст. 151 Трудового кодекса РФ за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения его от своей основанной работы, в размере от 20% до 40% должностного оклада.

Суд оценивает данный довод критически, учитывая следующее.

В Трудовом кодексе РФ содержание понятия «замещение» не приведено, при этом само понятие применяется при регулировании трудовых отношений, возникающих на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу, и временного перевода работника на другую работу для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работ, и подразумевает занятие работником конкретной должности.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 149 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса)

Учитывая изложенное, доплата за выполнение работником наряду со совей основной работой дополнительной, в виде совмещения профессий (должностей), относится действующим трудовым законодательством к компенсационным выплатам, что не согласуется с позицией заявителя о том, что отнесенная пунктом 4.1 Положения о порядке установления стимулирующих выплат (доплат, надбавок и премий) к обязательным стимулирующим выплатам доплата за замещаемую должность заместителя директора, заведующих отделом, инструктора-методиста выплачивается за совмещение должностей.

Кроме того, установление в п. 4.1 Положения конкретного размера доплаты не соответствует положениям статей 151, 60.2 Трудового кодекса РФ о том, что размер доплаты при совмещении профессий (должностей) устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Пунктом 3.2.1 Примерного положения об оплате труда работников учреждений, подведомственных Комитету по образованию администрации города Мурманска от 31.10.2008 года № ** «Об установлении систем оплаты труда работников учреждений, подведомственных комитету по образованию администрации города Мурманска», закреплено, что в учреждениях устанавливается следующий рекомендуемый перечень видов выплат компенсационного характера:

1) выплаты работникам, выплачиваемые за труд в особых условиях:

на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условия

за работу в районах Крайнего Севера;

2) выплаты работникам, выплачиваемые за труд в условиях, отклоняющихся от нормальных условий:

- выполнение работ различной квалификации;

- совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.

Наименование, условия и размеры выплат компенсационного характера устанавливаются учреждением самостоятельно на основании данного Положения и в соответствии с рекомендованным перечнем и размерами выплат компенсационного характера, установленными приказом комитета по образованию администрации города Мурманска (п. 3.2.2 Примерного положения).

Анализ представленного работодателем к проверке ГИТ в МО Положения об оплате труда работников МОУ ДОД ДЮСШ № **, утвержденного директором учреждения, свидетельствует о том, что работодателем установлен перечень и размеры выплат компенсационного характера, согласно которого работодателем установлена такая компенсационная доплата, как доплата к окладу (должностному окладу), ставке за расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Размер доплат - по соглашению сторон трудового договора.

Таким образом, работодателем определена доплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, - а именно за совмещение профессии (должностей) как компенсационная, в то время как доплата за замещаемую должность обнесена им к стимулирующим выплатам.

При таких обстоятельствах, исходя из содержания Положения о порядке установления стимулирующих выплат (доплат, надбавок и премий), усматривается, что установленная работодателем в п. 4.1 надбавка за замещаемую должность не является компенсационной, и устанавливается именно работникам, занимающим, в том числе, должность инструктора-методиста, на основании заключенного с ними трудового договора.

При указанных обстоятельствах, оснований признавать незаконным требование государственного инспектора труда, изложенное в п.9 предписания, у суда не имеется.

Довод представителя заявителя о несоответствии статье 392 Трудового кодекса требованиям государственного инспектора труда произвести выплату за весь период с Дата по Дата, не влияет на вывод суда о правомерности вынесенного предписания, поскольку при выявлении нарушений работодателем законодательства об оплате труда данное должностное лицо не вправе самостоятельно применять срок исковой давности. Вместе с тем, исходя из положений ст. 395 Трудового кодекса Российской Федерации, при обоснованности денежных требований работника они удовлетворяются в полном размере без ограничения срока.

Суд также признает законным требование государственного инспектора труда, указанное в п.2 оспариваемого предписания, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Согласно статье 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В силу статьи 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Согласно ст. 67 Трудового кодекса РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

В силу ст. 61 Трудового кодекса РФ Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

Таким образом, законодатель разделяет понятия «дата заключения трудового договора и начала его действия» и «дата начала работы работника», поскольку трудовой договор может быть заключен между сторонами ранее или позднее фактического допущения работника к работе.

Из представленного суду трудового договора следует, что он заключен сторонами на неопределенный срок с Дата, тогда как дата заключения трудового договора - Дата. Указания на фактическую дату начала трудовых отношений трудовой договор не содержит, что является нарушением требований статьи 57 Трудового кодекса РФ.

Согласно п.1.1 Трудового договора с А. работник принимается на должность инструктора-методиста, при этом место работы не указано, что также является нарушением положений статьи 57 Трудового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления Муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа № ** Комитета по образованию администрации г.Мурманска средняя об оспаривании предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд с принесением жалобы через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий: Д.В. Бырина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200