Мотивированное решение изготовлено: 06 июня 2011 года. Дело № 2-2228/11 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 31 мая 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Свиридовой Ж.А., при секретаре Балакшиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова Е.А. к Управлению государственной службы занятости населения Мурманской области об обязании направить на курсы подготовки и повышения квалификации, УСТАНОВИЛ: В силу п. 1.1. Управление государственной службы занятости населения Мурманской области (далее - Управление) является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, образованным в результате реорганизации в форме преобразования Управления федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области. Управление осуществляет полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Управление входит в систему государственной службы занятости населения. Согласно п. 1.2. Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Мурманской области, договорами Мурманской области, законами Мурманской области, актами Губернатора Мурманской области и Правительства Мурманской области, нормативными правовыми актами министерств Мурманской области, а также настоящим Положением. Пункт 3.2. Положения устанавливает, что, управление предоставляет гражданам и организациям через подведомственные учреждения государственные услуги в сфере профессиональной подготовки, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан. Согласно статье 3 Закона, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. получатель государственной услуги не имеет профессии (специальности); получатель государственной услуги испытывает трудности с выбором рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; получатель государственной услуги утратил способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности). Пунктом 9 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателем в подборе работников, работник центра занятости населения предлагает воспользоваться государственной услугой в соответствии с результатами проведения специальных мероприятий по профилированию (распределению граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) получателей государственных услуг. Согласно пункту 4 Постановления № 3/1 от 13.01.2000 года «Об утверждении положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения должно носить интенсивный и краткосрочный характер, продолжительность обучения не должна превышать 6 месяцев. Пунктом 16 Постановления Минтруда РФ N 3, Минобразования РФ N 1 от 13.01.2000 "Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения" предусмотрено, что профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по направлению органов по вопросам занятости в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение имеют инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности). Профессиональное обучение незанятого населения, не зарегистрированного органами по вопросам занятости в качестве безработных, осуществляется по направлению организаций, которые могут предоставлять незанятому населению работу (доходное занятие), по инициативе самих граждан с учетом рекомендаций (профконсультаций) органов по вопросам занятости (пункт 17 Постановления Минтруда РФ N 3, Минобразования РФ N 1 от 13.01.2000 "Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения"). Судом установлено, что Петров Е.А. досрочно уволен с военной службы на основании приказа Командующего Северным флотом от Дата № ** в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «А» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), что подтверждается приказом командира войсковой части № ** от Дата и военным билетом истца. Также в судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривалось, что в настоящее время истец трудоустроен, является получателем пенсии. Таким образом, анализируя юридически значимые обстоятельства по делу, суд полагает требования Петрова Е.А. необоснованными и как следствие не подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 57, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Петрова Е.А. к Управлению государственной службы занятости населения Мурманской области об обязании направить на курсы подготовки и повышения квалификации, - отказать. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти со дня его изготовления в окончательной форме.Петров Е.А. обратился в суд с иском к Управлению государственной службы занятости населения Мурманской области об обязании направить на курсы подготовки и повышения квалификации.
В обоснование заявления указано, что в Дата он обратился в Управление государственной службы занятости населения Мурманской области с просьбой о разъяснении порядка реализации прав граждан, уволенных с военной службы, установленных абзацем пятым пункта 5 статьи 19, абзацем вторым пункта 5, пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Однако ответа со стороны ответчика не последовало, в связи с чем, он в Дата обратился к ****. Так согласно ответа Управления государственной службы занятости населения Мурманской области № ** от Дата следует, что государственная служба занятости населения Мурманской области не намерена решать вопросы по реализации прав гражданина РФ, уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. На основании изложенного просит обязать Управление государственной службы занятости населения Мурманской области реализовать в Дата его право на бесплатное первоочередное прохождение подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению и за счет средств федеральной государственной службы занятности населения путем направления его в указанный период: в *****; в ***. А также обязать Управление государственной службы занятости населения Мурманской области уведомить его о необходимости предоставления документов в вышеуказанные образовательные учреждения не позднее, чем за месяц до начала занятий.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ГОУ «Центр занятости населения г. Мурманска», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, полагает заявленные требование не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 19 (п.5) Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает, что граждане, проходившие военную службу по контракту и уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на бесплатное первоочередное прохождение подготовки, переподготовки и повышение квалификации по направлению и за счет средств федеральной государственной службы занятости населения, а имеющие право на пенсию - на получение профессионального образования по направлению и за счет средств организаций, в которые они приняты на работу, с выплатой среднего заработка во время обучения.
Деятельность федеральной государственной службы занятости населения регламентируется Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 27.07.2010) "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон).
Статья 15 Закона предусматривает, что государственная служба занятости населения включает:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 настоящего Закона полномочия;
3) государственные учреждения службы занятости населения.
Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:
1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
1.1) информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
4) организацию мероприятий активной политики занятости населения;
5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.
В силу статьи 7.1. Закона, к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся:
1) осуществление контроля за:
обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;
приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
регистрацией инвалидов в качестве безработных;
2) регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
3) оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
организация проведения оплачиваемых общественных работ;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
содействие самозанятости безработных граждан;
содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;
4) разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
5) организация и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
6) проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан;
8) обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения в субъекте Российской Федерации, а также подготовка соответствующих предложений по совершенствованию данного законодательства.
Средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основе методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности населения и поправочных коэффициентов, учитывающих уровень безработицы и размеры выплат пособий по безработице.
В случае уменьшения объема средств, направленных на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, высвободившиеся средства могут быть направлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации на финансирование иных полномочий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Средства на осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Мурманской области от 19.01.2009 N 18-ПП утверждено Положение об Управлении государственной службы занятости населения Мурманской области (далее -Положение).
В силу статьи 9 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 27.07.2010) "О занятости населения в Российской Федерации" граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.
В соответствии с пунктом 7 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателем в подборе работников, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 03.07.2006 № 513) государственная услуга предоставляется при наличии одного из следующих оснований: личного обращения получателя государственной услуги с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; предложения работника центра занятости населения о предоставлении государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, согласованного с получателем государственной услуги.
Согласно пункту 8 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателем в подборе работников, работник центра занятости населения предлагает воспользоваться государственной услугой в случаях, если:
Дата истец обратился в Управление государственной службы занятости населения Мурманской области с просьбой о разъяснении порядка реализации прав граждан, уволенных с военной службы, установленных абзацем пятым пункта 5 статьи 19, абзацем вторым пункта 5, пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Согласно письму Управления государственной службы занятости населения Мурманской области № ** от Дата, Петрову Е.А. разъяснено, что на Дата в базе данных ГОУ центра занятости населения г. Мурманска имеются 244 вакансии для трудоустройства в государственных организациях. Кроме того, дополнительно разъяснено, что право пройти профессиональное обучение по направлению службы занятости имеют безработные граждане, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства гражданина.
Письмом Управления государственной службы занятости населения Мурманской области № ** также разъяснено вышеуказанное право, а также разъяснен порядок регистрации безработных граждан.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что личного обращения и заявления от Петрова Е.А. об оказании ему государственной услуги не поступало, в связи с чем, органом службы занятости населения статус безработного истцу не присвоен, кроме того истец трудоустроен и является получателем пенсии.
Доказательств обратному суду не представлено, а судом не добыто.
При указанных обстоятельствах, у Управления государственной службы занятости населения Мурманской области отсутствовали основания для предоставления истцу услуги в виде направления на курсы подготовки и повышения квалификации.