2-1544/2011 Признании незаконным отказа органов власти в согласовании проведения пикетирования.



Мотивированное решение изготовлено: «05» апреля 2011 года

Дело № 2-1544/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 марта 2011 года город Мурманск

Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе:

председательствующего судьи Свиридовой Ж.А.,

при секретаре Балакшиной О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хубаева Р.Т. о признании незаконным отказа Управления Октябрьского административного округа г. Мурманска в согласовании проведения пикетирования,

у с т а н о в и л :

Хубаев Р.Т. обратился в суд с указанным заявлением, поскольку полагает действия Управления Октябрьского административного округа г. Мурманска - нарушающими его конституционное право на проведение массовых мероприятий. В обоснование указал, что Дата им было подано уведомление в управление Октябрьского административного округа о проведении пикета Дата с **-00ч. до **-00ч. на площади «Пять Углов» со стороны проспекта Ленина. Целью мероприятия было анонсирование создания регионального отделения политической партии <данные изъяты>, инициативной группой по её созданию, среди населения и оппозиционно настроенных граждан.

Дата им был получен ответ из Управления Октябрьского административного округа г.Мурманска с отказом в согласовании проведения митинга на площади «Пять Углов», со стороны проспекта Ленина, в связи с тем, что Дата на площади «Пять углов» проводятся традиционные народные гуляния в честь праздника <данные изъяты>, предложено провести пикет у здания ***** по адресу: .....

Не согласившись с данным предложением Хубаев Р.Т. отказался от предложенного места пикетирования, как несоответствующего целям мероприятия, в своем отказе от Дата указал, что полагает немотивированным само предложение из-за отсутствия веских доводов в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов.

Кроме того не согласен с мотивировкой отказа Управления Октябрьского административного округа г.Мурманска от Дата, согласно которому «заявленное мероприятие носит политический характер и может вызвать резонанс в общественности, из заявленных 10-ти человек пикетирующих возможно привлечение большего количества участвующих, не урегулированных организатором публичного мероприятия, что может привести к угрозе безопасности для участников публичного мероприятия», поскольку отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера.

Заявитель просит признать незаконным отказ Управления Октябрьского административного округа г. Мурманска в согласовании проведения пикета Дата с **-00ч. до **-00ч. на площади «Пять Углов» со стороны проспекта Ленина.

Заявитель в судебное заседание не явился, извещался судом по последнему известному месту жительства, направил в суд своего представителя.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал указанную жалобу и дал суду пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель заинтересованного лица - Управления Октябрьского административного округа г Мурманска в судебном заседании представил возражения на заявление Хубаева Р.Т., из которых следует, что считает заявление необоснованным по тем основаниям, что отказ в согласовании проведения пикетирования Хубаеву Р.Т. был основан на действующем законодательстве. Дата на площади «Пять углов» запланировано проведение традиционных ежегодных народных гуляний, посвященных празднику <данные изъяты>. Отказ управления мотивирован объективными причинами. От предложенного варианта Хубаев Р.Т. отказался. Приведенные им в свою защиту правовые нормы не имеют отношения к ответу управления. Перечень причин, по которым управление могло предложить другое место для проведения пикета, согласно закону не является исчерпывающим, но зависит от конкретной ситуации. Просит отказать в удовлетворении заявленных Хубаевым Р.Т. требований.

Кроме того, пояснила, так как Дата было запланировано проведение праздника <данные изъяты>, не было ни одной организации, которой бы предоставили право проведения массовых мероприятий на площади «Пять Углов». Также полагала, что дискриминационных действий в отношении организатора пикета - Хубаева Р.Т. не было допущено, так как не менее 6 раз ему было предоставлено право проведения пикета на площади «Пять Углов» в г. Мурманске в период, когда на площади не проводились массовые мероприятия.

Представитель третьего лица - администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Направил в суд заявление, в котором поддержал доводы Управления Октябрьского административного округа г Мурманска и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, анализируя юридически значимые доказательства и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что заявление Хубаева Р.Т. удовлетворению не подлежит.

В силу ст.31 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Данное право граждан Российской Федерации является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц

Судом было установлено, что Дата заявитель, как организатор публичного мероприятия, обратился в Управление Октябрьского административного округа г. Мурманска с уведомлением о времени и месте проведения гражданской акции, в виде пикета, с целью анонсирования создания регионального отделения политической партии <данные изъяты>, инициативной группой по её созданию, среди населения и оппозиционно настроенных граждан.

Дата и.о. заместителя главы администрации г.Мурманска - начальником Управления Октябрьского административного округа г. Мурманска было предложено провести данное массовое мероприятие на площадке у здания *****, по адресу: ....

Дата на обращение Хубаева Р.Т. и.о. заместителя главы администрации г.Мурманска - начальником Управления Октябрьского административного округа г. Мурманска был дан мотивированный отказ в согласовании проведения пикетирования Дата согласно которому, мероприятие носит политический характер и может вызвать резонанс в общественности, из заявленных 10-ти человек пикетирующих возможно привлечение большего количества участвующих, не урегулированных организатором публичного мероприятия, что может привести к угрозе безопасности для участников публичного мероприятия. Кроме того, могут быть нарушены права и свободы граждан на свободу передвижения.

В соответствии со статьей 19 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, граждане РСФСР вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей.

В силу части 2 статьи 2 Декларации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.

Вместе с тем, статьей 4 Декларации установлено, что осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" устанавливает, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Кроме того, статья 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусматривает, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

Судом в результате рассмотрения дела установлено, что место проведения пикета было перенесено Управлением по тем основаниям, что заявителями гражданской акции было предложено место не безопасное для участников публичного мероприятия, поскольку на площади «Пять Углов» в г.Мурманске Дата запланированы массовые народные гуляния, посвященные празднику <данные изъяты>, организована выездная торговля.

При этом, Управлением Октябрьского административного округа г.Мурманска предложено организатору пикета провести публичное мероприятие на площадке у здания *****, также расположенное в центре Октябрьского округа г.Мурманска, по адресу: ....

Организатор пикета отказался от предложенного места проведения мероприятия.

Вместе с тем, в судебном заседании не представлено доказательств того, что предложение Управления Октябрьского административного округа г. Мурманска о проведении пикета с целью анонсирования создания регионального отделения политической партии <данные изъяты> среди населения и оппозиционно настроенных граждан, не позволяло реализовать цели пикета на предложенном месте - на площадке у здания *****, также расположенном в Октябрьском округе г.Мурманска, по адресу: ....

Кроме того, как следует из пояснений представителя Управления, данных в ходе судебного заседания, так как Дата было запланировано проведение праздника <данные изъяты>, не было ни одной организации, которой было бы предоставлено право проведения мероприятий на площади «Пять Углов».

В дальнейшем, в целях реализации запланированных мероприятий, администрацией города Мурманска Дата № ** было вынесено постановление «О проведении в г. Мурманске праздника <данные изъяты>, согласно которому Дата с ** часов до ** часов организовывалось и проводилось праздничное народное гулянье <данные изъяты> на площади Пять Углов перед зданием ОАО «Отель «Арктика». С ** часов до ** часов Дата организовывалась выездная торговля в местах проведения праздничного мероприятия.

Суд также не усматривает дискриминационных действий в отношении организатора пикета - Хубаева Р.Т., поскольку как следует из пояснений представителя Управления, не менее 6 раз ему было предоставлено право проведения пикета на площади «Пять Углов» в г.Мурманске в период, когда на площади не проводились массовые мероприятия. Данное обстоятельство представителем заявителя в судебном заседании не оспорено.

Суд считает, что отказ Управления в проведении митинга на заявленной территории не противоречит действующему законодательству, поскольку мероприятие, посвященное анонсированию создания регионального отделения политической партии могло иметь большой резонанс в общественности, из заявленных 10-ти человек пикетирующих возможно привлечение большего количества участвующих, не урегулированных организаторами публичного мероприятия, что могло привести к угрозе безопасности для участников публичного мероприятия, кроме того, могли быть нарушены права и свободы других граждан на свободу передвижения.

Таким образом, Управление, несущее ответственность за общественный порядок на территории округа, а также безопасность граждан, действовало в пределах своих полномочий, определив место для гражданской акции в центре города, но в безопасном месте. И.о. начальника Управления Октябрьского административного округа г. Мурманска А., как должностное лицо, - был вправе дать отказ, обжалуемый заявителем.

На основании ст.31 Конституции РФ, «Декларации прав и свобод человека и гражданина» от 22.11.1991г., Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", руководствуясь ст.ст. 56, 57, 60, 194-199, 254-256 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Хубаева Р.Т. о признании незаконным отказа Управления Октябрьского административного округа г. Мурманска в согласовании проведения пикетирования Дата на площади «Пять Углов» в г.Мурманске - оставить без удовлетворения.

Признать действия Управления Октябрьского административного округа г. Мурманска по отказу в согласовании проведения пикетирования Дата на площади «Пять Углов» в г.Мурманске - соответствующими закону, и находящимися в пределах полномочий.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд, через Октябрьский районный суд г. Мурманска, в 10-дневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Ж.А. Свиридова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200