Мотивированное решение
изготовлено 17 апреля 2011 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2011 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманскав составе:
председательствующего судьи Беляевой В.В.,
при секретаре Тюковой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1509 по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Мурманское рекламное бюро» об устранении нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Мурманское рекламное бюро» об устранении нарушений природоохранного законодательства.
В обоснование иска указано, что природоохранной прокуратурой проведена проверка информации о сносе зеленых насаждений на территории ****ского округа города Мурманска, опубликованной в сети Интернет Дата. В ходе проверки установлено, что на основании разрешения Отдела рекламы администрации города Мурманска от Дата № ** ООО *** осуществлена установка рекламной конструкции по адресу: .... На основании договора № ** ТО от Дата заключенного между ООО «Мурманское рекламное бюро» и ООО ***, ООО «Мурманское рекламное бюро» осуществляет техническое обслуживание и поддержание эстетического состояния рекламных конструкций, принадлежащих ООО ***. В рамках осуществления услуг по указанному договору Дата начальником отдела материального технического ООО «Мурманское рекламное бюро» А. осуществлялось фотографирование рекламного материала, размещенного на рекламной конструкции по адресу: .... С целью устранения препятствий для фотографирования, в нарушение раздела положений Правил компенсационного озеленения при сносе зеленых насаждений на территории города Мурманска, утвержденные решением Совета депутатов города Мурманска от 03.04.2008 № 48-587, начальником отдела материального технического ООО «Мурманское рекламное бюро» А. осуществлен снос деревьев - 16 многоствольных деревьев породы ива, произрастающих в районе расположения указанной рекламной конструкции. На основании изложенного просит обязать ООО «Мурманское рекламное бюро» в срок до Дата произвести компенсационную посадку деревьев в количестве 80 штук в соответствии с требованиями действующего законодательства, в порядке предусмотренном Правилами компенсационного озеленения при сносе зеленых насаждений на территории города Мурманска, утвержденными решением Совета депутатов города Мурманска от 03.04.2008 года № 48-587.
Помощник прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного требования, поскольку первоначально в иске указано, что вырубка деревьев произошла по адресу: ...., а фактически идет речь о вырубке деревьев возле торгового центра ***** по адресу: .... Кроме того, полагает, что заявленный иск не подведомствен районному суду, поскольку данный спор касается возмещения вреда причиненного экологии и государству, а в просительной части иска требование об устранении нарушенного права не содержит.
Представитель третьего лица - Комитета по охране окружающей среды администрации города Мурманска в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель третьего лица - Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статей 9, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.
Федеральным законом РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что государственная политика в области охраны окружающей среды направлена на обеспечение сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1.2.1 Правилами компенсационного озеленения при сносе зеленых насаждений на территории города Мурманска, утвержденные решением Совета депутатов города Мурманска от 03.04.2008 № 48-587 (далее - Правила) охране подлежат все зеленые насаждения, произрастающие на территории города Мурманска.
Пунктом 1.2.2 Правил установлено, что физические лица, а также их общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица и юридические лица независимо от форм собственности обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений на территории города Мурманска, не допускать противоправных действий или бездействий, способных привести к уничтожению зеленых насаждений.
Согласно пункту 1.2.5 Правил хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, правовыми актами органов местного самоуправления города Мурманска, в том числе настоящими Правилами.
В силу пункта 5.4 Правил лицо, осуществившее несанкционированный снос зеленых насаждений, вне зависимости от факта привлечения его к административной ответственности обязано выполнить компенсационное озеленение в соответствии с п. 6.4 и разделом 7 настоящих Правил на том же участке земли, где они были уничтожены и/или на другом участке земли, определяемом одним из уполномоченных структурных подразделений администрации города Мурманска согласно акту комиссионного обследования.
Согласно пункту 6.3 Правил видовой состав высаживаемых деревьев и кустарников, а также места компенсационного озеленения устанавливает:
- КРГХ, в случае сноса зеленых насаждений на территориях, закрепленных за комитетом на праве оперативного управления и определенных Гражданским кодексом Российской Федерации;
- управление соответствующего административного округа администрации города Мурманска, в случае сноса зеленых насаждений на дворовых, ведомственных территориях (в т.ч. территориях дошкольных и школьных образовательных учреждений, больниц и т.п.).
В силу пункта 7.1.1 Правил компенсационное озеленение применяется как 1:1 (за одно снесенное дерево/кустарник высаживается 1 дерево/кустарник) для всех видов деревьев и кустарников, за исключением ивы, при их сносе в случаях:
- проведения аварийных или плановых ремонтных работ на инженерных сетях (участках вне их защитных зон);
- проведения строительных работ социально значимых объектов (строительство жилых домов, дорог, школ, больниц и др.).
В остальных случаях сноса зеленых насаждений компенсационное озеленение применяется как 1:5 (за одно снесенное дерево/кустарник высаживается 5 деревьев/кустарников).
В соответствии со статьей 1068 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Судом установлено, что природоохранной прокуратурой проведена проверка информации о сносе зеленых насаждений на территории ****ского округа города Мурманска, опубликованной в сети Интернет Дата, в ходе которой установлено, что на основании разрешения Отдела рекламы администрации города Мурманска от Дата № ** ООО *** осуществлена установка рекламной конструкции по адресу: ....
На основании договора № ** от Дата заключенного между ООО «Мурманское рекламное бюро» и ООО ***, ООО «Мурманское рекламное бюро» осуществляет техническое обслуживание и поддержание эстетического состояния рекламных конструкций, принадлежащих ООО ***.
В рамках осуществления услуг по указанному договору Дата начальником отдела материального технического ООО «Мурманское рекламное бюро» А. осуществлялось фотографирование рекламного материала, размещенного на рекламной конструкции по адресу: ....
Так согласно пункту 1.1. Акта от Дата, составленного по результатам комиссионного обследования территории зеленой зоны по .... на участках установки рекламных щитов в районе ТЦ ****** (....), а также между опорами № **, № ** и № ** по ...., выявлен несанкционированный снос зеленых насаждений в количестве 16 штук, в том числе ива древовидная многоствольная - 16 штук, осуществленный работниками ООО «Мурманское рекламное бюро».
Данный акт составлен с участием специалиста в природоохранной области - представителя Комитета по охране окружающей среды администрации города Мурманска, в присутствии представителя ООО «Мурманское рекламное бюро» направлен в адрес ООО «Мурманское рекламное бюро», что подтверждается письмом № ** от Дата, которым также указано о необходимости предоставления в Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска в срок до Дата информацию о выполнении компенсационных посадок деревьев.
Поскольку указанный акт составлен с участием специалиста в природоохранной области - представителя Комитета по охране окружающей среды администрации города Мурманска, в присутствии представителя ООО «Мурманское рекламное бюро», который никаких замечаний по ходу осмотра обозреваемой территории и фиксации сноса зеленых насаждений, в том числе их количества, расположения, не заявлял, то довод представителя ответчика о том, что данный документ содержит неверные сведения в отношении характеристик насаждений, места их расположения и количества, является несостоятельным.
Доказательств обратному в порядке ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Дата исполняющим обязанности начальника отдела милиции № ** УВД по городу Мурманску майором милиции В., на основании рапорта УУМ Б. по факту вырубки деревьев у ТЦ *****, расположенного по ...., возбуждено административное производство по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 2.1. Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01 ЗМО «Об административных правонарушениях».
Согласно объяснений начальника отдела материального технического ООО «Мурманское рекламное бюро» А., полученных Дата в ходе проверки, следует, что с целью устранения препятствий для фотографирования, им осуществлен снос деревьев, произрастающих в районе расположения указанной рекламной конструкции.
Доказательств обратному ответчиком не представлено.
Довод представителя ответчика о подсудности заявленного спора Арбитражному суду Мурманской области, поскольку данный спор касается возмещения вреда причиненного экологии и государству, суд полагает необоснованным поскольку в силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, что вытекает из статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Таким образом, требование Мурманского межрайонного природоохранного прокурора к ОАО «Мурманское рекламное бюро» о понуждении произвести компенсационную посадку деревьев в количестве 80 штук взамен снесенных у здания ТЦ по .... со стороны проезжей части по комиссионному акту от Дата заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Мурманского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.
Обязать ОАО «Мурманское рекламное бюро» в срок до Дата произвести компенсационную посадку деревьев в количестве 80 штук, взамен снесенных у здания ТЦ по .... со стороны проезжей части по комиссионному акту от Дата, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Правилами компенсационного озеленения при сносе зеленых насаждений на территории города Мурманска, утв. решением Совета депутатов г. Мурманска от 03.04.2008 за № 48-587.
Взыскать с ОАО «Мурманское рекламное бюро» государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Беляева В.В.