Дело № 2-2882. Изготовлено 24 июня 2011 года. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 июня 2011 года Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе председательствующего судьи Быриной Д.В. при секретаре Михеевской Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Насирова А.Ф. об оспаривании решения военного комиссариата по г. Мурманску, УСТАНОВИЛ: Насиров А.Ф. обратился в суд с заявлением об оспаривании решение призывной комиссии города Мурманска от Дата (протокол № **), в обоснование которого указал, что согласно выписке от Дата № ** из протокола призывной комиссии г.Мурманска от Дата № ** решением призывной комиссии он был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями по ст. № ** - постановление Правительства РФ № ** от Дата. Призван в части сухопутных войск. На основании данного решения Дата ему под роспись была вручена повестка для отправки к месту прохождения военной службы на Дата, с требованием явиться в военный комиссариат МО. Вместе с тем, Дата заинтересованным лицом ему была вручена выписка без даты и номера из протокола призывной комиссии г.Мурманск от Дата № **, согласно которой призывная комиссия г.Мурманска отменяет решение о призыве и направляет Насирова А.Ф. в поликлинику для сдачи анализов. Считает, что призывная комиссия превысила полномочия и вынесла решение, не отвечающее требованиям нормативных актов, в связи с чем просил признать его незаконным и отменить. В судебном заседании заявитель Насиров А.Ф. пояснил, что решение призывной комиссии, указанное в протоколе от Дата № **, о признании его годным к военной службе с незначительными ограничениями по ст. № ** и призыве на военную службу было оспорено им в судебном порядке по тем основаниям, что он имел отсрочку от военной службы в связи с обучением в аспирантуре очной формы обучения НОУ ****, а также в ввиду отсутствия сведений о проведении необходимых ему по состоянию здоровья медицинских обследованиях. По результатам рассмотрения дела суд признал данное решение призывной комиссии незаконным, однако, отказал в удовлетворении требования об отмене, поскольку после его обращения в суд призывная комиссия вынесла оспариваемое в рамках данного дела решение об отмене ранее вынесенного решения о призыве. Между тем, законодательством о призыве и военной службе не предусмотрено право призывной комиссии на отмену ранее принятого решения, поскольку такое право принадлежит призывной комиссии субъекта Российской Федерации либо суду. Оспариваемое решение призывной комиссии не мотивировано, его содержание не соответствует Положению о призыве, поскольку им не предусмотрено такое мероприятие, как направление в поликлинику для сдачи анализов. При указанных обстоятельствах решением призывной комиссии г.Мурманска от Дата созданы препятствия для решения вопроса о его призыве к военной службе в соответствии с требованиями законодательства. Представитель призывной комиссии г.Мурманска в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления. Суду пояснил, что при получении копии заявления Насирова А.Ф. в суд призывная комиссия рассмотрела высказанные им жалобы, в том числе на наличие у него отсрочки от призыва на военную службу и нарушение порядка проведения медицинского освидетельствования, посчитала их обоснованными, приняла решение об отмене ранее вынесенного решения о призыве и в соответствии с п. 13 Положения «О призыве на военную службу граждан РФ» направила Насирова в поликлинику для сдачи анализов и прохождения дополнительного обследования ..... От получения соответствующего направления призывник отказался. Заключение о категории годности к военной службе в отношении заявителя до настоящего момента не сделано. Просил признать оспариваемое решение законным и обоснованным. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет заявленное требование по следующим основаниям. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон) призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу статьи 28 Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения. Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда. Согласно статьей 29 Закона призывная комиссия субъекта Российской Федерации создается решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В соответствии с указанными в данной статье полномочиями призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в том числе, проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу; контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий. При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона. Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения копии указанного решения. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда. С указанными правовыми нормами согласуются нормы Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 (далее - Положение), и Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" (далее - Инструкция). Так, в соответствии с п. 13 Положения призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами. Это решение также заносится в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника (п. 15 Положения). Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы (п. 16 Положения). При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (пункт 17 Положения). Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара, а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения). По завершении призыва призывная комиссия подводит его итоги и отменяет решения о призыве граждан на военную службу, отмененные призывной комиссией субъекта Российской Федерации или судом, о чем в протоколе заседания призывной комиссии и учетных картах призывников делаются мотивированные записи (пункт 21 Положения). Решения призывной комиссии субъекта Российской Федерации об отмене решения нижестоящей призывной комиссии и о принятии одного из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", заносятся в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации, который в тот же день подписывается председателем призывной комиссии и ее членами. Личные дела призывников с оформленными в установленном порядке выписками из решений призывной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 5-дневного срока с даты принятия этих решений возвращаются в военные комиссариаты (пункт 32 Положения). В соответствии с пунктом 40 Инструкции решение призывной комиссии заносится в протокол заседания призывной комиссии согласно приложению N 33 к настоящей Инструкции. В конце рабочего дня протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами. Полномочия призывной комиссии субъекта Российской Федерации закреплены в п. 51 Инструкции, к ним, в том числе, отнесены полномочия по проверке правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождения от призыва на военную службу; контроль обоснованности направления граждан для прохождения военной службы в видах, родах войск Вооруженных Сил, других войсках, воинских формированиях и органах; рассмотрение жалоб граждан, призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря): а) принимает решение об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья. При этом одновременно с отменой решения принимает одно из решений, указанных в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; б) заносит в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации согласно приложению N 38 к настоящей Инструкции вновь принятое в отношении гражданина решение и в конце рабочего дня подписывает его. Выписки из протокола призывной комиссии субъекта Российской Федерации, оформленные в установленном порядке, помещаются в личные дела призывников. Личные дела призывников с оформленными в установленном порядке выписками из решений призывной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней со дня принятия этих решений через представителей военных комиссариатов или в ином порядке возвращаются в военные комиссариаты. В военном комиссариате с получением личного дела призывника в течение 3 рабочих дней производится запись в графе 7 протоколов призывной комиссии об отмене решения с указанием даты, номера протокола и принятого призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения (повторно призывник в протокол не записывается). Анализ приведенных положений нормативно-правовых актов не дает повода признать право призывной комиссии военного комиссариата муниципального образования на произвольный пересмотр ранее вынесенного решения о призыве без достаточных к тому оснований (без проведения дополнительного (контрольного) медицинского обследования, исследования дополнительных документов, вызова призывника и пр.). Представитель заинтересованного лица не привел обоснования действиям призывной комиссии г.Мурманска, выразившимся в принятии оспариваемого решения, с правовой точки зрения, сославшись на существующую практику отмены ранее принятых решений о призыве. Соответственно, суд приходит к выводу о том, что в данном случае, призывной комиссией г.Мурманска были превышены полномочия при принятии оспариваемого решения, в связи с чем оно не может быть признано законным. Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявление Насирова А.Ф. об оспаривании решения военного комиссариата по г. Мурманску удовлетворить. Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии города Мурманска от Дата (протокол № **) об отмене решения о призыве Насирова А.Ф. и направлении его в поликлинику для сдачи анализов Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий: Д.В. Бырина