2-2898/2011 Обязание квотировать рабочие места для инвалидов.



Дело № 2-2898

Принято в окончательной форме 07 июля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2011 года                                                                                       г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе:

председательствующего судьи Шуминовой Н.В.,

при секретаре Дорошенко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию технической инвентаризации Мурманской области о квотировании рабочих мест для инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска обратился в суд с указанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к в обоснование указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации было установлено, что в соответствии со среднесписочной численность работников, квота для приема на работу инвалидов в Государственному унитарному предприятию технической инвентаризации Мурманской области (далее - ГУПТИ МО) установлена в количестве .... рабочих мест, в том числе .... специальное. На дату проверки документов, подтверждающих трудоустройство инвалидов и наличие вакантных рабочих мест в пределах установленной квоты, установлено, что в ГУПТИ МО работает один инвалид, на оставшиеся .... рабочих места документов, подтверждающих трудоустройство инвалидов и наличие вакантных рабочих мест по ним, не представлено. По информации, полученной от Управления государственной службы занятости населения Мурманской области, в Дата ГУПТИ МО не представлено сведений о вакансиях для трудоустройства инвалидов на указанные .... рабочих места. В связи с этим прокурор просит суд обязать ГУПТИ МО обеспечить выделение и создание для трудоустройства инвалидов, в счет установленной для данного предприятия квоты, .... рабочих мест, в том числе .... специального в срок до Дата.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска Куриленко И.Г. заявленные требования уточнила, просит суд обязать ГУПТИ МО обеспечить выделение и создание для трудоустройства инвалидов, в счет установленной для данного предприятия квоты, .... рабочих мест, без учета специального, поскольку ответчиком специальное место уже оборудовано.      

Представители ответчика ГУПТИ МО исковые требования признали, пояснив, что действительно, квота для инвалидов с учетом штатной численности предприятия, составляет .... рабочих места, однако в настоящее время трудоустроен на предприятии один инвалид - сторож, который является инвалидом по зрению - <данные изъяты>. В штатном расписании и иных кадровых документах не имеется четкого указания, что на предприятии квотированы рабочие места для инвалидов, однако этот вопрос возможно решить. Что касается специального рабочего места, то в данном случае предприятие свою обязанность исполнило, поскольку у сторожа такое место оборудовано, а именно - по всему зданию предприятия проведено видеонаблюдение, которое замыкается на экран с увеличенным изображением для удобства сторожа, что было сделано по согласованию с ним.

Представитель третьего лица - Управление государственной службы занятости населения Мурманской области поддержал уточненные исковые требования, пояснив, что квота подразумевает под собой четкое отображение в документах по кадровому составу учреждения закрепление .... рабочих мест за инвалидами.

Суд, руководствуясь статьями 39 и 173 ГПК РФ, принимает признание уточненного иска стороной ответчика, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы третьих лиц.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон), инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ следующим путем: установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

На основании статьи 21 Федерального закона, организациям, численность работников которых более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (не менее 2 и не более 4%).

Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения. Это следует из ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» о том, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов.

Статьей 8 Закона Мурманской области «О мерах социальной поддержки инвалидов» от 29.12.2004 года № 573-01-ЗМО предусмотрено, что организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Мурманской области, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников.

Пунктом 1 Постановления Правительства Мурманской области № 375-ПП от 06.10.2005 года «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области» установлено, что для организаций со среднесписочной численностью работников от 101 до 500 должно быть оборудовано 1 специальное рабочее место.

В соответствии с пунктом 1.1. вышеуказанного Постановления Правительства Мурманской области № 375-ПП, специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов - это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Указанные специальные рабочие места создаются за счет собственных средств организаций в двухмесячный период с момента принятия согласованного решения между работодателем и инвалидом с учетом характера производства и мотивации к труду в конкретной организации.

Функции государственного контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляются в соответствии с действующим законодательством Управлением государственной службы занятости населения Мурманской области.

При этом, согласно пункта 2.5 Постановления Правительства Мурманской области № 375-ПП выполнением квоты считается создание или выделение работодателями рабочих мест для инвалидов в     пределах     установленной     квоты,     подтвержденное распорядительными документами, копии которых предоставляются в органы службы занятости населения; трудоустройство работодателями инвалидов в соответствии с трудовым законодательством.

Важнейшее направление социальной защиты состоит в том, чтобы инвалиды были конкурентоспособны на рынке труда.

Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Октябрьского округа г. Мурманска проверки Дата юридического лица ГУПТИ МО установлено, что в соответствии со среднесписочной численностью работников, квота для приема на работу инвалидов по данному учреждению составляет .... рабочих места, в том числе 1 специальное. На дату проверки лишь одно место в пределах квоты занято работником инвалидом, а именно - сторожем. В то же время .... места не квотированы.

По информации, представленной в прокуратуру Мурманской области Управлением государственной службы занятости населения Мурманской области, в Дата ГУПТИ МО не представлено сведений о вакансиях для трудоустройства инвалидов по .... не занятым, входящим в квоту для инвалидов, местам.

Указанные обстоятельства подтверждаются также представленным штатным расписанием ГУПТИ МО и представителями данного учреждения.

В то же время требование об оборудовании специального места ответчиком исполнено, что принимается судом во внимание с учетом позиции, выраженной представителем прокуратуры при уточнении иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Государственное унитарное предприятие технической инвентаризации Мурманской области обеспечить выделение и создание для трудоустройства инвалидов, в счет установленной для данного предприятия квоты, 2 рабочих мест, в срок до Дата.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд города Мурманска в течение 10 календарных дней со дня его вынесения в окончательной форме.

              

Председательствующий:                                                           Н.В. Шуминова