Мотивированное решение
изготовлено 15 апреля 2011 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2011 года
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Беляевой В.В.,
при секретаре Тюковой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1391/2011 по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения ***** об устранении нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ ***** об устранении нарушений природоохранного законодательства.
В обосновании искового заявления указал, что Природоохранной прокуратурой в рамках проверки исполнения законодательства в области обращения с медицинскими отходами учреждениями здравоохранения города Мурманска, проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при обращении с медицинскими отходами в ГУЗ *****, осуществляющее деятельность, в ходе которой, образуются медицинские отходы классов А, Б, Г, Д.
В результате проведенной природоохранной прокуратурой, проверкой установлено, что в нарушение требований ГУЗ ***** не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами потребления.
Так, в соответствии с требованиями пункту 7.7. СанПиН 2.1.7.728-99 контейнеры для сбора отходов классов А, Б, Г, Д располагаются на открытой площадке или в изолированном помещении медицинского корпуса.
Однако проверкой установлено, что контейнеры, в нарушение пункта 7.6, 7.7 СанПиН 2.1.7.728-99, используемые для сбора отходов, располагаются на территории хозяйственной зоны ГУЗ *****, не оборудованы закрывающимися крышками, что приводит к смешиванию отходов класса А и Б (п. 4.3 СанПин 2.1.728.99), и в нарушение пункта 2.17 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 контейнерная площадка не имеет ограждения и навеса.
С учетом изложенного, просит обязать ГУЗ ***** в срок до Дата обустроить контейнерную площадку в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 и обеспечить наличие контейнеров с крышками для сбора медицинских отходов.
В судебном заседании, помощник прокурора, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании, признал исковые требования в полном объеме.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области просит дело рассмотреть без своего участия.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с преамбулой к Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указанный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.
В силу статей 9, 42, 58 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.
Согласно требованиям статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (статья 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой, государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что граждане РФ имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, за соблюдением санитарных правил при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; иметь в наличии официально изданные санитарные правила.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.1999 года № 2 введены в действие СанПиН 2.1.7.728-99.
В силу пункта 1.2 статьи 1 указанные правила и нормы предназначены для всех лечебно-профилактических учреждений, занимающихся сбором, хранением, транспортировкой отходов здравоохранения, а также проектированием и эксплуатацией установок переработки. Обезвреживания и полигонов захоронения твердых отходов.
Так, в соответствии с требованиями пункта 7.7 СанПиН 2.1.7.728-99 контейнеры для сбора отходов классов А, Б, Г располагаются на открытой площадке или в изолированном помещении медицинского корпуса.
Согласно пункту 7.6 СанПиН 2.1.7.728-99 используемые (меж)корпусные контейнеры должны обладать герметичными плотно закрывающимися крышками. Конструкция контейнеров должна быть полностью герметична и влагонепроницаема, не допускать возможность контакта посторонних лиц с их содержимым, недоступна животным.
В соответствии с пунктом 2.17 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58, на территории хозяйственной зоны ЛПО на расстоянии не менее 25 м от окон размещают контейнерную площадку для отходов с твердым покрытием и въездом со стороны улицы. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,5 м во се стороны. Контейнерная площадка должна быть защищена от постороннего доступа, иметь ограждение и навес.
Пунктом 4.3. СанПин 2.1.7.728-99, определено, что смешение отходов различных классов на всех стадиях их сбора, хранения и транспортирования недопустимо.
В судебном заседании установлено, что Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ГУЗ ***** природоохранного законодательства при осуществлении деятельности.
В ходе проведения проверки установлено, что ГУЗ *****, расположенное по адресу: ...., осуществляет медицинскую и фармацевтическую деятельность, что подтверждается Уставом ГУЗ ***** (л.д. 17- 30).
В ходе осуществления указанной деятельности образуются медицинские отходы классов А, Б, Г, Д.
Проверкой установлено, что ГУЗ ***** допускаются нарушения законодательства Российской Федерации об обращении с медицинскими отходами.
В нарушение санитарно-эпидемиологических норм, ответственные за организацию обращения с медицинскими отходами - заместитель главного врача по хозяйственным вопросам А. и главная медсестра Б. не имеют документов, подтверждающих наличие у них предварительного обучения по обращению с медицинскими отходами.
Кроме того, сбор отходов класса А и Б осуществляется в ГУЗ ***** в открытые контейнеры без крышек, используемые для сбора не только медицинских отходов, но и для сбора бытовых отходов, которые располагаются на площадке, не имеющей ограждения и навеса и пищевые отходы, в нарушение законодательства, хранятся в помещениях пищеблока в баках.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки прокуратуры от Дата.
Осуществление деятельности с нарушениями вышеназванных требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ влечет за собой нарушение обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Таким образом, анализируя юридически значимые обстоятельства, суд полагает исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Мурманский областной онкологический диспансер» об устранении нарушений природоохранного законодательства - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение здравоохранения *****, расположенное по адресу: ...., в срок до Дата обустроить контейнерную площадку в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 и обеспечить наличие контейнеров с крышками для сбора медицинских отходов, образующих при осуществлении медицинской деятельности ГУЗ *****.
Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения ***** государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: В.В.Беляева