2-1801/2011 Оспаривание решения УПФ РФ по МО.



Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2011 года

Дело № 2-1801

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата                                                                              город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего - судьи Кулдыкина А.В.,

при секретаре - Солдатовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глушенцевой Ж.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском округе города Мурманска об оспаривании решения об отказе в досрочном назначение пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Глушенцева Ж.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском округе города Мурманска (далее УПФ) об оспаривании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

В обоснование указала, что при обращении Дата к ответчику получила отказ в досрочном назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью. Отказ был мотивирован отсутствием необходимого стажа для назначения пенсии - .... года 05 месяцев 16 дней. При этом комиссия необоснованно не зачла в стаж педагогической деятельности период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с Дата по Дата, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, Дата, периоды участия в семинаре с Дата по Дата, период работы в должности ***, когда она работала в лагере при школе (4 месяца 5 дней) с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, периоды работы в должности ***** в СКОШИ № ** и СОШ № **, когда суммарно выполнялась норма рабочего времени на ставку заработной платы (3 месяца 29 дней) с Дата по Дата, период работы в должности *** (2 месяца 26 дней): с Дата по Дата, с Дата по Дата, Дата, Дата. Полагает, что указанные периоды подлежат включению в стаж работы по специальности. Просит суд обязать ГУ УПФ в Октябрьском округе города Мурманска включить указанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и назначить пенсию с момента обращения с Дата.

В судебном заседании истица настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении, представила дополнение к исковым требованиям, в которых указала, что в протоколе Комиссии Пенсионного фонда не были указаны периоды работы в ****ском райкоме ВЛКСМ .... с Дата по Дата в техническом училище № ** в должности ****** и с Дата по Дата в ****ском райкоме ВЛКСМ .... в техническом училище № **, которые Пенсионный Фонд не принял в специальный педагогический стаж. В период, когда она работала в должности ******, действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В данном постановлении пенсия ***** назначалась в соответствии с «Перечнем» и «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». Пункт 1 Положения предусматривает включение в стаж по специальности периоды работы в выборных должностях в партийных и комсомольских органах. Когда она работала в должности ******, ей правительство гарантировало включение этих периодов в педагогический стаж. Не принятие этих периодов в педагогический стаж ухудшает ее социальное положение, лишает ее законной пенсии. Просит суд засчитать ей работу в ****ском райкоме ВЛКСМ .... с Дата по Дата в техническом училище № ** в должности ****** и с Дата по Дата в ****ском райкоме ВЛКСМ в педагогический стаж.

Отказалась от требований о включении в педагогический стаж работы в должности ***** в СКОШИ № ** и СОШ № ** с Дата по Дата, в связи с тем, что данный период не рассматривался пенсионным фондом и решение об отказе по данному периоду пенсионным фондом не принималось, отказ от части исковых требований принят судом.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что периоды прохождения до Дата курсов повышения квалификации не могут быть засчитаны в специальный стаж в связи с отсутствием у Глушенцевой Ж.И. необходимого (16 лет и 8 месяцев) стажа работы в должности ******** на Дата, законодательством не предусмотрено включение периодов повышения квалификации, периода отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 3 лет в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Периоды работы Глушенцевой Ж.И с Дата по Дата, с Дата по Дата, Дата, Дата, Дата, Дата не засчитаны в специальный стаж, так как в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствует код особых условий труда и ставка («28-ПД», «1,00»). Период работы с Дата по Дата в должности *** в ********* не засчитан в стаж осуществления педагогической деятельности в соответствии с п. «в» п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Просила в иске отказать.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон), устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретённых гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, перечисленных в статье 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в следующие сроки: застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты - одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом; остальным застрахованным лицам - не позднее 1 января 2013 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу пункта 2 статьи 31 Федерального закона другие федеральные законы, принятые до вступления в силу настоящего федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей указанному закону.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что решением комиссии ГУ УПФ РФ в Октябрьском округе г. Мурманска № ** от Дата Глушенцевой Ж.И. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, поскольку ее стаж осуществления педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии составил .... года 05 месяцев 16 дней, при требуемом стаже не менее 25 лет.

При этом из стажа Глушенцевой Ж.И. были исключены: в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы: с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, Дата, Дата, Дата; семинар с Дата по Дата; периоды работы в летнем оздоровительном лагере: с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата; дорожные дни с Дата по Дата, с Дата по Дата. Не засчитан период работы с Дата по Дата в должности *** в *********, а также исключены из стажа периоды работы с Дата по Дата, с Дата по Дата, Дата9 года, Дата, Дата, поскольку в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствует код особых условий труда и ставка («28-ПД» «1,0»).

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года.

В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации, семинаре является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Непосредственно применявшееся до 2002 года законодательство также предусматривало включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный (педагогический) стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В частности, в соответствии со статьей 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации, действовавшей до принятия Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохранялось место работы (должность) и производились выплаты, предусмотренные законодательством.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации, семинаре подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, семинаре с сохранением заработной платы Глушенцевой Ж.И. подтверждены архивными справками (л.д. 10-19).

Таким образом, решение УПФ об исключении из стажа Глушенцевой Ж.И. периодов нахождения на курсах повышения квалификации, семинаре является незаконным.

Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации, семинаре подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Нормами КЗоТ РСФСР до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», предусматривалось включение в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Согласно статье 167 КЗоТ РСФСР отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).

В данном случае, Глушенцева Ж.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком в период с Дата по Дата.

Период нахождения Глушенцевой Ж.И. в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с Дата по Дата подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период введения в действие изменений в КЗоТ РСФСР Глушенцева Ж.И. уже находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с Дата.

Вновь принятые правовые нормы, ухудшающие положение истца по сравнению с ранее действовавшими, то есть - не позволяющие включать в специальный трудовой стаж отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет не должны распространяться на нее.

Периоды работы в летнем оздоровительном лагере при школе ответчик необоснованно исключил из стажа педагогической деятельности, поскольку в данные периоды Глушенцева Ж.И. работала в должности *** в школе № **, исполняла свои должностные обязанности, заработная плата ей выплачивалась МОУ СОШ № **, оздоровительные лагеря не являлись юридическими лицами, дети находились в образовательном учреждении.

Следовательно, периоды работы Глушенцевой Ж.И. в оздоровительных лагерях при школе № ** с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата подлежат включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Период работы с Дата по Дата, с Дата по Дата, Дата, Дата и Дата не засчитаны в стаж осуществления педагогической деятельности, так как в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствует код особых условий труда и ставка. Однако данные периоды должны быть включены в стаж в связи с тем, что из материалов дела следует, что Глушенцева Ж.И. в указанные периоды осуществляла педагогическую деятельность в средней общеобразовательной школе № ** в должности ***** и заместителя директора по учебно-воспитательной работе и в период с Дата по Дата, с Дата по Дата, Дата, Дата и Дата находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждено приказом № ** от Дата, карточкой-справкой № **, приказом № **-лс от Дата, приказом № ** от Дата, на основании чего данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Кроме того, истцом заявлено требование о включении в стаж периодов работы в ****ском райкоме ВЛКСМ .... с Дата по Дата в техническом училище № ** в должности секретаря комитета ВЛКСМ и с Дата по Дата в ****ском райкоме ВЛКСМ .... в Техническом училище № **.

По сообщению истицы, при обращении в Управление пенсионного фонда РФ истец представляла сведения о работе в райкоме ВЛКСМ в должности ******, однако, данные периоды не были рассмотрены ответчиком и не были включены в стаж педагогической деятельности.

В период, когда истица работала в ****ском райкоме ВЛКСМ ****** СПТУ № ** с Дата по Дата и в ****ском райкоме ВЛКСМ ****** СПТУ № ** с Дата по Дата, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

В силу пункта 4 названного Положения время работы, указанное в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Принимая во внимание, что на момент обращения Глушенцевой Ж.И. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ей было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период выборной работы в комсомольских органах подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период с Дата по Дата и с Дата по Дата надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от Дата N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Как указано в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при рассмотрении споров, возникших в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", необходимо иметь в виду, что в силу подпункта "в" пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - в ред.Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8,1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее - список должностей и учреждений, список), засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 года. Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в пунктах 1.8,1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" названного выше списка должностей и учреждений, имевшая место после 01 ноября 1999 года, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Аналогичное правило применяется и к случаям работы в указанных должностях в учреждениях, перечисленных в пунктах 1.8,1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений", являющихся структурными подразделениями организации.

При применении пункта 12 названных Правил, согласно которому работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с Дата, засчитывается в стаж работы при наличии условий, перечисленных в этом пункте, судам следует учитывать ограничения, установленные подпунктом "в" пункта 8 Правил.

Таким образом, период работы истца с Дата по Дата в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Центре детско-юношеского туризма не подлежит зачету в стаж осуществления педагогической деятельности в соответствии с п. «в» п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, так как имел место после Дата.

Судом установлено, что с заявлением о назначении пенсии Глушенцева Ж.И. обратилась в ГУ УПФ РФ в Октябрьском округе города Мурманска Дата.

Согласно статье 19 Федерального закона от Дата «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом включения оспариваемых периодов в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, судом установлено, что на момент начального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган, то есть на Дата, истица имела право на досрочную пенсию по старости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

           

РЕШИЛ:

Исковое заявление Глушенцевой Ж.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском округе города Мурманска об оспаривании решения об отказе в досрочном назначение пенсии по старости, удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском округе города Мурманска от Дата об отказе Глушенцевой Ж.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском округе города Мурманска назначить Глушенцевой Ж.И. досрочную трудовую пенсию по старости с Дата.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий                                            А.В. Кулдыкин