Дело № 2-1452/2011
Изготовлено 29 апреля 2011 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ27 апреля 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего - судьи Бойко Л.Н.,
при секретаре Большуновой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голубоцкого Е.П. к военному комиссариату Мурманской области о назначении пенсии по линии Министерства Обороны РФ, взыскании разницы в пенсиях, компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Голубоцкий Е.П. обратился в суд с иском к военному комиссариату Мурманской области о назначении пенсии по линии Министерства Обороны РФ, взыскании разницы в пенсиях, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что проходил военную службу с Дата по Дата, был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. С Дата по Дата он являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ. С Дата истец был назначен на должность **** ****ского отдела внутренних дел города Мурманска, Дата был уволен из органов внутренних дел по выслуге срока службы на основании ст. 19 п. «в» ФЗ «О милиции». По окончанию службы он обратился в военный комиссариат МО с заявлением по оформлению пенсии по линии Министерства обороны. Однако, военный комиссар Мурманской области отказал ему в назначении пенсии, поскольку последним местом его службы является ОВД по ****скому округу г. Мурманску, в связи с чем оснований для назначения пенсии по линии Министерства Обороны не имеется. Он был вынужден оформить пенсию по линии МВД. Однако размер пенсии оказался меньше того, который ему начислялся ранее по линии Министерства Обороны РФ. Считает отказ военного комиссара не законным, считает, что при увольнении со службы он вправе выбирать наиболее предпочтительный для его вариант - либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам правоохранительных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет. Просит признать действия ответчика незаконными и обязать назначить пенсию по линии Министерства обороны РФ, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
В период производства по делу истец увеличил требования требования. Просил обязать ответчика выплатить разницу между полученной пенсией по линии МВД и пенсией по линии Министерства обороны, в назначении которой ответчиком отказано, за период с Дата по Дата в размере .... рублей 15 копеек, взыскать с ответчика моральный вред, причиненный в результате его незаконных действий, в сумме .... рублей, признать незаконным распорядок приема граждан центра социального обеспечения военного комиссариата Мурманской области (вторник, четверг), обязать ответчика внести в него изменения в сторону увеличения дней и времени приема граждан.
Исковые требования о признании незаконным распорядка приема граждан центра социального обеспечения военного комиссариата Мурманской области к производству не приняты, поскольку в этой части истец изменил и предмет и основание иска, что не допустимо в силу ст. 39 ГПК РФ.
Истец о времени и месте рассмотрения дела извещался судом в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился. Процессуальную обязанность уведомить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности причин не исполнил.
В силу пункта 1 статьи 167 ГПК РФ, лица участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Указанную процессуальную обязанность истец не исполнил, в связи с чем суд вправе рассмотреть спор в его отсутствие в силу части 3 статьи 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика - военного комиссариата Мурманской области в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что истец после увольнения из органов внутренних дел РФ с заявлением о назначении ему пенсии по линии Министерства обороны РФ в военный комиссариат МО не обращался. Пенсия по линии Министерства внутренних дел РФ была назначена ему в соответствии с положениями действующего законодательства. В связи с этим, расчет невыплаченной пенсии за период с Дата по Дата представленный истцом является необоснованным. Кроме того, в заявлении Голубоцкого Е.П. о выплате разницы в пенсии за указанный период отсутствует ссылка на норму действующего законодательства, согласно которой данная выплата может быть произведена. С учетом изложенного, пенсия по линии Министерства обороны РФ в военном комиссариате Мурманской области может быть назначена исключительно после прекращения выплаты пенсии по линии Министерства внутренних дел РФ, без учета его службы в органах внутренних дел в период с Дата по Дата. Просит в иске Голубоцкому Е.П. в части компенсации морального вреда и доплаты пенсии за период получения пенсии по линии МВД РФ отказать.
Третье лицо - УВД по Мурманской области представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя УВД по МО, считает, что пенсия истцу может быть назначена только по последнему месту службы.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, Голубоцкий Е.П. в период с Дата по Дата проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, осуществляется в порядке и на условиях установленных Законом Российской федерации от 12 февраля 1993 года 3 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон).
В соответствии со статьей 5 Закона лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В силу части 2 статьи 6 Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Согласно материалов дела на основании приказа командующего Северным флотом от Дата № ** Голубоцкий Е.П. с Дата был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Дата исключен из списков личного состава части всех видов обеспечения.
В период с Дата по Дата истец являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства Обороны РФ в военном комиссариате Мурманской области.
Приказом УВД по Мурманской области № ** от Дата истец с Дата назначен на должность **** ****ского отдела внутренних дел города Мурманска. В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона с момента поступления Голубоцкого Е.П. на службу в органы внутренних дел т.е. Дата выплата пенсии по линии Министерства Обороны РФ была ему приостановлена.
Приказом начальника УВД Мурманской области с Дата Голубоцкий Е.П. уволен из органов внутренних дел по выслуге срока службы по пункту «в» статьи 19 Федерального закона «О милиции».
Согласно пояснений истца от пенсии по линии МВД при увольнении из УВД по Мурманской области он отказался, однако в связи с тем, что ему было отказано в назначении пенсии от Министерства Обороны, он вынужден был оформить ее от линии УВД Мурманской области.
Полагая, что он имеет право выбора оформить пенсию от органов внутренних дел, либо сохранить ранее приобретенное пенсионное обеспечение за период военной службы, истец обратился в суд с заявленным иском.
Ответчик оспаривал данный довод только на том основании, что Голубоцкий Е.П. после увольнения из органов внутренних дел РФ с заявлением о назначении пенсии по линии Министерства Обороны РФ в военный комиссариат МО не обращался.
Оценивая доводы сторон по заявленному спору на основании анализа представленных суду доказательств и системного толкования норм права, суд исходит из следующего.
Статьей 11 Закона действительно определено, что пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей.
Вместе с тем, согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статьи 7 и 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
При этом обязанности военной службы и службы в правоохранительных органах связаны с выполнением специфических задач обороны страны и охраны правопорядка в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Особый характер такой службы обусловливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод (в том числе предельного возраста пребывания на службе), но и предопределяет обязанность государства - в силу статей 1 (часть 1), 2,7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2),41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в","м","т") Конституции Российской Федерации - гарантировать им повышенную социальную защиту, включая соответствующее их особому статусу и характеру службы пенсионное обеспечение.
Пенсия за выслугу лет - в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения - является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе в случаях, когда гражданин уже не отвечает тем повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим соответствующую службу.
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, федеральный законодатель вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц. Однако такого рода дифференциация в правовом регулировании пенсионного обеспечения должна осуществляться законодателем с соблюдением Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет.
При этом повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, который они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при увольнении со службы в органах внутренних дел такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант - либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам органов внутренних дел, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет.
Из изложенного следует вывод о необоснованности отказа военного комиссариата Мурманской области в назначении Голубоцкому Е.П. пенсии по линии Министерства Обороны РФ.
Указанная пенсия в соответствии с требованиями законодательства должна быть ему назначена с момента прекращения выплаты пенсии по линии Министерства внутренних дел РФ.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требования истца о взыскании разницы в пенсиях по линии Министерства Обороны РФ и пенсии по линии Министерства внутренних дел РФ, поскольку пенсионным законодательством выплата данной разницы не предусмотрена.
Кроме того, суд учитывает и тот факт, что истец сразу после увольнения из органов внутренних дел РФ с заявлением о назначении ему пенсии по линии Министерства обороны РФ в военный комиссариат МО не обращался.
Только Дата им подано заявление с просьбой о разъяснении позиции, на которое ему дан ответ Дата. Пенсия по линии Министерства внутренних дел РФ была назначена ему в соответствии с положениями действующего законодательства и на основании его заявления.
Не обоснованны и требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, т.к. предусмотренных нормами статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательств причинения истцу нравственных и физических страданий действиями ответчика суду не представлено.
На основании ст. 7, 39 Конституции РФ, статей 1, 5, 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», руководствуясь статьями 56, 67, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Голубоцкого Е.П. удовлетворить частично.
Признать отказ военного комиссариата Мурманской области в назначении Голубоцкому Е.П. пенсии по линии Министерства Обороны РФ незаконным.
Обязать военный комиссариат Мурманской области назначить Голубоцкому Е.П. пенсию по линии Министерства Обороны Российской Федерации при прекращении выплаты пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Взыскать с военного комиссариата Мурманской области в пользу Голубоцкого Е.П. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (Двести) рублей.
Исковые требования Голубоцкого Е.П. о взыскании разницы в пенсиях по линии Министерства Обороны РФ и пенсии по линии Министерства внутренних дел РФ, о денежной компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд течение 10 календарных дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий: Л.Н. Бойко