Дело № 2-634/11
Принято в окончательной форме
Дата
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе:
председательствующего федерального судьи Серовой Ю.Н.,
при секретаре Корняковой М.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации г. Мурманска, Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска о возложении обязанности произвести корректировку платы за отопление жителям города Мурманска за 2009 год,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации г. Мурманска, Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска о возложении обязанности произвести корректировку платы за отопление жителям города Мурманска за 2009 год в срок до Дата.
В обоснование указано, что прокуратурой округа в ходе анализа состояния законности в сфере расчетов за жилищно-коммунальные услуги установлены нарушения в деятельности администрации г. Мурманска в части невыполнения перерасчета за отопление жителям г. Мурманска за 2009 год.
Установлено, что теплоснабжение жилищного фонда г. Мурманска в 2009 году осуществлялось на основании договоров, заключенных между комитетом по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска с ОАО " ОАО 1 " № ** от Дата, ОАО " ОАО 2 " от Дата № **, ММУП **** от Дата № ** и ГОУТП ***** от Дата № **, № **, № **.
В настоящее время договоры теплоснабжения, заключенные между Комитетом по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска и ОАО " ОАО 2 ", ММУП **** и ГОУТП ***** расторгнуты. Договор, заключенный с ОАО " ОАО 1 " до настоящего времени не расторгнут. Несмотря на передачу домов в управление товариществ собственников жилья и управляющих организаций, окончательный взаиморасчет сторонами договоров теплоснабжения не произведен. В результате корректировка платы за коммунальную услугу отопление, горячее водоснабжение для жителей города Мурманска за 2009 год до настоящего времени не проведена.
В нарушение требований законодательства администрацией г. Мурманска в лице Комитета по развитию городского хозяйства сверка взаиморасчетов с поставщиками тепловой энергии до настоящего времени не произведена, корректировка платы за отопление, горячее водоснабжение за 2009 год для жителей г. Мурманска не выполнена.
Данные действия администрации города Мурманска нарушают права и интересы граждан, проживающих в г. Мурманске, влекут недостоверность расчета платы за жилищно-коммунальные услуги - отопления, горячего водоснабжения, потребленных населением города в 2009 году.
Дата прокуратурой округа в адрес главы администрации города Мурманска было внесено представление с требованием произвести корректировку платы за отопление и горячее водоснабжение за 2009 год для жителей города Мурманска, которое было рассмотрено с участием представителя прокуратуры. Из ответа по результатам рассмотрения представления следует, что фактически требования прокуратуры округа в установленный законодательством месячный срок в части восстановления нарушенных жилищных прав граждан не выполнены.
Невыполнение вышеуказанных обязанностей администрацией города создают условия к значительным материальным потерям граждан-потребителей, влекут за собой ограничения их конституционных прав на благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
На основании изложенного просит обязать Администрацию г. Мурманска, Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска произвести корректировку платы за отопление жителям города Мурманска за 2009 год в срок до Дата.
В судебном заседании помощник прокурора Хармич Е.В. уточнила исковые требования, указав, что в ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что перерасчет платы за отопление произведен с некоторыми управляющими компаниями и ТСЖ находящимися на территории города, что подтверждается представленными документами. В связи с чем уточняет исковые требования в части обязания проведения перерасчета за отопление жителям города Мурманска, проживающим в домах, обслуживаемых следующими управляющими компаниями: ООО " ООО 1 "; ООО " ООО 2 "; ООО " ООО 3 "; а также жителям города, проживающим в домах, обслуживаемых следующими ТСЖ: ТСЖ «№1», ТСЖ «№2»; ТСЖ «№3»; ТСЖ «№4»; ТСЖ «№5»; ТСЖ «№6»; ТСЖ «№7»; ТСЖ «№8»; ТСЖ «№9»; ТСЖ «№10»; ТСЖ «№11»; ТСЖ «№12»; ТСЖ «№13»; ТСЖ «№14»; ТСЖ «№15»; ТСЖ «№16»; ТСЖ «№17»; ТСЖ «№18» ТСЖ «№19»; ТСЖ «№20»; ТСЖ «№21»; ТСЖ «№22»; ТСЖ «№23»; ТСЖ «№24»; ТСЖ «№25»; ТСЖ «№26»; ТСЖ «№27».
Представитель ответчика Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска Василенко Н.В. в настоящем судебном заседании, в судебном заседании Дата возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что большинство управляющих компаний и ТСЖ приступили к управлению, но длительное время, в том числе и в 2009 году, не оказывали населению, проживающему в находящихся в управлении многоквартирных домах, коммунальных услуг, в частности - отопления и горячего водоснабжения. В указанный период тепловая энергия в многоквартирные дома поставлялась энергоснабжающими организациями по договорам с комитетом по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска.
С 2010 года большинство УК и ТСЖ начали выполнять свои обязательства, установленные ст. 161 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ №307, по предоставлению населению, проживающему в находящихся в управлении многоквартирных домах, коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, для чего заключили договоры теплоснабжения с энергоснабжающими организациями. При этом, в настоящее время УК и ТСЖ самостоятельно, через расчетные центры выставляют населению единые платежные документы на оплату оказанных КУ. В ситуации, когда самостоятельные расчетные центры по поручению УК и ТСЖ выставляет населению единые платежные документы на оплату ЖКУ, произвести населению корректировку платы за 2009г. комитет может только по договоренности с УК и ТСЖ.
В указанных целях между комитетом, УК и ТСЖ, энергоснабжающими организациями и МУП *** были заключены соглашения, заключение которых свидетельствует об осуществлении комитетом в рамках имеющихся возможностей корректировки платы за отопление и горячее водоснабжение населению.
Представитель ответчика - администрации г.Мурманска в настоящее судебное заседание не явился. В судебном заседании Дата поддержала возражения представителя КРГХ администрации г.Мурманска.
Выслушав объяснения истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации утверждено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.
Согласно статье 12 Конституции в России признается и гарантируется местное самоуправление, самостоятельное в пределах своих полномочий.
Кроме того, в соответствии со статьей 45 Конституции в России гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, а статья 48 гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в случаях, предусмотренных законом, оказываемой бесплатно.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой округа в ходе анализа состояния законности в сфере расчетов за жилищно-коммунальные услуги установлены нарушения в деятельности администрации г. Мурманска в части невыполнения перерасчета за отопление жителям г. Мурманска за 2009 год.
В связи с чем, Дата прокуратурой округа в адрес главы администрации города Мурманска было внесено представление с требованием произвести корректировку платы за отопление и горячее водоснабжение за 2009 год для жителей города Мурманска.
Из ответа администрации г.Мурманска от Дата на представление следует, что учитывая тот факт, что в 2009 году в Мурманске действовал средний (единый) тариф на услугу «отопление» для жителей всех многоквартирных домов, расположенных на территории города, вне зависимости от организации - поставщика тепловой энергии, а также факт того, что КРГХ должен полностью завершить все расчёты по своим обязательствам, как исполнитель коммунальных услуг, корректировка платы за отопление должна осуществляться жителям всех многоквартирных домов одновременно за 2009 и 2010 года. Однако, так как в настоящее время исполнителями коммунальных услуг являются управляющие компании и ТСЖ, сбор платы за услуги отопления и расчёты с ресурсоснабжающими организациями, проведение комитетом перерасчета в порядке, применяемом ранее, невозможно.
Таким образом, требования прокурора, указанные в представлении администрацией г.Мурманска исполнены не были.
Вместе с тем, как следует из статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда и контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Указанная норма в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Подпунктами «а» и «б» пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых, общих квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Приложения N 2 к названным Правилам, в котором установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Следовательно, в случае отсутствия индивидуальных и коллективных приборов учета количество тепловой энергии, расходуемой для отопления и водоснабжения в горячей воде жилых помещений находящихся в жилых домах, должно определяться исходя из норматива потребления коммунальной услуги, установленной для населения.
В указанном случае подпункт «а» пункта 19 Правил к Правилам содержит обязательное для исполнения требование о проведении корректировки размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам не реже 1 раза в год.
При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества фактически потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
В судебном заседании представитель КРГХ возражал против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что пунктом 3 Правил определено, что "исполнителем коммунальных услуг" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищностроительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В связи с тем, что в настоящее время многоквартирные дома, в интересах жильцов которых истец обратился с исковым заявлением, находятся в управлении управляющих компаний или ТСЖ, именно УК и ТСЖ в настоящее время через собственные расчетные центры выставляют гражданам ЕПД на оплату жилищно-коммунальных услуг. Корректировка размера платы за отопление должна быть отражена в ЕПД, предъявляемом к оплате гражданам. Так как ЕПД к оплате предъявляется управляющими компаниями и ТСЖ, для изменения формы ЕПД путем указания на уменьшение размера платы за отопление в связи с выполненной корректировкой платы, должно наличествовать волеизявление УК и ТСЖ, выставляющих к оплате ЕПД.
Полагает, что требование истца о понуждении комитета к осуществлению корректировки размера платы за отопление жильцам многоквартирных домов, находящихся в управлении УК и ТСЖ, неисполнимо в отсутствие волеизъявления УК и ТСЖ, выставляющих гражданам ЕПД и не приведет к восстановлению полагаемых нарушенными прав граждан на корректировку платы за отопление.
Суд не может согласиться с данной позицией ответчика, поскольку истец заявляет требования о перерасчете платы за отопление за 2009 год, который должен был произведен в 2010 году. Управляющие компании: ООО " ООО 1 ", ООО " ООО 2 ", ООО " ООО 3 ", а также ТСЖ, приняли управление многоквартирными домами лишь в 2010 году, следовательно, участниками правоотношений, возникших в 2009 году, УК, а также ТСЖ, - не являются.
На основании чего, суд отказал представителю ответчика в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования - управляющие компании: ООО " ООО 1 ", ООО " ООО 2 ", ООО " ООО 3 " и товарищества собственников жилья, в управлении которых находятся многоквартирные дома, жильцам которых истец просит обязать произвести корректировку размера платы за отопление.
Суд полагает необходимым продлить срок, указанный прокурором по обязанию ответчика произвести перерасчет, установив его до Дата.
Таким образом, суд полагает, что исковые требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению с учетом уточнений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска удовлетворить.
Возложить на администрацию города Мурманска, Комитет по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска обязанность в срок до Дата произвести корректировку платы за отопление за 2009 год жителям города Мурманска, проживающим в домах: .... д. № **, ...., № **; .... № **, .... № **, .... № **, .... № **, .... № **, .... № **, .... № **, .... № **, .... № **, .... № **. .... № **, .... № **, .... № **, .... № **,
а также жителям ...., проживающим в многоквартирных домах, собственники помещений которых выбрали способ управления: ТСЖ «№1», ТСЖ №2»; ТСЖ «№3»; ТСЖ «№4»; ТСЖ «№5»; ТСЖ «№6»; ТСЖ «№7»; ТСЖ «№8»; ТСЖ «№9»; ТСЖ «№10»; ТСЖ «№11»; ТСЖ «№12»; ТСЖ «№13»; ТСЖ «№14»; ТСЖ «№15»; ТСЖ «№16»; ТСЖ «№17»; ТСЖ «№18» ТСЖ «№19»; ТСЖ «№20»; ТСЖ «№21»; ТСЖ «№22»; ТСЖ «№23»; ТСЖ «№24»; ТСЖ «№25»; ТСЖ «№26»; ТСЖ «№27».
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Ю.Н. Серова