Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2011 года
Дело № 2-1514
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2011 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего - судьи Кулдыкина А.В.,
при секретаре - Солдатовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ММУП Трест «СПЕЦДОРСТРОЙ» об оспаривании пункта 2 предписания главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области № ** от Дата,
УСТАНОВИЛ:
ММУП Трест «СПЕЦДОРСТРОЙ» обратилось в Октябрьский районный суд города Мурманска с заявлением об оспаривании пункта 2 предписания главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области № ** от Дата.
В обоснование заявления указано, что пунктом 2 данного предписания на работодателя незаконно возложена обязанность установить работнику В. доплату за работу во вредных условиях труда в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 года № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», обеспечить ее выплату, также произвести перерасчет заработной платы В. (водителя 3 класса) с учетом установленной компенсации с Дата. Основным видом деятельности ММУП Трест «Спецдорстрой» в соответствии с ОКВЭД является код 45.21 - производство общестроительных работ, а также 45.23.1 - производство общестроительных работ по строительству автомобильных, железнодорожных дорог и взлетно-посадочных полос. Профессия водитель в отраслевом Перечне работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых повышаются часовые тарифные ставки рабочим за условия труда в строительстве и на ремонтно-строительных работах отсутствует. Карта аттестации рабочего места водителя от 30.06.2008 года проведена до принятия Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 года № 870. В коллективном договоре ММУП Трест «Спецдорстрой» в приложении № **: «Перечень рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда, на которые повышаются часовые тарифные ставки» профессия водитель не указана, но в соответствии с требованиями действующих нормативных актов в Приложении № ** к коллективному договору «Список профессий и должностей с вредными условиями труда, работа на которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» для профессии водитель предусмотрен дополнительный отпуск в количестве - до 12 дней. Просит суд признать незаконным и отменить пункт 2 предписания № ** от Дата.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявление по основаниям в нем изложенным.
Представитель заинтересованного лица - Государственной инспекции труда в Мурманской области в судебном заседании с заявлением не согласился, полагая, что предписание вынесено законно и обосновано. Просил отказать в удовлетворении заявления.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 356 Трудового Кодекса РФ федеральная инспекция труда, в соответствии с возложенными на нее задачами, реализует различные основные полномочия, в частности, осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статье 357 Трудового Кодекса РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.
Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Исходя из обстоятельств дела, на основании Распоряжения на проверку от Дата А. - заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Мурманской области по правовым вопросам, была проведена проверка в отношении Мурманского муниципального унитарного предприятия «Специализированный трест дорожного строительства и благоустройства».
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований. Дата составлен акт проверки, в котором указаны выявленные нарушения, а также вынесено предписание № ** от Дата, которым Главный государственный инспектор труда ГИТ в Мурманской области Г. обязала Мурманское муниципальное унитарное предприятие «Специализированный трест дорожного строительства и благоустройства» устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Во исполнение требований части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ определить в трудовом договоре работника В. размер процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера. Внести недостающие сведения в порядке требований части 3 статьи 57 Трудового кодекса РФ. Руководствуясь требованиями статей 146, 147 Трудового кодекса РФ установить работнику В. доплату за работу во вредных условиях труда в порядке, установленном Постановлением правительства РФ от 20.11.2008 года № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», обеспечить ее выплату, а также произвести перерасчет заработной платы В. с учетом установленной компенсации с Дата. Срок устранения выявленных нарушений установлен до Дата.
Не согласившись с пунктом 2 предписания от Дата в установленный законом срок ММУП трест «СПЕЦДОРСТРОЙ» обратился в суд с заявлением об оспаривании данного пункта.
Статьей 135 Трудового кодекса РФ оговорено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса РФ Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В силу статьи 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Согласно статье 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
Для реализации положений статей 147 и 219 Трудового кодекса РФ вынесено постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, Ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее Постановление).
В соответствии с пунктом 1 Постановления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Пункт 2 Постановления обязывает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
Как установлено судом, на основании трудового договора № ** от Дата В. принят на работу в ММУП «Специализированный трест дорожного строительства и благоустройства» на должность водителя базы автотранспорта и дорожно-строительных машин.
По результатам аттестации рабочих мест, проведенной на предприятии в 2008 году, рабочее место водителя автомобиля по степени вредности и опасности, тяжести и напряженности, относится по классу условий труда к вредному первой степени, соответственно, оплата труда по данной должности должна производиться в повышенном размере.
Кроме того, в Приложении № ** «Список профессий и должностей с вредными условиями труда, работа на которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» к коллективному договору ММУП Трест «СПЕЦДОРСТРОЙ» для профессии водитель предусмотрен дополнительный отпуск в количестве до 12 дней.
Локальными нормативными актами работодателя водителю В. не был установлен размер доплат за вредность, однако, доплата должна производиться исходя из пункта 1 Постановления в минимальном размере - не менее 4% от тарифной ставки (оклада).
В обосновании своих требований представители заявителя указали, что приказы Минздравсоцразвития России от 22 марта 2010 года № 173н и № 175н, принятые в целях урегулирования, в том числе и вопросов предоставления компенсаций работникам, занятым во вредных условиях работы, не прошли регистрацию в Минюсте России и в последующем были отменены Минздравсоцразвития России.
В связи с этим, полагают, что до принятия соответствующих нормативных правовых актов Минздравсоцразвития России, определяющих условия предоставления компенсаций за вредные условия труда, продолжает действовать законодательство бывшего ССР, регламентирующее эти вопросы и работодателю следует руководствоваться имеющимися нормативными актами, а именно Постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам от 03.10.1986 года № 387/22-78, которым утверждено «Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которые могут устанавливаться доплаты рабочим за вредные и особо вредные условия труда», а также Постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 01.10.1986 года № 374/22-60 (в редакции от 21.06.1990 года), которым утвержден перечень работ с тяжелыми и вредными, особо вредными условиями труда, на которых повышаются часовые тарифные ставки рабочим за условия труда в строительстве и на ремонтно-строительных работах. Основным видом деятельности ММУП Трест «СПЕЦДОРСТРОЙ» в соответствии с ОКВЭД является код 45.21 - производство общестроительных работ, а также 45.23.1 - производство общестроительных работ по строительству автомобильных, железных дорог и взлетно-посадочных полос. Профессия водитель в отраслевом Перечне работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых повышаются часовые тарифные ставки рабочим за условия труда в строительстве и на ремонтно-строительных работах отсутствует. На основании этого в коллективном договоре ММУП Трест «СПЕЦДОРСТРОЙ» в приложении № ** «Перечень рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда, на которые повышаются часовые тарифные ставки» профессия водитель не указана.
Однако суд не может согласиться с указанной позицией представителей заявителя по следующим основаниям.
Согласно статье 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Как уже указывалось выше, в силу статьи 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно статье 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
Для реализации положений статей 147 и 219 Трудового кодекса РФ вынесено постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, Ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее Постановление).
В соответствии с пунктом 1 Постановления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Таким образом, действующее в настоящее время трудовое законодательство условием предоставления компенсации работнику в связи с вредными условиями труда предусматривает установление вредности рабочего места работника на основании проведенной аттестации.
При этом, по мнению суда, законодатель с принятием указанного законодательства по существу отказывается от практики нормативного установления вредности рабочих мест, то есть путем издания списков профессий и рабочих мест, в том числе по отраслям промышленности, где вредность конкретных рабочих мест определяется не путем проведения исследований (аттестаций), а закрепляется в правовом акте.
Данные выводы суда согласуются и с вышеприведенной статьей 219 Трудового кодекса РФ, где указано, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
При таких обстоятельствах и с учетом статьи 423 Трудового кодекса РФ, положения правовых актов бывшего Союза ССР, на которые ссылаются представители заявителя в обосновании своих возражений, противоречат положениям статей 147, 219 Трудового кодекса РФ, пункту 1 постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», и применению не подлежат.
Предприятие провело аттестацию рабочих мест по условиям труда и класс условий труда водителя автомобиля был определен как вредный 1 степени, что доказывает выполнение работ водителем во вредных условиях труда, следовательно, предприятие на основании п. 1 Постановления Правительства от 20.11.2008 года № 870 должно установить доплаты водителю автомобиля в размере 4% от тарифной ставки, то есть в самом минимальном размере.
Ссылка заявителя на пункт 2 Постановления не может в данном случае иметь правового значения, так как в пункте 1 Постановления устанавливаются минимальные размеры компенсаций работникам, а пункт 2 этого же Постановления обязывает Минздравсоцразвития разработать соответствующий порядок установления компенсаций за работу во вредных условиях труда в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В данном случае, по мнению суда, исходя из буквального толкования рассматриваемого постановления Правительства РФ, реализация пункта 1 данного Постановления не ставится в зависимость от начала реализации пункта 2 этого же Постановления.
Пункт 1 названного Постановления по существу является основой для реализации пункта 2 Постановления и вне зависимости от начала такой реализации является нормой прямого действия.
На основании изложенного, суд полагает, что пункт 2 предписания ГИТ в Мурманской области является законным и обоснованным, в связи с чем, заявление ММУП Трест «СПЕЦДОРСТРОЙ» удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявление ММУП Трест «СПЕЦДОРСТРОЙ» об оспаривании пункта 2 предписания главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области № ** от Дата, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий А.В. Кулдыкин