Мотивированное решение изготовлено Дата. Дело № 2-1709 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дата город Мурманск Октябрьский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего судьи - Кулдыкина А.В., при секретаре - Солдатовой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1709 по заявлению Бондарева С.А. о признании незаконным и недействующим Распоряжения Правительства Мурманской области № 8-РП, УСТАНОВИЛ: Бондарев С.А. обратился в Октябрьский районный суд города Мурманска о признании незаконным и недействующим Распоряжения Правительства Мурманской области № 8-РП. В обоснование заявления указал, что Дата Бондарев С.А. обратился в Министерство имущественных отношений Мурманской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером № ** под строительство автоцентра сроком на два года одиннадцать месяцев, предоставив кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка. Дата Правительством Мурманской области было принято Распоряжение № 8-РП «Об отказе в предоставлении Бондареву С.А. земельного участка для строительства» (далее Распоряжение) в связи с тем, что площадь земельного участка с кадастровым номером № ** не соответствует площади земельного участка, приведенной в акте о выборе земельного участка, утвержденном распоряжением Правительства Мурманской области от Дата № **. Полагает, что указанное Распоряжение незаконно и необоснованно, подлежащим признанию судом недействующим, поскольку оно нарушает его законные права и интересы. Полагает, что он надлежащим образом исполнил все требования земельного законодательства, предъявляемые при приобретении прав на земельный участок для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта строительства, надлежащим образом согласовал увеличение площади испрашиваемого земельного участка до .... кв.м. и осуществил его кадастровый учет, в виду чего оспариваемое Распоряжение представляется необоснованным и противоречащим нормам земельного законодательства. Оспариваемое Распоряжение нарушает права Заявителя, предусмотренные ч. 1 статьи 28, пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ. Просит суд признать не соответствующим закону и недействующим Распоряжение Правительства Мурманской области № 8-РП от Дата «Об отказе в предоставлении Бондареву С.А. земельного участка для строительства», обязать Правительство Мурманской области устранить допущенное нарушение прав и свобод заявителя, взыскать с Правительства Мурманской области в его пользу судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей. В судебном заседании представитель заявителя Симаков Р.А. поддержал требования о признании Распоряжения Правительства Мурманской области, полагая его незаконным и необоснованным. Правительство Мурманской области и Министерство имущественных отношений Мурманской области в судебное заседание своего представителя не направили, о месте и времени судебного заседания извещены судом надлежащим образом. Из представленного письменного отзыва Министерства имущественных отношений Мурманской области следует, что с заявленными требованиями Министерство не согласно по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Законом Мурманской области от 10.07.2007 года № 864-01-ЗМО, Постановлением Правительства Мурманской области от 20 марта 2009 года № 139 -ПП «Об организации и проведении мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске - административном центре Мурманской области, для строительства», постановлением Правительства Мурманской области от 18.02.2010 года № 53-ПП «О передаче Министерству имущественных отношений Мурманской области дополнительных функций» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Мурманске для строительства возложены на Министерство имущественных отношений Мурманской области. Министерство осуществляет подготовку проектов решений Правительства Мурманской области о предоставлении земельных участков для строительства на соответствующем праве. Распоряжение «Об отказе в предоставлении Бондареву С.А. участка для строительства» подготовлено в соответствии с п.8. ст. 31, п.1 ст. 32 Земельного кодекса РФ. Распоряжением Правительства Мурманской области от Дата № ** «О предварительном согласовании Бондареву С.А. места размещения объекта» утвержден акт о выборе земельного участка под автоцентр Бондареву С.А. и предварительно согласовано место размещения объекта на земельном участке, расположенном в ****ском административном округе в районе дома № ** по .... Площадь земельного участка под автоцентр согласно утвержденному акту о выборе - .... кв.м. Границы земельного участка установлены, сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости Дата. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от Дата № ** площадь земельного участка с кадастровым номером № ** под автоцентр - .... кв.м. Дата Бондарев С.А. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства автоцентра в аренду на срок два года 11 месяцев. В связи с тем, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято в отношении земельного участка площадью .... кв.м, отсутствует основание в предоставлении земельного участка площадью .... кв.м. Заинтересованное лицо Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска в судебное заседание своего представителя не направил, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, из письменного отзыва следует, что Бондарев С.А. в соответствии с действующим законодательством в установленном порядке оформил проект территориального землеустройства, выполнил кадастровые работы - в результате земельный участок был поставлен на кадастровый учет. Оснований для отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № ** площадью .... кв.м., по мнению комитета, не имеется. Комитет полагает, что заявленные требования Бондарева С.А. к Правительству Мурманской области, подлежат удовлетворению. Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы настоящего гражданского дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Часть 3 статьи 30 Земельного Кодекса РФ предусматривает, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду. Статья 31 Земельного кодекса РФ устанавливает порядок выбора земельных участков для строительства. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. Пунктами 5, 6, 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В силу статьи 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Законом Мурманской области от 10.07.2007 года № 864-01-ЗМО, Постановлением Правительства Мурманской области от 20 марта 2009 года № 139 -ПП «Об организации и проведении мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске - административном центре Мурманской области, для строительства», постановлением Правительства Мурманской области от 18.02.2010 года № 53-ПП «О передаче Министерству имущественных отношений Мурманской области дополнительных функций» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Мурманске для строительства возложены на Министерство имущественных отношений Мурманской области. Судом установлено, что согласно Заявкам № ** от Дата и от Дата Бондарев С.А. надлежащим образом обратился за выбором земельного участка, ориентировочной площадью .... кв.м., расположенного в ****ском административном округе .... в 10 метрах на север от дома № ** по .... для строительства здания автоцентра и предварительным согласованием места размещения объекта строительства. По результатам рассмотрения обращения Заявителя был оформлен Акт о выборе земельного участка (л.д. 50), в соответствии с которым комиссия посчитала возможным строительство здания «Автоцентра» на земельном участке, расположенном ****ском административном округе .... в 10 метрах на север от дома № ** по .... при выполнении следующих условий: Выполнить топографическую съемку участка с инженерными сетями в масштабе 1:500. Составить, согласовать и утвердить в установленном порядке проект территориального землеустройства земельного участка под объект. Разработать проектную документацию по объекту в полном объеме в соответствии с действующими нормативными документами, архитектурно-планировочным заданием, технологическим заданием заказчика, техническими условиями эксплуатирующих организаций на инженерное обеспечение. Проектную документацию, согласованную с заинтересованными организациями предоставить на согласование в комитет по территориальному планированию и градостроительству администрации города Мурманска. Оформить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Дата Правительством Мурманской области было принято Распоряжение № ** «О предварительном согласовании Бондареву С.А. места размещения объекта», которым был утвержден вышеназванный Акт о выборе земельного участка, согласовано место размещения объекта в ****ском административном округе города Мурманска в районе дома № ** по .... на земельном участке, сформированном из части земель, не обремененных правами третьих лиц, с кадастровым номером № **. Указанным Распоряжением Бондареву С.А. было определено: произвести установление границ земельного участка на местности и осуществить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. Ходатайствовать после окончания землеустроительных работ о предоставлении земельного участка для строительства объекта. Согласно проекту территориального землеустройства, разработанного ООО ***, утвержденного Председателем Комитета имущественных отношений администрации города Мурманска Дата, площадь проектируемого земельного участка под строительство «Автоцентра» составляет .... кв.м. Дата на основании разработанной проектной документации для строительства Постановлением Администрации города Мурманска № ** в отношении испрашиваемого Заявителем земельного участка был утвержден градостроительный план, согласно которому площадь испрашиваемого земельного участка была установлена в размере .... кв.м. В дальнейшем Бондарев С.А. обратился с заявлением в Департамент имущественных отношений Правительства Мурманской области о приведении в соответствие землеустроительной документации и акта о выборе земельного участка, расположенного в ****ском административном округе города Мурманска в районе дома № ** по ...., в части увеличения площади земельного участка до .... кв.м. Дата Департамент имущественных отношений Мурманской области по результатам рассмотрения обращения сообщил, что данный вопрос относится к полномочиям администрации муниципального образования город Мурманск, и рекомендовал обратиться в Комитет по территориальному планированию и градостроительству администрации города Мурманска и Комитет имущественных отношений администрации города Мурманска. Комитет по территориальному планированию и градостроительству администрации города Мурманска в своем ответе № ** от Дата на обращение Бондарева С.А. ответил, что Распоряжение Правительства Мурманской области от Дата № ** подготовлено, в том числе на основании проекта территориального землеустройства, утвержденного комитетом имущественных отношений администрации города Мурманска Дата. Площадь земельного участка по проекту территориального землеустройства составляет .... кв.м. Этим же распоряжением утвержден акт выбора земельного участка, согласно которому площадь земельного участка - .... кв.м. Учитывая, что распоряжением, подготовленным на основании проекта территориального землеустройства, уже утвержден акт выбора, несмотря на несоответствие площади проекту территориального землеустройства, Комитет не видит необходимости вносить изменения в акт выбора земельного участка. Дата Постановлением администрации города Мурманска № ** были внесены изменения в Постановление администрации города Мурманска № ** от Дата «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в первомайском административном округе в районе дома № ** по ...., которым площадь испрашиваемого земельного участка была установлена ориентировочно .... кв.м. Заявителем в порядке выполнения требований действующего Земельного законодательства РФ был согласован Проектный план границ испрашиваемого земельного участка с указанной площадью .... кв.м., который был утвержден председателем Комитета имущественных отношений города Мурманска. Дата спорный земельный участок в соответствии с требованиями ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007 года был поставлен на государственный кадастровый учет со значением площади .... кв.м., присвоен кадастровый номер № **. Дата Бондарев С.А. обратился в Министерство имущественных отношений по Мурманской области с заявлением о предоставлении земельного участка № ** под строительство Автоцентра сроком на два года одиннадцать месяцев. Распоряжением Правительства Мурманской области от 13 января 2011 года № 8-РП в связи с тем, что площадь земельного участка с кадастровым номером № ** не соответствует площади земельного участка, приведенной в акте о выборе земельного участка, утвержденном распоряжением Правительства Мурманской области от Дата № **, Бондареву С.А. было отказано в предоставлении земельного участка из категории «Земли населенных пунктов», кадастровый номер № **, площадью .... кв.м., месторасположение: ...., для строительства автоцентра. Порядок организации и проведения мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске, в случае предоставления земельных участков для строительства, утвержден Постановлением Правительства Мурманской области от 20.03.2009г. № 139-ПП Минтерразвития Мурманской области (далее - Порядок). Порядок устанавливает процедуру подачи заявлений лицами, заинтересованными в предоставлении земельных участков для строительства, сроки рассмотрения указанных заявлений, процедуру прохождения документов для принятия решений по вопросам распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске, в случае их предоставления для строительства. В силу пункта 1.3 Порядка предоставление земельных участков для строительства из земель, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: с предварительным согласованием мест размещения объектов; или без предварительного согласования мест размещения объектов. В силу части 2 Порядка предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов может осуществляться, в том числе в аренду. В силу пункта 2.5 Порядка Минтерразвития Мурманской области готовит проект решения Правительства Мурманской области о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка для строительства. Решение действует в течение трех лет и продлению не подлежит. Истечение трехлетнего срока влечет прекращение предварительного согласования места размещения объекта. В силу пункта 2.6. Порядка на основании решения Правительства Мурманской области о предварительном согласовании места размещения объекта граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обеспечивают за свой счет: установление границ земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; получение градостроительного плана земельного участка; выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации объекта строительства; архитектурно-строительное проектирование путем подготовки проектной документации объекта строительства; проведение государственной экспертизы проектной документации (в случаях, предусмотренных законодательством). В соответствии с пунктом 2.7 Порядка граждане и юридические лица, осуществившие действия, указанные в пункте 2.6 настоящего Порядка, обращаются в Минтерразвития Мурманской области с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства. Бондарев С.А. надлежащим образом выполнил все требования земельного законодательства, действовал в соответствии с Порядком организации и проведения мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске, в случае предоставления земельных участков для строительства, обратился с заявлением в установленный законом срок. Пунктом 1.9 Порядка предусмотрено, что Администрация г. Мурманска в течение 10 рабочих дней направляет в Минтерразвития Мурманской области информацию о возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке либо мотивированное заключение о невозможности осуществления работ по формированию земельного участка. Согласно пункту 1.10 Порядка установлено, что Минтерразвития Мурманской области обеспечивает рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, с приложением информации, поступившей от администрации г. Мурманска, на заседании Земельной комиссии. Постановлением Правительства Мурманской области от 18.02.2010 N 53-ПП "О передаче Министерству имущественных отношений Мурманской области дополнительных функций" переданы Министерству имущественных отношений Мурманской области определенные функции Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, в том числе и по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске - административном центре Мурманской области, для строительства. Оценив обстоятельства настоящего дела, принимая во внимание, что согласно кадастровому паспорту земельного участка от Дата испрашиваемый земельный участок является землей населенных пунктов, разрешен для строительства автоцентра (автосалона, станции технического обслуживания, автомобилей, автомойки), его площадь установлена .... кв. м., учитывая, что Бондарев С.А. обращался с заявлением о приведении в соответствие землеустроительной документации и акта о выборе земельного участка в части увеличения площади и получил ответ, что данного согласования не требуется, отказ в предоставлении Бондареву С.А. земельного участка для строительства является необоснованным и Распоряжение Правительства Мурманской области № 8-РП от 13.01.2011 года подлежит отмене. Согласно статьи 32 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Согласно пунктам 9 и 10 статьи 30 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, РЕШИЛ: Заявление Бондарева С.А. о признании незаконным и недействующим Распоряжения Правительства Мурманской области № 8-РП от 13.01.2011 года, удовлетворить. Признать Распоряжение Правительства Мурманской области № 8-РП от 13 января 2011 года «Об отказе в предоставлении Бондареву С.А. земельного участка для строительства», незаконным и недействующим. Обязать Правительство Мурманской области предоставить Бондареву С.А. земельный участок в аренду из категории земель «Земли населенных пунктов», кадастровый номер № **, площадью .... кв. м., местоположение: ...., для строительства автоцентра в двухнедельный срок с момента получения настоящего решения суда, вступившего в законную силу. Взыскать с Правительства Мурманской области в пользу Бондарева С.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу. Председательствующий А.В. Кулдыкин