№2-1138/11 Принято в окончательной форме Дата РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дата Октябрьский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего - судьи Серовой Ю.Н., при секретаре Тюковой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колтунова А.Н. к Министерству имущественных отношений Мурманской области, земельному комитету о признании незаконными бездействия и решения об отказе в предоставлении земельного участка, понуждении к принятию решения о предоставлении на праве аренды земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, УСТАНОВИЛ: Колтунов А.Н. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Мурманской области о признании незаконными бездействия и решения об отказе в предоставлении земельного участка, понуждении к принятию решения о предоставлении на праве аренды земельного участка под строительство индивидуального жилого дома. В обоснование требований истец указал, что им было подано ответчику заявление о предоставлении на праве аренды земельного участка ориентировочной площадью .... кв.м, расположенного в кадастровом квартале № ** (....), под строительство индивидуального дома. На основании решения от Дата в предоставлении земельного участка было отказано. Полагает, что Министерство имущественных отношений города Мурманска допустило бездействие, выразившееся в не обеспечении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка для строительства на заседании земельной комиссии. Считает также незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Мурманской области, выразившиеся в необеспечении рассмотрения его заявления на заседании земельной комиссии на момент вынесения Министерством имущественных отношений Мурманской области решения об отказе в предоставлении земельного участка от Дата. Просит признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Мурманской области, выразившееся в не обеспечении рассмотрения его заявления о предоставлении земельного участка для строительства на заседании земельной комиссии, возложив обязанность на ответчика обеспечить рассмотрение вышеназванного заявления. Просит признать незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка Министерства имущественных отношений Мурманской области от Дата, возложив обязанность по принятию решения о предоставлении ему на праве аренды земельного участка в .... под строительство индивидуального жилого дома. Кроме того, указал, что Министерству имущественных отношений Мурманской области переданы функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске, подготовка проектов распорядительных актов Правительства Мурманской области о предоставлении земельных участков на соответствующем праве. Дата им подано в Министерство имущественных отношений Мурманской области заявление о предоставлении на праве аренды земельного участка ориентировочной площадью .... кв.м., расположенного в кадастровом квартале № ** (....), под строительство индивидуального жилого дома. В Дата от МИО поступило решение об отказе в предоставлении земельного участка на том основании, что испрашиваемая территория является незастроенной, отсутствуют сети инженерно-технического обеспечения, объекты транспортной инфраструктуры и градостроительным планом муниципального образования город Мурманск территория определена под общественно-деловую зону. Министерство имущественных отношений Мурманской области в нарушение п. 1.10. Порядка организации и проведения мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые разграничена, находящимися в городе Мурманске, в случае предоставления земельных участков для строительства, утвержденным Постановлением Правительства Мурманск области от 20.03.2009 N 139-ПП не обеспечило рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка для строительства на заседании земельной комиссии. В своем решении МИО МО сослалось на градостроительный план муниципального образования город Мурманск, утвержденным решением Совета депутатов г. Мурманск от 25.06.2009 года № 7-85, которым утвержден генеральный план муниципального образования город Мурманск, которым предусмотрено развитие и формирование специализированных общественно-деловых зон. Формирование зоны обслуживания объектов, необходимой для осуществления производственной и предпринимательской деятельности (бизнес-инкубаторов производственного и офисного типов, промышленного парка, выставочного центра, многофункциональных деловых центров) всего лишь предлагается в Октябрьском округе города Мурманска на ..... Сведения об общественно-деловой зоне, на которую ссылаются Министерство имущественных отношений Мурманской области, и земельная комиссия в своих решениях в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. В решении Министерство имущественных отношений Мурманской области сослалось на градостроительные регламенты в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск», которые на сегодняшний день не утверждены и не подлежат применению. Кроме того, согласно ч. 6 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ - в перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи. Министерство имущественных отношений Мурманской области и земельная комиссия в нарушение порядка, установленного ст. 30 Земельного Кодекса РФ и ч. 6 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, незаконно отказали в предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, создали препятствия к осуществлению права на выбор места жительства, гарантированного Конституцией Российской Федерации. В период нахождения дела в производстве суда истец уточнил исковые требования, указав, что просит также признать незаконным решение Земельной комиссии, оформленное протоколом от Дата полностью, возложив на указанную комиссию обязанность по принятию решения о предоставлении Колтунову А.Н. на праве аренды земельного участка, ориентировочной площадью .... кв.м., расположенного в кадастровом квартале № ** (....), под строительство индивидуального жилого дома. В судебное заседание истец Колтунов А.Н. не явился, направив в суд своего представителя. В судебном заседании представитель истца Пустовидов Р.А. поддержал заявленные требования в полном объеме, дал аналогичные пояснения. Представитель ответчика - Министерства имущественных отношений Мурманской области в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. В обоснование указала, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Мурманске для строительства возложены на Министерство имущественных отношений Мурманской области. Заявление Колтунова А.Н. о предоставлении на праве аренды земельного участка ориентировочной площадью .... кв.м., расположенного в кадастровом квартале № ** (....), для строительства индивидуального жилого дома поступило в Министерство Дата. В соответствии с пунктом 1.1. Постановления Правительства Мурманской области от 18.02.2010 года № 53-ПП, пунктом 1.8. Порядка организации и проведении мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске - административном центре Мурманской области, для строительства, Министерство обратилось в администрацию города Мурманска с просьбой направить информацию о возможности предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. В Дата от администрации г.Мурманска получен ответ о невозможности представления земельных участков по .... для строительства индивидуальных жилых домов. В соответствии с пунктом 1.10. Порядка, Министерство обеспечивает рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, с приложением информации, поступившей от администрации г.Мурманска, на заседании земельной комиссии. На заседание земельной комиссии Дата рассмотрен вопрос о возможности предоставления земельного участка по .... под строительство индивидуальных жилых домов, в т.ч. Колтунову А.Н., принято решение об отказе и предложено ознакомиться с генеральным планом муниципального образования город Мурманск. Определением суда от Дата в качестве соответчика привлечена Земельная комиссия, в качестве третьих лиц - Комитет территориального планирования и градостроительства. Представитель Земельной комиссии в судебное заседание не явился, представив отзыв, указав, что земельная комиссия является ненадлежащим ответчиком по данному спору, так как полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Мурманске для строительства обладает Министерство имущественных отношений Мурманской области. Земельная комиссия является координирующим органом, ее решения носят лишь рекомендательный характер и фиксируются в протоколах заседаний. Представитель третьего лица - Комитета территориального планирования и градостроительства в судебное заседание не явился, представив отзыв, в котором указал, что в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Мурманск, утвержденным решением Совета депутатов города Мурманска от 25.06.2009 N 7-85, предусмотрено развитие следующих зон жилой застройки: смешанная жилая застройка (среднеэтажная и малоэтажная индивидуальная); на свободных территориях: в Октябрьском округе - ....; малоэтажная индивидуальная жилая застройка на свободных территориях: в Октябрьском округе - .... Генеральным планом муниципального образования город Мурманск испрашиваемая территория определена как общественно-деловая зона. В соответствии с ч. 6 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам. В силу части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Согласно решению Совета депутатов города Мурманска от 30.09.2010 № 28-267 «О назначении публичных слушаний по проекту муниципального правового акта «О правилах землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск», с 25 октября 2010 по 27 октября 2010 в административных округах города Мурманска были проведены публичные слушания по проекту Правил. По окончании публичных слушаний поступили замечания и предложения по проекту от жителей города и от юридических лиц. Замечания о внесении изменений в регламенты, установленные для оспариваемой общественно-деловой зоны, не поступали. Проект Правил готовится к утверждению в I полугодии 2011 года. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ предварительное согласование места размещения объекта не производится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонирования территорий). Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ. В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должен предшествовать выбор участка для строительства. В силу части 3 статьи 30.1 Земельного участка РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Согласно части 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Частью 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. В соответствии с частью 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Судом установлено, что Колтунов А.Н. обратился в Министерство имущественных отношений города Мурманска с заявлением о предоставлении на правах аренды земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, ориентировочной площадью .... кв.м., расположенного в кадастровом квартале № ** (....) под строительство индивидуального жилого дома. Решением Министерства имущественных отношений города Мурманска от Дата за № ** Колтунову А.Н. в предоставлении на правах аренды земельного участка под строительство индивидуального жилого дома отказано. Постановлением Правительства Мурманской области от 20.03.2009 года № 139-ПП утвержден Порядок организации и проведения мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске, в случае предоставления земельных участков для строительства, в соответствии с которым (п. 1.8, 1.9, 1.10) Минтерразвития Мурманской области в течение 5 рабочих дней направляет в администрацию муниципального образования город Мурманск запрос о возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке с приложением копии заявления. Администрация г. Мурманска в течение 10 рабочих дней направляет в Минтерразвития Мурманской области информацию о возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке либо мотивированное заключение о невозможности осуществления работ по формированию земельного участка. Минтерразвития Мурманской области обеспечивает рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, с приложением информации, поступившей от администрации г. Мурманска, на заседании земельной комиссии. Постановлением Правительства Мурманской области от 18.02.2010 года № 53-ПП Министерству имущественных отношений Мурманской области переданы некоторые функции Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, в том числе, и по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске - административном центре Мурманской области, для строительства. Как установлено судом, Министерство направило заявление истца с приложением информации, поступившей от администрации г. Мурманска, для рассмотрения на заседании земельной комиссии. Из протокола заседания земельной комиссии от Дата следует, что в предоставлении на правах аренды земельного участка под строительство индивидуального жилого дома Колтунову А.Н. отказано на основании информации администрации города Мурманска от Дата № ** и Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска от Дата № **, поскольку испрашиваемая территория является незастроенной, отсутствуют сети инженерно-технического обеспечения, объекты транспортной инфраструктуры. В целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, в отношении территорий, подлежащих застройке, осуществляется подготовка документации по планировке территории, предусмотренная Градостроительным кодексом РФ. Подготовка документации осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов. Градостроительным планом муниципального образования город Мурманск, утвержденным решением Совета депутатов города Мурманска от 25.06.2009 года № 7-85, испрашиваемая территория определена под общественно-деловую зону (зону обслуживания объектов производственной и предпринимательской деятельности). Таким образом, довод истца о том, что сведения об испрашиваемом земельном участке как общественно-деловой зоне в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, в связи с чем ответчики обязаны был предоставить данный участок земли под их нужды, безоснователен. Согласно части 6 статьи 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурного - бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам. Доводы истца о применении части 6 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанной нормой предусмотрена возможность нахождения жилых домов в общественно-деловых зонах, но не возложена обязанность на органы государственной власти и местного самоуправления по выделению земельного участка под строительство индивидуального жилого дома. Таким образом, ответчиками соблюден порядок рассмотрения заявления истца о выделении ему земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, предусмотренный Постановлением Правительства Мурманской области от 20.03.2009 года № 139-ПП. На заседании земельной комиссии, при рассмотрении заявления истца кворум имелся, что подтверждается протоколом заседания Комиссии от Дата, распоряжением Правительства Мурманской области от Дата за № **. С учетом того, что испрашиваемый земельный участок входит в состав территории общественно-деловой зоны, является незастроенной, отсутствуют сети инженерно-технического обеспечения, объекты транспортной инфраструктуры, суд приходит к выводу о правомерности обжалуемого отказа, принятого с учетом изложенных в пункте 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации принципов управления и распоряжения земельными участками. С учетом изложенного, правовых оснований для признания незаконным решения Министерства имущественных отношений города Мурманска и решения земельной комиссии от Дата об отказе в предоставлении Колтунову А.Н. на праве аренды земельного участка ориентировочной площадью .... кв.м., расположенного в кадастровом квартале № ** (....), под строительство индивидуального жилого дома не усматривается, как и основания для понуждения ответчика предоставить такой участок истцу в аренду под строительство индивидуального жилого дома. На основании статей 29, 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ, ст. 3 Федерального Закона «О введение в действие Земельного Кодекса Российской Федерации», Постановления Правительства Мурманской области от 20.03.2009 года № 139-ПП, Постановления Правительства Мурманской области от 18.02.2010 года № 53-ПП, руководствуясь ст. ст. 56, 60, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Колтунова А.Н. к Министерству имущественных отношений Мурманской области, земельному комитету о признании незаконными бездействия и решения об отказе в предоставлении земельного участка, понуждении к принятию решения о предоставлении на праве аренды земельного участка под строительство индивидуального жилого дома. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 календарных дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Ю.Н. Серова