Изготовлено 27 апреля 201 года ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 апреля 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего - судьи Бойко Л.Н. при секретаре Ереминой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арбузова А.В. к главному управлению МЧС России по Мурманской области об оспаривании решения, признании права на включение в состав участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата УСТАНОВИЛ: Арбузов А.В. обратился в суд с иском к главному управлению МЧС России по Мурманской области об оспаривании решения, признании права на включение в состав участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата. В обоснование заявления указал, что Дата в главное управление МЧС России по Мурманской области он подал рапорты о признании его и членов его семьи - А. , Б., В. нуждающимися в жилых помещениях и постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся для получения жилого помещения, а также о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения. Он и члены его семьи нуждаются в жилом помещении в связи с проживанием в жилом помещении на условиях временных жильцов и отсутствием другого жилого помещения для постоянного проживания. Однако, решением жилищной комиссии от Дата ему отказано в признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и участниками подпрограммы, мотивируя тем, что это не соответствует требованиям пункта 5 Правил, в части признания их нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Кроме того, в решении жилищной комиссии указано, что оформление сертификатов на имя граждан - участников подпрограммы в Дата в Департаменте инвестиций и капитального строительства МЧС России завершено. Считает, данное решение не законным. В предоставленных им документах на рассмотрение жилищной комиссии имеются документы подтверждающие, что он являлся более 10 лет сотрудником Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в течение всего срока службы финансировался за счет средств федерального бюджета и был уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями. Соответственно, он и члены его семьи относятся к категории граждан, имеющих право на участие в подпрограмме в соответствии с пунктом 6 Правил. Просит признать решение жилищной комиссии от Дата об отказе в признании его и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях и включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года незаконным, необоснованным и отменить его, обязать ответчика признать его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и включить их в списки участников подпрограммы. Истец о времени и месте рассмотрения дела извещался судом в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился. Процессуальную обязанность уведомить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности причин не исполнил. В силу пункта 1 статьи 167 ГПК РФ, лица участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Указанную процессуальную обязанность истец не исполнил, в связи с чем суд вправе рассмотреть спор в его отсутствие в силу части 3 статьи 167 ГПК РФ. Представитель ответчика - Главного управления МЧС России по Мурманской области в судебном заседании с заявленным иском не согласился. Указал, что пункт 8 Правил, на который ссылается истец, не устанавливает порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), а лишь устанавливает применительно к подпрограмме основания для признания граждан-участников Подпрограммы не имеющими жилых помещений, которым субсидия предоставляет в первую очередь. Порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях устанавливает Жилищный кодекс РФ. В связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ определен особый порядок нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, установленный ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года № 189-ФЗ. Сотрудники федеральной противопожарной службы до настоящего времени к иным категориям граждан законодательно не отнесены и могут быть приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Кандидаты на участие в Подпрограмме подают выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Предоставление указанной выписки является необходимым условием для участия в подпрограмме. Арбузовым данная выписка представлена не была. Кроме того, подпрограмма закончила свое действие в Дата. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 года № 101-р оформление сертификатов на имя граждан-участников подпрограммы в Дата в Департаменте инвестиций и капитального строительства МЧС России завершено. Также в обоснование своего искового заявления Арбузов А.В. ссылается на нормы права, регулирующих порядок прохождения военной службы пункт 14 статьи 15, абзац 2 пункта 1 статьи 23 ФЗ «О статусе военнослужащих». Считает данную позицию не правомерной и не применимой, т.к. он проходил службу в МЧС России, а на данных сотрудников распространяются все права и обязанности и социальные гарантии, предусмотренные законодательством РФ, регламентирующее прохождение службы в органах внутренних дел РФ. С учетом изложенного, считает решение жилищной комиссии законным и обоснованным, просит в иске Арбузову А.В. отказать в полном объеме. Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года № 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов по обеспечению жильем для постоянного проживания, увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений, членов их семей, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. Во исполнение УказаПрезидента Российской Федерации от 28 июня 1999 года № 825, Правительством РФ издано постановление от 29.09.1999 года № 1095 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений», которым установлено, что увольняемые со службы сотрудники в том числе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов. Правительство Российской Федерации Постановлением от 21 марта 2006 года № 153 утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» (далее - Правила), которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной подпрограммы. В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации - военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), в том числе сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Предоставление сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий дополнительных, финансируемых из федерального бюджета, гарантий улучшения жилищных условий в виде предоставления права на получение государственных жилищных сертификатов обусловлено особыми условиями осуществления их профессиональной деятельности. Как установлено судом, Арбузов А.В. с Дата являлся сотрудником Государственной противопожарной службе .... Мурманской области управления государственной противопожарной службы УВД администрации Мурманской области (л.д.19). На основании приказа № ** от Дата Арбузов А.В. из государственной противопожарной службы МЧС России уволен по пункту «е» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, по сокращению штатов (л.д.58). По состоянию на Дата выслуга лет Арбузова А.В. в календарном исчислении составила .... лет 07 месяцев 16 дней. Согласно справке главного управления МЧС России по Мурманской области № ** от Дата должность Арбузова А.В. финансировалась за счет средств федерального бюджета (л.д.20). Из справки МЧС России по Мурманской области № ** от Дата следует, что Арбузов А.В. за период службы в управлении субсидий на приобретение и строительство жилья не получал (л.д. 24). Согласно пункта 6 Правил, участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы). В соответствии с пунктом 8 Правил, применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. Таким образом, основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений, является отсутствие жилых помещений для постоянного проживания. Как следует из материалов дела и пояснений ответчика, он одновременно подал заявление о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и признании права на участие в подпрограмме. Из материалов дела усматривается, что Арбузов А.В. жильем для постоянного проживания не обеспечен, и в период службы не обеспечивался, проживает с членами семьи по месту прохождения службы в квартире, принадлежащей на праве собственности Г. (л.д.26). Согласно справки ГУ предприятие технической инвентаризации по Мурманской области № ** от Дата, справке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области Арбузов А.В. и жена зарегистрированных прав на жилые помещения в Мурманской области не имеют. При таких обстоятельствах, Арбузов А.В. при соблюдении установленных федеральным законом и нормативными правовыми актами условий вправе был поставить вопрос об обеспечении жилищным сертификатом по избранному месту жительства в период прохождения службы. В силу пункта 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают документы указанные в пункте 19. Как указывалось выше, истец в установленном законом порядке Дата подал в Главное управление МЧС России про Мурманской области два рапорта с необходимыми документами для постановки его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и получения государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории .... (л.д.49-52, 53-56). Согласно протокола заседания жилищной комиссии № ** от Дата Арбузову А.В. отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и включении в состав участников подпрограммы (л.д.62). В обоснование отказа в постановке на учет жилищная комиссия ссылается на то, что Арбузов А.В. нуждающимся в получении жилых помещений не признавался, в списках очередников Главного управления не состоит. Вместе с тем, суд не может согласиться с данной позицией ответчика. Согласно пункта 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета. Истец ни под одно их указных выше оснований для отказа в признании его участником подпрограммы не подпадает, кроме того, судом достоверно установлено, что истец относится к категории лиц указанных в подпункте «а» пункта 5 Правил. Довод о том, что он не мог принять истца на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения ГЖС, мог быть признан обоснованным, если бы истец относился к категории лиц, указанных в подпункте «г» пункта 5 Правил, который касается граждан, уволенных со службы из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета, в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более и вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до Дата. Истец обратился в период службы, уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями Дата, жильем не обеспечен и имеет общую продолжительность службы в календарном исчислении более 10-ти лет. Таким образом, отказ ответчика признать истца и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в списки граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы нельзя признать законным и обоснованным. Не обоснованна и ссылка жилищной комиссии на статьи 52, 49 Жилищного кодекса РФ, поскольку данные правовые нормы регулируют отношения, связанные с предоставлением жилых помещений по договору социального найма, и не распространяются на отношения, возникающие при реализации органами государственной власти полномочий, указанных пункте 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ, по использованию бюджетных средств и иных не запрещенных законом денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Иные заявленные доводы также не имеют правового значения. При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании Указа Президента РФ от 28.06.1999 года № 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений», Постановления Правительства РФ от 29.09.1999 года № 1095, принятого во исполнение Указа, подпункта "а" пункта 5, пункта 8, пункта 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, руководствуясь статьями 56, 60, 194-197, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Арбузова А.В. удовлетворить. Признать незаконным решение жилищной комиссии главного управления МЧС России по Мурманской области об отказе в признании Арбузова А.В. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Обязать главное управление МЧС России по Мурманской области признать Арбузова А.В. и членом его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и включить в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд в 10-дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу. Председательствующий: Л.Н. Бойко