2-1346/2011 Устранение нарушений, обеспечение безопасной стоянки судна.



Мотивированное решение

изготовлено 17 мая 2010 года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2010 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Жугановой Н.В.

при секретаре Гамаюновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к закрытому акционерному обществу «Астра-Флот» об обеспечении безопасной стоянки судна,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский транспортный прокуратур обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к закрытому акционерному обществу «Астра-Флот» об обеспечении безопасной стоянки суна.

В обоснование заявленных требований указал, что им проведена проверка исполнения законодательства, направленная на обеспечение безопасности мореплавания в морском порту Мурманск. В ходе проверки установлено, что ЗАО «Астра-Флот» допускается нарушения законодательства по стоянке судов в морских портах РФ. Судно *****, принадлежащий ЗАО «Астра-Флот», ошвартовано у причала № ** на акватории Кольского залива. На судне отсутствует вахтенная служба, безопасность стоянки не обеспечена, судно не контролируется судовладельцем, мероприятия по обеспечению безопасности и защите окружающей среды не выполняются, на судно имеется свободный доступ, электроэнергией судно не обеспечено, живучесть судна и противопожарная безопасность не осуществляется. Дата на судне обнаружено поступление забортной воды в машинное отделение данного судна, произошедшее из-за свободного прохода на судно посторонних лиц и демонтажа в машинном отделении части трубопровода. Предпринятые попытки судовладельца по откачке воды из машинного отделения положительных результатов не дали. На сегодняшний день судно стоит у причала с креном, в машинном отделении находятся остатки воды, смешанные с ГСМ, аварийное состояние судна может привести к его затоплению и как следствие к загрязнению морской среды и уничтожению биоресурсов, что также представляет угрозу безопасности мореплавания в Кольском заливе, жизни и здоровью людей. Неисполнение руководством ЗАО «Астра-Флот» требований Кодекса торгового мореплавания, МКУБ, Общих правил плавания и стоянки в морских портах РФ и на подходах к ним, нарушает права неопределенного круга лиц - жителей г. Мурманска и Мурманской области на защиту их жизни, здоровья, на благоприятную окружающую среду.

Просит суд обязать ответчика в срок до Дата обеспечить безопасную стоянку судна ***** на акватории Кольского залива, а именно: обеспечить на судне вахтенную и пожарную службу, контроль за стоянкой судна, исключить загрязнение и захламление водной поверхности, обеспечить судно электроэнергией, трапы поданные с судна на причал поручнями или леерами, в районе трапа вывесить спасательный круг с линем длиной не менее 30-ти метров, под трапом натянуть предохранительную сетку, обеспечить вахтенного у трапа номерами телефонов капитана порта, оператора морского терминала, пожарной и медицинской служб морского порта и других должностных лиц и организаций, взаимодействующих с судном в нештатных ситуациях и в случаях противоправных действий по отношению к судну и экипажу; получить разрешение капитана морского порта на длительную стоянку судна в морском порту, разработать планы мероприятий по обеспечению безопасности судна в период длительной стоянки, обеспечить судно связью с капитаном морского порта.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил обязать ЗАО «Астра-Флот» в срок до Дата обеспечить безопасную стоянку судна ***** на акватории Кольского залива.

Представитель ответчика ЗАО «Астра-Флот» в судебное заседание не явился, извещался судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Из представленного ранее письменного отзыва следует, что ответчик с заявленным иском не согласен. В обоснование возражений указал, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП ****ского округа г. Мурманска от Дата на судно ***** наложен арест для приведения в исполнение решений ****ского районного суда г. Мурманска и Арбитражного суда в пользу разных взыскателей. Об аресте ЗАО «Астра-Флот» узнал только в Дата. Полагал, что бремя хранения (содержания) арестованного имущества на ЗАО «Астра-Флот» не возложено. В силу того, что судно являлось единственным средством производства для извлечения прибыли и покрытия каких-либо расходов по его содержанию, эксплуатация его с момента наложения ареста невозможна. За время ареста судно полностью разграблено, и только в настоящее время выставлено для продажи с торгов на металлолом.

Представитель третьего лица - ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» поддержал требования прокурора.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд частично удовлетворяет исковые требования.

Судом установлено, что Дата ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» в адрес Мурманского транспортного прокуратура направлено письмо о несоблюдении ЗАО «Астра-Флот» законодательства в части обеспечения безопасной стоянки судов.

На основании указанного письма прокурором проведена проверка исполнения законодательства, направленная на обеспечение безопасности мореплавания в морском порту Мурманск.

В результате проведенной проверки прокурором выявлены нарушения ЗАО «Астра-Флот» требований Кодекса торгового мореплавания РФ и Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним.

Так, согласно статье 53 Кодекса торгового мореплавания РФ и Приказа Министерства морского флота СССР от 20.06.1980 № 132 «О введении в действие штатов судов портового и служебно-вспомогательного флота» каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для безопасности судна.

На основании главы XIII Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ, утвержденного Приказом Роскомрыболовства от 30.08.1995 г. № 140 вахтенная служба (вахта) на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Члены судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными. Вахта обеспечивает управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль за посещением судна посторонними лицами. Ответственность за организацию вахты возлагается на капитана, а по судовым службам - на начальников служб. Ответственность за надлежащее несение вахты - на лиц, несущих вахту. При стоянке в порту из состава экипажа назначается пожарная вахта, осуществляющая периодические обходы судна в целях обеспечения его безопасности. Лица пожарной вахты обязаны неотлучно находиться на судне. Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные. Продолжительность стояночной вахты не должна превышать 24 часов для командного состава и 8 часов для судовой команды.

Согласно статье 1.4. 2.1 Международного Кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), утвержденного Приказом Комитета РФ по рыболовству от 18.10.1995 № 165 "Об организации управления безопасной эксплуатацией рыбопромыслового флота", каждая компания должна разработать, задействовать и поддерживать систему управления безопасностью судна. Компания должна выработать политику в области безопасности и защиты окружающей среды.

Согласно п. 4.4.5, 4.4.9, 4.4.10 Общих правил плавания и стоянки в морских портах РФ и на подходах к ним, утвержденных совместным решением Департамента морского транспорта Министерства транспорта России и Госкомрыболовства России от 01.12.1992, капитан судна, ошвартованного у причала, обязан принять меры, исключающие загрязнение и захламление водной поверхности, причала и дна, а также организовать постоянную очистку от снега и грязи места в районе трапов. В темное время суток на судне, стоящем у причала, должно быть включено наружное освещение, а на баке и корме выставлены огни, обозначающие оконечности судна. На судне, стоящем у причала, независимо от его размеров и принадлежности выставляется вахтенный у трапа. Вахтенная служба обязана знать номера телефонов инспекции портового надзора, диспетчера порта, пожарной и медицинской служб порта.

На основании статьи 76 Кодекса торгового мореплавания РФ и Приказа Министерства морского флота СССР от 21.05.1991 № 40 «О мерах по обеспечению безопасности мореплавания» капитан порта осуществляет контроль над безопасностью в порту. С целью усиления безопасной стоянки судна в порту капитан порта издает распоряжение о составлении планов стоянки в осенне-зимний период. Служба капитана порта контролирует безопасную стоянку судов согласно представленных судовладельцами планов.

Согласно раздела 2.89 Наставлений по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов флота рыбной промышленности СССР, утвержденных приказом Минрыбхоза от 29.09.1981 года №434, пункта 2.13 Правил пожарной безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР и рыболовецких колхозов, утвержденных приказом Минрыбхоза от 25.11.1982 № 486, пункта 102-106 Общих правил плавания и стоянки в морских портах РФ и на подходах к ним, при стоянке судов в порту трапы, поданные с судна на причал, должны быть оборудованы поручнями или леерами. В районе трапа должен находится спасательный круг с линем, длиной не менее 30 метров. Под трапом должна быть натянута предохранительная сетка, исключающая возможность падения людей в воду. В темное время суток трапы должны быть освещены, в темное время суток на судне, стоящем у причала, должно быть включено наружное освещение, а на баке и корме судна выставлены огни, обозначающие оконечности судна. На судне, стоящем у причала, выставляется вахтенный у трапа. Вахтенный у трапа обязан знать номера телефонов капитана морского порта, оператора морского терминала, пожарной и медицинской служб морского порта и других должностных лиц и организаций, взаимодействующих с судном в нештатных ситуациях и в случаях противоправных действий по отношению к судну и его экипажу.

Согласно пунктов 119-120, 123 Общих правил плавания и стоянки в морских портах РФ и на подходах к ним, длительная стоянка судов в морском порту сверх времени, необходимого для осуществления погрузо-разгрузочных операций и оказания судну услуг по его обслуживанию, осуществляется с разрешения капитана морского порта на длительную стоянку судна в морском порту на основании заявки судовладельца или капитана судна. Суда, находящиеся в морском порту на длительной стоянке, должны иметь планы мероприятий по обеспечению безопасности судна в период длительной стоянки, утвержденные судовладельцем и согласованные с капитаном морского порта. Во время длительной стоянки судна обеспечиваются связью с капитаном морского порта.

Как установлено судом, судно *****, принадлежащее ЗАО «Астра-Флот», находится у причала ООО *** с Дата по настоящее время.

На судне ***** не организована вахтенная служба, охрана судна не осуществляется, мероприятия по обеспечению безопасности и защите окружающей среды не выполняются, на судно имеется свободный доступ, электроэнергией судно не обеспечено, живучесть судна и противопожарная безопасность не осуществляется. Разрешение капитана морского порта на длительную стоянку судна в морском порту не получено, планы мероприятий по обеспечению безопасности судна в период длительной стоянки не разработаны, не согласованны с капитаном морского порта. Связью с капитаном морского порта судно не обеспечено.

В нарушение статьи 78 Кодекса торгового мореплавания РФ требования капитана морского порта Мурманск о принятии мер к безопасной стоянке судна не выполняются.

Данные обстоятельства подтверждаются письмом ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» от Дата № ** (л.д.12), от Дата № ** (л.д. 11), письмом ООО *** № ** от Дата, письмом Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от Дата № **.

Дата диспетчерской службой ООО *** обнаружен большой крен на левый борт судна *****, который образовался из-за поступления забортной воды в машинное отделение в результате свободного прохода на судно посторонних лиц и демонтажа в машинном отделении части трубопровода. Принятые попытки судовладельца по откачке воды из машинного отделения электронасосами и спрямления судна на ровный киль положительных результатов не дали. В настоящее время судно стоит у причала с креном, в машинном отделении находятся остатки воды, смешанные с ГСМ. Угроза безопасности судна и загрязнения окружающей среды до настоящего времени не снята. Данные обстоятельства также подтверждены материалами дела (л.д. 6, 8, 9).

Ответственность за соблюдение законодательства РФ по безопасности мореплавания и стоянки судна ***** у причала ООО *** на акватории Кольского залива лежит на судовладельце - ЗАО «Астра-Флот».

Прибрежная зона Мурманской области и Кольский залив Баренцева моря, где отшвартовано судно принадлежащее ЗАО «Астра-Флот» в брошенном состоянии, являются источником жизни человека, растительного и животного мира, одновременно служат основой развития производства.

Таким образом, непринятие судовладельцем мер по обеспечению безопасности судна, находящегося в аварийном состоянии, может привести к его затоплению и как следствие - загрязнению морской воды и уничтожению биоресурсов, что представляет угрозу безопасности мореплавания в Кольском заливе, жизни и здоровью людей.

Довод представителя ЗАО «Астра-Флот» о том, что судно арестовано службой судебных приставов ****ского округа города Мурманска, которые и должны организовать охрану и хранение судна, суд находит необоснованным.

Из материалов дела следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов ****ского округа города Мурманска УФССП по Мурманской области от Дата наложен арест на имущество ЗАО «Астра-Флот».

Дата судебный пристав-исполнитель ****ского округа города Мурманска УФССП по Мурманской области А. произвела опись и арест имущества должника по адресу: ...., а именно морское судно *****.

При наложении ареста ответственный хранитель судебным приставом-исполнителем назначен не был, в связи с отказом руководителя ЗАО «Астра-Флот» от принятия имущества на хранение. Судебным приставом-исполнителем морское судно ***** не изымалось, третьим лицам не передавалось. Собственником морского судна ***** до настоящего времени является ЗАО «Астра-Флот», что подтверждено выпиской из государственного судового реестра (л.д. 32).

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

При таких обстоятельствах, иск Мурманского транспортного прокурора к ЗАО «Астра-Флот» обоснован и подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, суд отказывает в удовлетворении иска в части понуждения ответчика к исключению загрязнения и захламления водной поверхности, поскольку выполнение данных действий непосредственно вытекает из обязанности ответчика по разработке планов мероприятий по обеспечению безопасности судна в период длительной стоянки.

Поскольку исполнение вышеуказанных требований требует значительного количества времени, суд устанавливает срок исполнения ответчиком обязанности по обеспечению безопасной стоянки судна до Дата.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Требование Мурманского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к закрытому акционерному обществу «Астра-Флот» об обеспечении безопасной стоянки судна удовлетворить частично.

Обязать закрытое акционерное общество «Астра-Флот» обеспечить безопасную стоянку рыботранспортного судна ***** на акватории Кольского залива в срок до Дата, а именно:

- обеспечить на судне вахтенную и пожарную службу, контроль за стоянкой судна;

- обеспечить судно электроэнергией;

- оборудовать трапы, поданные с судна на причал поручнями или леерами, в районе трапа вывесить спасательный круг с линем длиной не менее 30-ти метров, под трапом натянуть предохранительную сетку;

- обеспечить вахтенного у трапа номерами телефонов капитана порта, оператора морского терминала, пожарной и медицинской служб морского порта и других должностных лиц и организаций, взаимодействующих с судном в нештатных ситуациях и в случаях противоправных действий по отношению к судну и экипажу;

- выполнить мероприятия, направленные на получение разрешения капитана морского порта Мурманск на длительную стоянку судна в порту;

- разработать планы мероприятий по обеспечению безопасности судна, исключению загрязнения водной поверхности в период длительной стоянки;

- обеспечить судно связью с капитаном морского порта Мурманск.

В остальной части иска Мурманского транспортного прокурора отказать.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Астра-Флот» в доход государства государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда либо в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения.

Председательствующий: Н.В. Жуганова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200